Минкульт Татарии защитил сериал «Зулейха открывает глаза»

Требование прекратить показ сериала «Зулейха открывает глаза» окажется губительным для искусства в целом, заявила министр культуры Татарии Ирада Аюпова, 17 апреля передает ИА «Татар-информ».

Аюпова сообщает, что, как автор литературного произведения, так и автор телесериала имеют право на творческий подход. Министр культуры объясняет это тем, что фильм «Зулейха» не является документальным произведением — это художественное произведение.

Министр сослалась на Конституцию РФ, в которой прописан запрет на цензуру и вмешательство в создание художественных произведений.

Ирада Аюпова считает, что сериал не об очернении исторического прошлого страны, а об уязвимости человека перед внешними обстоятельствами.

«Я два с половиной года работала в архиве и видела оригиналы документов. И мне кажется, оценивать любое историческое событие только как черное или белое нельзя. Сериал не об этом», — отметила министр культуры Татарии.

Напомним, с 13 апреля на телеканале «Россия-1» начали показывать сериал «Зулейха открывает глаза». Сериал снят по одноименному роману татарской писательницы Гузель Яхиной о периоде раскулачивания в 30-х годах XX века.

На писательницу и авторов сериала, после показа первых серий фильма, граждане страны обрушились с критикой. Критикующие считают, что в фильме искажены обычаи, ментальность татарского народа, оскорблены чувства верующих, а также обвиняют авторов в искажении и очернении советского периода истории страны.

Комментарий редакции

Ирада Аюпова юридически абсолютно права — фильм «Зулейха открывает глаза» является художественным произведением. Поэтому автор имеет право на творческое осмысление показываемых сюжетов, художественный вымысел, трансляцию своих смыслов. В этом и состоит либеральная свобода творчества.

Но при этом остается за кадром понимание того, что большинство граждан страны не будет сидеть в архиве «два с половиной года», чтобы сделать самостоятельный вывод о событиях тех времен.

Фильм создает художественную картинку, образ видения исторического периода такой, какой транслирует автор. И этот образ внедряется в сознание и запоминается как историческая правда о том неоднозначном периоде в истории страны.