1. Война идей
  2. Будущее человечества
Москва, / ИА Красная Весна

Кургинян рассказал, зачем элите самоуважение

Изображение: (сс) White House
Борис Ельцин и Билл Клинтон
Борис Ельцин и Билл Клинтон

В обществе постправды нет авторитетов, в нем не ценят репутацию, в нем нет самоуважения. В таких условиях могут существовать только политики-флюгеры, но не национальная элита страны, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в передаче «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда», вышедшей 22 сентября.

Разговор об обществе постправды вызвала деградация информационного пространства, полная дискредитация журналистики, в частности, американской. К примеру, экс-президент США Дональд Трамп заявил, что поскольку фейковые СМИ молчат об Украине, это значит, что она проигрывает.

Кургинян рассказал, что в 1992 году тогдашняя российская власть предлагала ему «открыть все дороги», если он скажет, что то, что написано в книге «Постперестройка» — это шутка. Иными словами, предлагалось заявить, что развал СССР не приведет к катастрофе.

«Я подумал, что произойдет, если я это сделаю. Первыми меня перестанут уважать моя жена и семья, потом — друзья, потом — что-то еще. А главное, с чего это начнется, — я перестану уважать себя. А когда я перестану уважать себя, я встану утром с постели — и начну двигаться или нет?» — объяснил Кургинян.

Он объяснил, что принятие такого предложения было неразумно и с практической точки зрения, поскольку он понимал, что это правительство через два года «рухнет».

«Но есть же высшая точка зрения. Высшая точка зрения заключается в том, что если я есть и мои представления о том, что я существую, базируются на некотором уважении к себе, собственной позиции, к чему-то прочему, то если я всё это теряю, то зачем мне остальное?» — подчеркнул философ.

Кургинян рассказал о том, что Мао Цзэдун сказал Хрущёву, когда тот потребовал, чтобы Китай вслед за тогдашним руководством СССР после XX Съезда КПСС тоже осудил Сталина. Мао Цзэдун заявил, что Китай этого делать не будет. На вопрос Хрущёва «Почему?» Мао ответил: «А потому, что мы потеряем лицо. Мы слишком долго его хвалили. Мы потеряем лицо». Видя, что Хрущёв его не понимает, Мао пояснил: «А если мы потеряем лицо, то мы потеряем власть».

«Потом делает паузу, — чувствует, что он что-то не до конца правильно сказал для себя, и говорит: „А зачем нам власть, если мы потеряли лицо?“» — рассказал Кургинян.

Он напомнил, что, в отличие от этих представителей китайской элиты, понимавших ценность самоуважения и репутации как с высшей, так и с практической точки зрения, Борис Ельцин в бытность свою первым секретарем Московского городского комитета КПСС и кандидатом в члены политбюро обвинял своих оппонентов в недостаточной приверженности социализму, а всего через несколько лет стал проклинать этот социализм. Кургинян привел и другие примеры подобных метаморфоз.

«Сижу на передаче Познера, и Василий Аксёнов сидит и поносит этих коммунистов как только можно. Я говорю: „Простите, у меня в памяти есть какое-то произведение — оно называется «Любовь к электричеству». Там великие герои — Ленин, Красин, Кржижановский, Великая революция пятого года, большевики“. Он говорит: „Подумаешь… Мне заказали. Мне деньги были нужны — я за деньги написал“. Я говорю: „А может, сейчас тоже за деньги? Или нет?“» — рассказал Кургинян.

Комментарии
АП

Александра Пахмутова 14:23 24.09.23

А как могут быть люди лучшими (элитой), если у них нет объективных причин для самоуважения? По большому счету, самоутверждение на чужих костях или на злоупотреблении доверием в полноценной психике преимущества не дает, а отвергается.

Обсудить в комментариях