1. Концептуальная война
  2. Левые в Европе
Москва, / ИА Красная Весна

«Прометеева политика» за пределами гуманизма. Левые обсуждают идеологию

Изображение: Татьяна Малышева © ИА Красная Весна
Прометей. Орлиные Скалы. Сочи
Прометей. Орлиные Скалы. Сочи

Новую идеологию — «левый акселерационизм» обсудили зарубежные авторы на страницах журнала «Логос», сообщает 30 сентября корреспондент ИА Красная Весна.

Авторы базового документа левых акселерационистов — британский политолог и преподаватель факультета географии Университетского колледжа Лондона Ник Срничек и политолог Алекс Уильямс. Они пишут: «Капитализм начал сдерживать производительные силы технологии или, по крайней мере, направлять их на бесполезно узкие задачи...», одновременно с этим «все хотят меньше работать». Срничек и Уильямс считают нужным «высвободить скрытые производительные силы» и «ускорить процесс технологической эволюции».

Авторы выделяют три среднесрочные цели. Во-первых, это построение «интеллектуальной инфраструктуры... наподобие общества „Мон Пелерин“», которая и должна создать полноценную идеологию. Следующим пунктом идет масштабная реформа медиа через создание «действенного общественного контроля». Наконец, левые акселерационисты хотят «переучредить различные формы классовых сил». Для этого нужно «связать воедино разрозненные массы отдельных пролетарских идентичностей».

Уильямс и Срничек подчеркивают: «Только прометеева политика главенства над обществом и средой его существования способна решить глобальные проблемы и победить капитализм». Будущее необходимо конструировать, считают авторы. И выбор, по их мнению, состоит в следующем: «Либо глобальный посткапитализм [за который и выступают авторы — прим. ИА Красная Весна], либо медленная фрагментация и дегенерация, вечный кризис, планетарная экологическая катастрофа».

Несмотря на апелляцию к Прометею, Ник Срничек считает, что гуманизм нужно преодолеть ради стратегического мышления. «Сегодня мы практически утратили такие способности к долгосрочному и стратегическому мышлению... Одним из выходов за пределы гуманизма и фетишизации тактики было бы восстановление таких способностей», — заявляет он в отдельном интервью.

Напомним, в ноябре 2017 г. в Москве прошло заседание клуба «София». Участники собрания посчитали, что «будущее зависит от создания нового левого проекта». На заседании отметили, что самой ответственной задачей должно стать «построение нового гуманизма».

Комментарий редакции

Западные «новые левые» весьма плодовиты на концепции и проекты. Но их ситуационизмы, постопераизмы и прочие -измы, за небольшим исключением, постигла схожая судьба: они оказались безнадежно негодными для практики. К тому же, многие из этих направлений безнадежно сплелись с постмодернисткими теориями, чьи постулаты антигуманны и потому не имеют ничего общего с действительно левым началом.

Данный случай (левый акселерационизм) — далеко не самый печальный. А чем-то указанная концепция на голову выше своих аналогов. Тут нет огульного поношения управленческого начала и власти как таковой (чем грешат все без исключения постмодернистские авторы). Есть понимание, что нынешний капитализм сдерживает развитие человечества. Наконец, авторы признают необходимость стратегической борьбы, а не ситуационного тактического реагирования.

Однако непонятно, чем авторам мешает гуманизм, и почему без него нельзя мыслить стратегически. Невозможно представить, чем будет являться «прометеева политика» без высшего гуманизма, которую являет миф о Прометее. Наконец, образ «будущего посткапитализма» несколько напоминает техногуманистические утопии, где есть технология и человек как довесок к ней. Что уж говорить о мелочах — практические шаги к достижению «светлого будущего» размыты донельзя (некий утопический общественный контроль над СМИ — и это совместимо с существованием крупных медиакорпораций?).

Очевидно, что без нового гуманизма, «прошедшего через многие испытания, обогащенного опытом прошлого, измерившего в человеке все бездны темного и демонического для того, чтобы еще выше поднять человека и возвеличить тайну человеческого духа» (Томас Манн), не может быть и речи о действительно современной левой теории.