Отмена русских классиков на экзаменах — это та же отмена русской культуры, за которой последует отмена индивидуальности, сущности, а дальше — потеря государства и своего народа

«Лучше отменить ЕГЭ без Пушкина, чем Пушкина в ЕГЭ»

О.Кипренский. Портрет Пушкина. Фрагмент. 1827
О.Кипренский. Портрет Пушкина. Фрагмент. 1827

Скандальной инициативе с отменой произведений русских классиков в ЕГЭ можно быть благодарным. Мы проверили, что для нас значат наши писатели. Может, всем на них давно наплевать, и уже можно «сливать воду»?

Ольга Калашникова, член Союза художников России:

Меня не удивила и не напугала позиция Минпросвещения по вопросу изъятия Пушкина и других русских классиков из обязательной программы ЕГЭ. Я уже несколько десятилетий вижу хитрые и подлые «телодвижения» этого министерства. Как вижу и родственную им позицию Министерства культуры. Всё, что происходит последние 35 лет, направлено против: против культуры, против просвещения, против нашего будущего. Всё, что происходит последние полтора года (годы СВО), только подтверждает эти выводы. А сейчас вот замахнулись на основы русской культуры, основы формирования нашего национального мироощущения. Молодое советское государство в 30-е годы ХХ века стало опираться на русских гениев, являя их народу как абсолютный камертон культуры, а нынешние менеджеры решили разом разрушить все наши культурные скрепы. Если рассматривать этих новых управляющих-менеджеров как врагов, то их позиция ясна и «правильна». Так относятся, например, на Украине к явлениям русской культуры. Почему сейчас они столь откровенны? Вот главный вопрос к политическому руководству нашей страны. Не потому ли, что обостряются классовые противоречия?

Юрий Бардахчиев, актер Московского театра «На досках»:

Уже приводилось много возражений против этой странной инициативы, не хочется повторяться. Мне кажется, важнее всего одно-единственное: Минпрос забыл или вовсе не знал, что идет война и что ровно это — уничтожение русской классики — делают на Украине. Вот они-то понимают, что именно русская классика есть стержень и основание нашей идентичности, нашего самосознания, нашей устойчивости на этой земле. По ней и бьют. Мы же, получается, сами подрубаем тот корень, который единственно и связывает нас воедино как народ, как нацию.

Напомню фразу одного английского дипломата, который на вопрос, почему русские непобедимы, ответил: «Потому что они в школе изучают «Бородино».

Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский и многие-многие другие, менее великие, уже всё сделали до нас и за нас — осознали и облекли в глубокие мысли и образы ту сущность, которой являемся мы как русские, создали нас как великую цивилизацию. Нам осталось только не потерять этот уникальный дар, не гнаться за чужим, а помнить, развивать и передавать потомкам свое.

Ольга Кириллова, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры теории культуры, этики и эстетики ИФиСПН ЮФУ:

Судя по всему, отказ от Пушкина, Лермонтова и Гоголя в рамках ЕГЭ — это всё-таки фейк, информационный вброс, который закономерно вызвал скорый возмущенный отклик общественности. В рамках навязываемой Западом «культуры отмены», в России не готовы для такого «оптимизированного» предательства со стороны собственного Министерства образования.

Классическая художественная литература — это о воспитании чувств. Наследие Пушкина, Лермонтова, Гоголя — это духовная основа русского человека, уже почти на уровне коллективного бессознательного. Начинать «оптимизировать» программу по литературе с отказа от классики — всё равно, что выбивать духовную почву государства.

Давид Демурчян, писатель-фантаст:

Исключение русских классиков из ЕГЭ — это обесценивание в глазах учащихся, пожалуй, главной составляющей школьного образования.

Это серьезный удар, который непременно дезориентирует новое поколение. Подростки потеряют последний стимул, который бы мог подтолкнуть их к внимательному изучению литературы.

В сегодняшних школах литература является побочным предметом. А удручающее духовное и моральное состояние выпускников есть уже настоящий побочный эффект такого подхода к обучению.

Литература — это первое соприкосновение детей с философией жизни. Поэтому исключать классиков просто недопустимо. Это бесчеловечный удар по будущему людей.

Мое отношение к Пушкину сакрально. Многое из того, что происходило в моей судьбе, было «по Пушкину».

Мои ценностные понятия, мораль, понимание хорошего и плохого впервые приходили со страниц произведений Александра Сергеевича.

«Евгений Онегин» стал для меня «зеркалом» жизни, в которое я смотрел, разглядывал и узнавал в чём-то себя и окружающих.

Поэтому Александр Сергеевич дорог мне, стал незримым учителем и наставником в хитросплетениях жизни.

Павел Егоров, инженер:

Что означает изъятие русских классиков из ЕГЭ? У каждого из нас есть своя, уникальная история жизни. История государства есть синергетическая сумма историй жизни его людей, живых и мертвых. И никто в здравом уме не станет спорить с тем, что есть люди, которые своим творчеством оказали на нас такое влияние, что, кажется… Нет, не кажется. Мы были бы не мы, если бы не наша классическая литература. Изъятие русских классиков из ЕГЭ — это то же, что стирание памяти человека, только в масштабах общества, государства.

«Пушкин — солнце русской поэзии», «Пушкин — наше всё» — сколько раз мы слышали эти слова? Они не банальны. Давайте еще раз вспомним одно короткое, актуальное, вечное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

«Живительные семена» наших великих классиков проросли и дали побеги. Складывается впечатление, что кто-то готовится вырвать их с корнем. За «дары свободы» придется побороться.

Юрий Высоков, корреспондент газеты «Суть времени»:

Когда страна ведет напряженную спецоперацию, Минпрос в формате «Нате!» показывает свое отношение к народу. Делает шаг к тому, чтобы лишить людей собственной культуры. Обокрасть детей тех, кто отдает на Украине жизни за то, чтобы на планете звучала русская речь. Такой Минпрос мы «не заказывали». Оценка действий чиновников должна быть дана по условиям военного времени. Мы воюем не для того, чтобы стать Украиной, где сносят памятники Пушкину.

Кира Сергеева, преподаватель, переселенка с Украины:

Государство расставляет приоритеты в образовании. Через программу и через акценты в экзаменах. То, что в них вынесено, — самое важное. Базовое. То, что должны знать все в стране, в обществе. То, что люди будут по умолчанию подразумевать даже там, где слова не нужны. Именно поэтому самое лучшее, названное классикой, входит в школьную программу. Иногда звучат идеи, что Толстого невозможно понять в детском возрасте и поэтому его должны читать только взрослые. Но ребенок поймет его душой, на подсознательном уровне, сердцем. Даже если до некоторых смыслов он дойдет после опыта взросления и преодоления. По крайней мере, он будет знать, что есть этот автор, сюжет, услышит ритм языка, герои книг обретут свои образы. Если повезет с учителем или домашней библиотекой — погрузится глубже и сделает свои первые открытия. Сложные произведения развивают мозг, и именно они помогают формированию и становлению личности. Высокий градус творчества Пушкина или Гоголя поведет за собой ребенка, откроет для него это духовное состояние, особую вибрацию.

Исключить русских классиков из главного экзамена — а это пока ЕГЭ — это всё равно, что убрать главные ориентиры, камертоны. Сделать Пушкина чем-то проходящим, временным, не таким уж важным. Постепенно, медленно, незаметно, понемножку. А там и вообще можно исключить лет через десять — давно ведь жил, неактуален для современности. М-да, окна Овертона никто не отменял.

На Украине еще в 90-е, в частности, в Харькове, русский язык и литература преподавались в школе в полном объеме, несколько уроков в неделю. Украинский язык начинали учить с пятого класса, один час в неделю. Потом добавили часов украинского, чуть позже убрали русский — до 1–2 часов. Ну, а потом русский объявили на уровне иностранного, сделали неприоритетным. Экзамен по русской литературе был одним из сложнейших. Сочинение, оценка творчества и грамотности. А потом его просто сделали необязательным. Теперь важны украинский язык и литература. Все силы учеников, все финансовые ресурсы родителей, учителя и репетиторы — всё бросилось на то, что главным определило государство. Иначе не получишь аттестат, не поступишь в институт. Ну, а в 2022 году русский язык на Украине просто отменили как «вражеский». Те единичные преподаватели, которые хранили ему верность и передавали ученикам, пострадали не только от лишения учебных часов и зарплаты — их еще и всячески унижали особо «свидомые» коллеги и родители.

Снос памятников, переименование улиц, изгнание из жизни всего русского. Убийственная война и разожженная ненависть ко всему русскому. А ведь начиналось всё просто с других приоритетов в образовании.

Культура и образование не могут быть на последнем месте. Ведь именно от них будет зависеть, в какую сторону в итоге направят автомат и на кого.

А тем, кому кажется, что Пушкин и так будет вечен, можно просто посчитать количество лет с 90-х до сегодняшнего дня.

Мое личное отношение к Пушкину очень простое. Это безусловный гений, который рожден русской землей. Через него говорил и говорит до сих пор русский дух и русская душа. Легкость, глубина, образность, поэзия как явление, как дар, как ниспосланное свыше, сказочность, бессмертие.

Лучше отменить ЕГЭ без Пушкина, чем Пушкина в ЕГЭ. И это мое личное, частное, субъективное суждение. Правда, надеюсь, не только мое.

Марина Чумакова, архитектор:

Что для меня означает исключение русских классиков из ЕГЭ?

Для меня это начало разрушения русской литературы, русской культуры.

Русская классика — это история России, символ общности, одно из звеньев, которые объединяют народ и множество народностей, которые проживают не только в нашей стране, но и за ее пределами. Литература — кладезь русской речи, она подпитывает и сохраняет наш язык.

Александр Пушкин — один из основоположников русской литературы. Писатель, поэт, критик, драматург… Он внес огромный вклад в ее развитие. В детстве мы читаем сказки Пушкина, учимся мечтать, фантазировать, понимать, что есть плохое, а что — хорошее. По его поэмам и романам — узнавать о любви. На протяжении всей жизни в его творчестве можно искать ответы на самые важные вопросы, ведь любое произведение Александра Сергеевича — это история, философия, житие русского народа.

Он как учитель и наставник, без которого не обойтись.

Отмена русских классиков на экзаменах — это та же отмена русской культуры, за которой последует отмена индивидуальности, сущности, а дальше — потеря государства и своего народа.