Историей как наукой в тарусском переименовании и не пахнет, историчностью тоже. Тут пахнет совсем другим. Это скорее истеричность

Истеричность вместо историчности — краевед о действиях депутатов Тарусы

Беньямин Вотье. Допрос (Обвинение мальчиков). 1868
Беньямин Вотье. Допрос (Обвинение мальчиков). 1868

Глава городской думы Тарусы Елена Котова высказалась об исторической обоснованности смены советских названий 15 улиц и главной площади города, а также о наличии у депутатов оснований для проведения переименования. ИА Красная Весна попросило прокомментировать заявление председателя думы тарусского краеведа Викторию Губареву.

Виктория Андреевна является краеведом, историком, писателем, специалистом по истории Тарусы.

ИА Красная Весна: Как вы относитесь к словам Елены Викторовны о том, что даже в Калужском областном архиве нет полных данных об истории улиц Тарусы, но при принятии решения о переименовании депутаты старались «максимально придерживаться исторической правды»? .

— В том-то и дело, что самая полная информация о нашем городе содержится в филиале Калужского краеведческого музея в Тарусе, директором которого является Наталья Владимировна Зайченко. Она прекрасный специалист, исследователь, профессиональный архивист, она много лет объединяла наших выдающихся историков, археологов, краеведов. Это А. С. Фролов, В. В. Щербаков, Г. В. Галутва, С. Е. Михеенков, Э. М. Логинова и многие другие.

Я сама много лет работала с ними рука об руку в архивах, училась щепетильности и скрупулезности в исследованиях. Преклоняюсь перед их талантом и знаниями. Но надо понимать, что краеведение — это очень точная наука. Требует многолетней работы в архивах, с другими источниками. Это серьезные расходы на поездки, на оплату копий документов, на питание, гостиницу и прочее. И просто так с кондачка не получится дать даже простую историческую справку, нужно обоснование и ссылка на источники.

Можно, конечно, из "Википедии" и публикаций наскрести, но это не всегда возможно. Поэтому надо обращаться непосредственно к исследователям конкретной темы. А кто занимался исследованием улиц города и его планами разных эпох, знает только Тарусский краеведческий музей во главе с Н. В. Зайченко.

Команда депутатов забыла туда адрес? Или тарусяне были уже просто не «наши»? Сложно ответить, когда, кому, по какому поводу был сделан запрос? Ведь это щелчком мышки вытаскивается из почты горуправы.

ИА Красная Весна: Елена Котова также заявляет, что команда депутатов пыталась максимально придерживаться исторической правды. Что вы об этом думаете?

— Отмечу, что много лет занимаясь с коллегами-краеведами темой истории Тарусы и Тарусского края, мы не смогли найти в архиве плана с точным названием улиц. Все собиралось по крупицам из разных источников. А получается так, что специалисты администрации нашли этот материал и не поделились? Хотелось бы пригласить их на ежегодную краеведческую конференцию или хотя бы на встречу в Тарусском краеведческом музее. Мы с огромным интересом послушаем нашего неизвестного пока нам коллегу.

ИА Красная Весна: Глава гордумы заявила, что у переименователей были многочисленные материалы, включая исследования школьников и материалы книг Фролова. Можете прокомментировать это заявление?

— Материалы многочисленные? Калужане занимаются историей Калуги, туляки — историей тульской земли. Историей тарусских улиц могут заниматься только близкие к Тарусе люди.

С А. С. Фроловым я общалась много лет, советовалась, помогала с учениками в раскопках. В моем альбоме есть много фотографий, связанных с этим замечательным ученым. Его книги и брошюры в моей коллекции — на первом месте. Но он только косвенно касался истории XIX века, когда появились названия улиц. У него вы найдете сведения только о посаде и древней истории Тарусы.

Ну, а уж об исследованиях школьников так просто неприлично говорить.

Если это серьезный уровень, то должны быть, по крайней мере, выступления на краеведческих конференциях и конкурсах. Поэтому так просто этот материал не найдешь. У ребят редко бывают публикации, если педагог им не поможет в этом.

В нашем районе были и есть замечательные юные исследователи, но кто и о чем писал, могут знать только коллеги-педагоги, много лет занимающиеся исследовательской работой с учениками. Авторы вашей справки их имена и работы могут назвать?

Призовые места в областных, всероссийских конференциях занимали в том числе и мои ученики. Наверное, вы сегодня вспомните, что именно темой исследования истории Тарусы занимался прекрасный исследователь, мой ученик и выпускник нашей с вами школы Борис Ломакин, победитель Всероссийской конференции, дважды победитель Всероссийского конкурса «Юный архивист».

Историей как наукой во всем этом и не пахнет, историчностью тоже. Тут пахнет совсем другим. Это скорее истеричность.