В преддверии нового рывка
Девятая Летняя школа движения «Суть времени» проходила в Александровском с 8 по 20 июля 2019 года. Как и все предыдущие школы, эта школа сочетала несколько видов обучения тех, кто участвовал в ее работе.
Перед тем как обсудить все эти виды обучения и вкратце охарактеризовать степень эффективности каждого из них, скажу о том, что наверняка очевидно или почти очевидно для читателя газеты «Суть времени». И что, тем не менее, необходимо оговорить.
На протяжении многих месяцев движение «Суть времени» было предметом сосредоточенной травли со стороны так называемых леваков. В принципе, эта травля идет уже не первый год. Но в последнее время она приобрела особо грязный и особо форсированный характер.
Почему особо грязный? Потому что фактически никому из современных политиков не придет в голову пользоваться для травли клеветой, извергаемой изгнанными из движения людьми. Вы же не можете себе представить, что, например, Жириновский, вполне способный выходить в конкурентной борьбе за рамки старомодной нормативности, начнет раскручивать ушедших от Зюганова, наплевав и на сомнительность этих отщепенцев, и на недопустимость такого приема.
Подобная раскрутка отщепенцев недопустима морально даже при том, что политика и мораль сочетаются весьма причудливо. К тому же она неэффективна, потому что все понимают степень предвзятости изгнанных. И, наконец, она небезопасна, потому что про любого из таких отщепенцев известно слишком много нелицеприятного.
Начнешь их раскручивать — изумятся тем, какую дрянь ты используешь. А значит, ты замараешься гораздо больше, чем тот, кого ты хочешь замарать.
Одним словом, есть негласное правило, в общем-то, соблюдаемое самыми бесцеремонными политиками. Это правило не работает, когда речь идет о клевете, источаемой ангажированными журналистами. Которые, в отличие от политиков, могут притворяться объективными. Но и они этим по большей части брезгуют.
Что же касается политиков, которые на это способны, то тут рекорды кроют именно леваки — без оглядки на последствия и без опасения испортить собственную репутацию.
Потому что не понимают, что такое репутация.
Потому что знают, что она у них замарана до предела.
И, наконец, потому что сами не уважают себя и вообще не понимают, что такое уважение. А может быть, они просто не политики.
Мне нередко говорили о том, что леваки — это ничтожный элемент как бы оппозиционной политсистемы. Но это и так, и не так.
Это как бы так с точки зрения количественной. Леваков и впрямь пока еще не слишком много.
Но их и не мало. Кроме того, они набирают силу, в том числе и за счет своей особой неразборчивости, своей особой готовности ревностно служить антигосударственным и антинациональным целям.
Что же касается Запада, откуда и затекает в Россию вся эта леваческая гниль, то там усилиями спецслужб левачество становится всё более раскрученным. Иначе и быть не может. Если основной западной стратегией стала стратегия хаоса, то почему бы не воспользоваться теми силами, сердцу которых этот хаос наиболее дорог. А дорог он именно левакам — как троцкистским, так и анархистским. Так что не надо недооценивать леваков. Притом что и переоценивать их тоже нельзя.
Ну так вот… Леваки напрягли все свои силы, чтобы разгромить движение «Суть времени», расколоть его, что-нибудь от него отколоть. И можно было рассчитывать, что в нынешней непростой действительности, которая объективно начинает всё в большей степени подталкивать людей к левому радикализму, леваки смогут если не расколоть, то хоть что-нибудь отколоть от движения «Суть времени» воплями о недостаточной чистоте сутевского марксизма (особенно «убедительными» в устах матерых антимарксистских анархистов, да и в устах троцкистских, пожалуй, тоже). А также обвинениями в путинизме, приоритете державности над классовой борьбой, сектантстве и всём прочем.
Летняя школа 2019 года показала, что левакам не удалось не только расколоть «Суть времени» или снизить ее активность. Им не удалось вообще ничего отколоть от нашей организации. А активность и сплоченность «Сути времени» леваки только усилили.
Для того чтобы оценить степень провала леваков, а не говорить об этом просто так, нужна была именно Летняя школа, она же — наша общественно-политическая конференция или съезд. Только после завершения данного мероприятия стало возможно оценить всё объективно и с количественной (на эту школу приехало ну уж никак не меньше людей, чем на предыдущую), и с качественной стороны.
Потому что качество каждой школы зависит не только от ее программы, но и от настроя ее участников. А этот настрой был одновременно как никогда дружеским (я бы сказал даже братским), и как никогда деловым. Это признают все участники школы.
С момента своего основания движение «Суть времени» сделало ставку на правду. Мы никогда не преувеличивали численность своих митингов, степень единства своих рядов, никогда не завышали параметров проводимых нами конференций и школ. Мы всегда прямо говорили о том, что является помехой в нашей деятельности. И в этом наше коренное отличие от тех, кто, выведя на митинг несколько тысяч человек, будет орать, что вышел миллион.
Все мало-мальски объективные эксперты, наблюдающие за нашей деятельностью, знают, что мы и впрямь никогда не надуваем щек. И потому, что нам дорога правда как таковая (движение, которое не делает ставку на правду, делает ставку на ложь, а ставка на ложь всегда и всё разлагает), и потому, что не сказав правды, нельзя мобилизовать людей на преодоление тех или иных ошибок или неблагополучий.
Говоря о том, что многомесячные исступленные атаки леваков на движение «Суть времени» не породили ничего, кроме сплочения движения и роста его активности, я говорю правду. Если бы всё произошло иначе, я бы сказал об этом просто для того, чтобы нацелить людей правильным образом. Но это обстоит именно так. Что, кстати, небезынтересно.
Еще одна черта этой Летней школы состоит в том, что ее участники собрались после как минимум двух крупнейших мероприятий, проводимых в полевых условиях.
Первое — сбор подписей за отмену пенсионной реформы.
Второе — развернутый соцопрос, в центре которого находились последствия введения пенсионной реформы.
Этот соцопрос мы будем обсуждать отдельно. Сбор подписей уже обсужден неоднократно. Здесь же я говорю только о том, что на школу собрались активисты, уже вкусившие от двух успешных крупнейших полевых мероприятий. И это повлияло на победительный настрой участников школы ничуть не меньше, чем безнадежные атаки леваков.
А теперь несколько слов о том, чему именно мы обучали на этой школе.
Первый вид обучения — интеллектуально-политический. Мы определенным образом обсуждали и свою собственную ситуацию, и ситуацию в стране и мире. Тут нашлось место и для предельной конкретики, и для общей проблематики.
Второй вид обучения включал в себя всё, что связано с повышением культурного уровня членов движения «Суть времени». На школе было показано несколько спектаклей, сделанных нашим театральным коллективом, в который теперь вошли на правах студийцев члены нашей коммуны. На школе был проведен экзамен, показавший, что члены движения, много времени посвящающие самообразованию (таковыми являются учащиеся в нашей «Школе высших смыслов»), наконец-то демонстрируют серьезные успехи. Помимо показа спектаклей и проверки результатов образовательной деятельности в сфере культуры, крайне важным для нас был еще и итоговый концерт, на котором выступали все охочие до этого члены нашего движения. С каждым годом такие концерты становятся все более убедительными. И это не мелочь. Как потому, что уровень культурной убедительности тесно связан с уровнем убедительности общериторической, а значит, и политической (человек, умеющий читать стихи, умеет и выступать на митингах, а также по телевидению), так и потому, что вне актуальной живой связи со своей культурой нет и не может быть желанной для нас полноценной патриотической идентичности.
Третий вид обучения — психологический. Ситуация в стране такая, что психология превращается в одно из ключевых слагаемых общественно-политической деятельности. На школе мы учили людей заглядывать в себя, что крайне непросто, ставить перед собой проблемы преодоления тех или иных препятствий на пути развертывания всех своих творческих и человеческих возможностей.
Четвертый вид обучения — информационно-технологический. Движение «Суть времени» создало очень много такого, чего обычно не создают общественно-политические движения. В том числе и информационное агентство Красная Весна. Это агентство за год существенным образом преуспело. Но мы считаем его успехи еще недостаточными. И потому уделили особое внимание практической стороне дела, то есть обучению членов движения журналистскому мастерству. Это обучение вели высококлассные педагоги.
Пятый, тоже немаловажный, вид обучения связан с военно-спортивной подготовкой. Движение «Суть времени» не только не допустит малейшего уклона в радикализм, не только будет постоянно чураться любых противозаконных действий. С давних пор мы заявили о том, что наше движение антиэкстремистское. Но всё, что в рамках закона можно сделать для того, чтобы члены движения были мужественными, хорошо подготовленными людьми, готовыми эффективно применять все законные методы обеспечения самозащиты, — мы делали и будем делать. Причем уделяя этому всё больше усилий. Это необходимо и потому, что ситуация в стране тревожная, и потому, что наши противники склонны к разнообразному хулиганству, и потому, что правильный жизненный тонус участников движения является залогом их психологической стабильности, залогом обеспечения необходимой им психологической динамики.
Шестой вид обучения — рефлексивный. Члены движения должны уметь обнаруживать и самостоятельно решать проблемы своих региональных микрогрупп и своей организации в целом. Этому мы тоже учим на своих школах.
Седьмой вид обучения — коммуникативный. Нашему обществу активно навязывается атомизация, социопатия. Учить людей коллективизму приходится заново. При этом очевидно их желание брать барьеры, связанные с навязанной им социопатичностью, обособленностью. Практика показывает, что, возможно, взятие этих барьеров является наиважнейшим для членов «Сути времени». Что к этому они стремятся больше, чем к чему-либо еще.
Я вкратце рассмотрел семь основных видов обучения. На самом деле их было еще больше. Но главное не в этом, а в том, что все эти виды связаны между собой. И что эти связи тоже обсуждались, причем достаточно подробно.
Мой основной вывод — движение «Суть времени» не только не согнулось под огромными нагрузками (кто еще собрал более миллиона подписей и более восьмидесяти пяти тысяч анкет?), но и избежало (по крайней мере на этом этапе) той стагнации, которая всегда наступает после многих лет абсолютно бескорыстной и очень напряженной работы. Скорее напротив, речь идет об очевидных предпосылках нового рывка, при осуществлении которого все заявки «Сути времени» приобретут гораздо меньшую голословность. А основная из этих заявок всем нам известна: До встречи в СССР!