Обзор главных событий в Северной столице с 26 ноября по 2 декабря

Петербург за неделю: проблемы транспортной инфраструктуры


Эх, дороги… В Петербурге прошел Международный форум транспортной инфраструктуры

Обсуждения культурной проблематики отгремели и на прошедшей неделе в городе обсуждали более приземленные проблемы. 27 ноября в Петербурге стартовал I Международный форум транспортной инфраструктуры. Форум был посвящен обсуждению актуальных вопросов дорожного хозяйства и обмену опытом по решению тех или иных связанных вопросов. Кроме того, в дни работы форума работала выставка техники и технологий в области строительства транспортных сооружений.

Обсудить явно было что — еще 22 ноября директор СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» Вячеслав Урусов рассказал, что в настоящее время около 37% петербургских дорог не соответствуют нормативам. При этом из-за износа каждый год около 7% городских дорог попадают в категорию ненормативных. В последние годы ситуация в Петербурге с износом дорог, как минимум, не улучшается. В 2011 году нормативам соответствовало около 73% городского дорожного полотна, в 2012 году — 76%, в 2013 году — 68%, 2014 году — 66%, в 2015 — 63%.

Президент своим майским указом поставил задачу довести долю нормативных автомобильных дорог в крупнейших городах хотя бы до 85%. При этом, несмотря на выделение миллиардов рублей, финансирование, по мнению Урусова, все равно остается недостаточным. По его словам, для перелома ситуации необходимо выделять на ремонт дорог в городе хотя бы на 2 млрд руб. больше.

К слову, ремонт дорог Ленинградской области требует еще больших затрат. По словам председателя rомитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Юрия Запалатского, для ежегодного ремонта необходимо около 20 млрд руб. Согласно расчетам, ежегодно необходимо ремонтировать около 2 тыс/ км областных дорог. При этом дорожный фонд Ленинградской области еще меньше, чем городской — около 8 млрд рублей.

«Спасибо нашим отцам и дедам, которые в свое время так качественно и продуманно занимались дорогами, что сегодня мы пользуемся тем заделом, что они оставили», — сказал председатель Юрий Запалатский, отметив, что некоторые участки дорог не ремонтировались более 30 лет. Это — весьма характерная реплика. Можно сказать, что с 91-го года наше государство во многом занимается проеданием задела, оставленного еще с советских времен. И это касается многих отраслей народного хозяйства. Неслучайно ситуация с автодорогами в городе сильно напоминает ситуацию с трубами — сфера, имеющая сильное социальное значение, требующая серьезных капиталовложений, не приносящая какой-то ощутимой прямой прибыли. Даже процент износа тепловых и дорожных сетей в городе схож. И те же упования властей на государственно-частное партнерство, которое, судя по всему, не приносит ощутимого результата.

Строительство и инфраструктурные проблемы

Все это выливается в серьезные проблемы в транспортной инфраструктуре города. Петербург страдает от проблем многих мегаполисов — число автомобилей в городе явно не уменьшается. Выступая на форуме 27 ноября, вице-губернатор Петербурга Игорь Албин отметил «беспрецедентную» автомобилизацию города. За 6 лет в Петербурге количество автомобилей выросло на 15%, и сейчас в Петербурге на 1000 жителей приходится 317 автомобилей. Этот показатель является одним из самых высоких по стране.

По словам Албина, в режиме перегрузки работает почти 500 км городских дорог, что по его словам, — наследие Советского Союза. Безусловно, в какой-то мере это так и есть — в советское время плотность автомобильного движения была совсем иной. Однако, во-первых, все же с 91-го года прошло немало лет. Во-вторых, сам Албин понимает, что ситуацию сильно усугубляет, например, уплотнительная застройка. Непонятно при этом, почему депутаты вынуждены обращаться к врио губернатора Санкт-Петербурга Александру Беглову с просьбой не застраивать жилыми домами территорию завода «Светлана». Или почему горожане вынуждены отстаивать парки от застройки жилыми домами, торговыми комплексами и т. д.

В теории хотя бы немного уменьшить проблему помог бы правильный генеральный план развития города. И Албин утверждал, что городу предстоит принять план такого развития до 2050 года. Он отмечает важность соблюдения в генплане задач повышения качества жизни людей, улучшения городской среды и сохранения памятников архитектуры. Но все понимают, что частным строительным компаниям не особенно хочется вкладываться в строительство дорог, детских садов, школ и прочей социальной инфраструктуры вблизи своих новостроек. Поэтому какой в итоге будет генплан развития города и как он по факту будет соблюдаться — неясно.

А пока Албину остается жаловаться на дефицит детсадов, школ и поликлиник, попутно сетуя на большое количество автомобилей в городе.

Проблемы городского общественного транспорта

Возможно, при наличии действительно качественной и хорошо развитой сети городского общественного транспорта гражданам не было бы необходимости в таком количестве личных автомобилей. Скажем, в городе есть ряд районов либо с крайне мало развитой, либо вообще отсутствующей сетью метрополитена. Например, Красносельский или Красногвардейский районы Петербурга. Строительство станций метрополитена зачастую откладывается на годы и годы.

При этом в последнее время петербургская подземка вместо развития «радует» разве что скандалами. Не так давно власти заявили о срыве сроков по строительству трех станций на юге города — «Проспект Славы», «Дунайский проспект», «Шушары», а также депо «Южное». При этом городские власти и «Метрострой» обвиняют в произошедшем друг друга. Прошедшая неделя не стала исключением. «Метрострой» выразил готовность судиться с городом. Городские власти в долгу не остались, заявив о большом количестве брака при строительстве новых станций. Параллельно город снова напомнил о намерении увеличить долю в «Метрострое» — по словам Албина, это может решить проблему управляемости компании.

Как мы уже отмечали, ситуация чем-то напоминает положение дел с городским ГУП «ТЭК» и АО «Теплосети Петербурга». В том случае город также грозится взять теплосети под контроль, чтобы решить проблему высокого износа. Однако пока воз и ныне там.

Александр Беглов идет в губернаторы

26 ноября врио губернатора Петербурга Александр Беглов внес в Законодательное собрание города поправки, позволяющие претендовать на пост губернатора города не только выдвиженцам избирательных объединений, но и самостоятельным кандидатам. Ранее ходили слухи, что Беглов будет баллотироваться именно как самовыдвиженец. То, что он в принципе пойдет на губернаторские выборы, — мало кто сомневался. И вот теперь под его самовыдвижение подводится конкретная законодательная база.

Желание Беглова идти самовыдвиженцем — понятно. Партия «Единая Россия» в лице своего главного питерского представителя Вячеслава Макарова и так заявила о своей полной поддержке Беглова. В то же время идти на выборы напрямую от партии, запятнавшей себя поддержкой повышения пенсионного возраста, — вряд ли хорошая идея.