Петербург: Смольный против «Метростроя», оппозиция теряет старожила
Конфликт «Метростроя» и Смольного или реквием по невидимой руке рынка
На минувшей неделе власти Петербурга официально заявили о срыве сроков строительства трех станций на юге города («Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Шушары») и депо «Южное». При этом совокупная готовность объектов — порядка 90%. В этой ситуации «Метрострой» и горадминистрация играют в «тяни-толкай».
Монополисты кивают в сторону Смольного — мол, финансирование контрактных обязательств было необоснованно и незаконно урезано (с 35 млрд до 25,9 млрд), город затягивал с выдачей разрешения на начало строительного периода и т. д. — это и многое другое уже заявлено в претензионной работе с заказчиком.
Заказчик же в лице Смольного воспринял критику что называется «в штыки» и под вечер пятницы расставил все точки над «М», заявив от лица вице-губернатора Игоря Албина, что город намерен разрушить монополию «Метростроя», инициировав новый конкурс на достройку южных станций подземки после 20 декабря, когда выйдут сроки сдачи объектов. В данный момент появились слухи о новом подрядчике итало-турецкого происхождения ICA Construction, которому якобы будет доверена постройка Красносельско-Калининской линии петербургской подземки. Эта компания уже работала в городе при постройке нового терминала аэропорта «Пулково» и центрального участка Западного скоростного диаметра.
Что ж, может, так и было задумано изначально с приходом Беглова, судя по схожей тактике в топливно-энергетическом комплексе, где Смольный планирует увеличить долю в изношенных «Теплосетях Петербурга», отодвинув в сторону опасно пассивную прогазпромовскую ТГК-1. Этим вполне объясняется перенос 10 млрд рублей, якобы не реализованных метростроевцами, на 2019 год. Как бы там ни было, а у разбитого корыта вновь и вновь остаются жители самого северного города-миллионника.
Прессинг «Метростроя» может быть причиной и перетасовки во властных кругах города с приходом нового руководства Смольного, которое постепенно начинает обновляться под Беглова. Ведь еще недавно «Метрострой» был в обратной ситуации — метростроевцы «спасали» долгострой стадиона «Санкт-Петербург», когда городские власти попросили подвинуться структуры «Трансстроя» Олега Дерипаски, которые, к слову, строили также и метродепо «Южное» на том самом Фрунзенском радиусе.
Пока же в Смольном метания: сначала речь зашла об обеспечении захода на рынок метростроительства конкурентов «Метростроя», затем уже заявлялось о взятии под контроль структур компании путем увеличения доли акций до 50%+ 1 акция (сейчас: доля городского правительства в «Метрострое» — 46% — через ГУП «Петербургский метрополитен» (25% акций) и комитет имущественных отношений (21%); экс-главе «Метростроя» Вадима Александрова и его сыну Николаю принадлежат в общей сложности 38% акций, остальные 16% — у миноритариев).
Надежда, наверняка неплохо для кого-то оплачиваемая, на частные или получастные компании, отвечающие за ключевые отрасли города, будь это ТЭК или строительство метро, может, умирает последней, но не очень понятно, сколько смертей горожан из-за аварий на ТЭК должно случиться, чтобы эта надежда все же умерла. С метро — та же история, транспортная доступность — одна из главных проблем развивающегося Петербурга, и решать ее надо именно политической волей, отставив губящую горожан веру власти в «невидимую руку рынка».
Политика – от Александра Беглова до «Яблока»
Сам Смольный обновляется, пусть и небольшими темпами, кадровое наследие Полтавченко «тает» почти что еженедельно. На минувшей неделе подал прошение об отставке по доброй воле важная фигура в Смольном — Михаил Мокрецов, который до декабря 2011 года успел поработать в должности замглавы российского оборонного ведомства, то есть Анатолия Сердюкова, а с апреля 2013 года — курировал в правительстве Петербурга имущественные вопросы и финансовый блок. На его место прочат недавно занявшего должность советника Беглова по экономическим вопросам Евгения Елина.
С каждой новой неделей становится все очевиднее, что выдвижение в губернаторы действующего главы Петербурга Александра Беглова неизбежно. На сайтах сериалов вместо рекламы казино уже вовсю крутят короткие анимационные ролики, в которых добрый и отзывчивый дядя Саша, он же Александр Дмитриевич, с усами и ленточкой наперевес с надписью «Губернатор», выводит на чистую воду нерадивых чиновников.
Сонм оппонентов Беглова на предстоящих губернаторских выборах 2019 года вполне может пополниться теперь уже экс-яблочником Михаилом Амосовым. Тот через череду скандалов, длившихся не один год, на прошедшей неделе ушел из некогда самой популярной в Петербурге либеральной партии «Яблоко», забрав с собой 47 своих соратников.
Еще не успела начаться предвыборная гонка, а либералы уже в конфликтах, что в очередной раз говорит о невозможности выдвижения единого кандидата от оппозиции. Хотя таковым вполне может стать Оксана Дмитриева, которая не преодолела так называемый муниципальный барьер на прошлых губернаторских выборах. В этот раз оппозиционеры не хотят наступать на те же грабли — на минувшей неделе они призвали власти отменить «муниципальный фильтр». Кстати, инициировали законопроект об этом экс-соратники Амосова из «Яблока».
В случае вступления Дмитриевой в выборную гонку Амосову достанется лишь роль негласного спойлера и черная метка либерального сообщества вслед за обвинениями в легкой степени путинизма. В целом, на либеральном фронте — без перемен.
В Петербурге повышают эффективность школ их ликвидацией
В выходные на защиту очередной попавшей под всероссийский процесс оптимизации образовательных учреждений петербургской школы № 218 вышли ее учителя и родители школьников. В целом, процесс оптимизации в данной конкретной школе ничем не отличается от аналогичных случаев по всей стране — в школу приходит директор-лоббист оптимизации, в функции которого входит постепенное выдавливание из школы учителей, разрушение образовательного процесса и т. д.
«Доколе?», — хочется спросить хотя бы городские власти. Учителя возмущаются и апеллируют к призыву Путина развивать самоуправление в школах. Но смысл-то в том, что чиновники на местах, делающие из школ бизнес-инкубаторы, добросовестно выполняют подряд федеральных чиновников на уничтожение советской системы образования, при этом от децентрализации управления школами они, конечно, добровольно не откажутся.
В такой ситуации у граждан России есть две равнозначные по важности задачи — развивать направление семейного образования, вплоть до создания школ, где родители совместно с учителями сами смогут выбирать для своих детей форму и методику образовательного процесса, вторая задача — продолжать отстаивать свое право на качественное образование в рамках закона и Конституции, тем самым укрепляя гражданское общество.
Изменится ли что-то при новом губернаторе Беглове конкретно в Петербурге? Вряд ли. Оптимизация школ — федеральная программа, а во-вторых, чиновники Смольного сами все за себя говорят. Вот и новый советник врио губернатора Беглова Евгений Елин вдруг к радости своей обнаружил, что образовательные учреждения приносят большие прибыли (и ни слова о качестве образования!): «Меняется полностью экономика. У нас высшее образование — университеты — уже приносит не намного меньшие доходы, чем обрабатывающая промышленность. Вдруг выяснилось, что это серьезный элемент экономики — крупнейшие налогоплательщики. То же самое относится к научным учреждениям — порядка 22 млрд приносят в казну».