Восстановить связь времен
В 2015 году в США опубликована новая Национальная военная стратегия, в которой Россия фактически названа врагом №1 для США. У границ России, на пост-советском пространстве, один за другим разгораются очаги войны, строятся базы НАТО. Из сознания наших братских народов вытравливается историческая память о родстве, об общей с русским народом судьбе. Пустое пространство беспамятства заполняется враждебностью к ставшему чужим бывшему «старшему брату».
В воздухе запахло войной. Не словесной, не холодной, а самой что ни на есть горячей. А что же мы? Готовы ли мы ответить на новые вызовы? Сможет ли на них ответить подрастающее поколение?
Эти вопросы то и дело появляются при прочтении рассказов, написанных подростками для конкурса «Будущее глазами юности — Связь времен: Мы наследники победителей». Эти рассказы посвящены Великой Отечественной войне. В них дети пытаются осмыслить подвиг своих дедов и прадедов, ощутить связь с ними, сформулировать свое отношение к этой войне.
Из рассказов видно, как дети восхищены мужеством и стойкостью своих предков, одержавших победу над страшным злом нацизма, какую благодарность они испытывают за ту жертву, которую пришлось принести советским солдатам во имя мира и свободы.
Восхищение, благодарность… Все это нужно, но чего-то не хватает. Чем-то отличается от предыдущих это поколение, выросшее в обществе, где смыслом жизни провозглашены удовольствие и комфорт.
В позднесоветские годы мои сверстники, не до конца еще отравленные потребительством, читали гайдаровскую «Военную тайну» или «Как закалялась сталь» Островского, и страшно завидовали Мальчишу Кибальчишу и Павке Корчагину. Вот они-то жили в настоящие времена, казалось детям 70-х и 80-х. Они могли ощутить полноту жизни, стать настоящими героями, идти к настоящей большой цели. Совершить подвиг и принести жертву во имя Свободы, Равенства и Братства. А нам, думали мы, в такие времена родиться не пришлось, и это было очень обидно. Мы носили на груди пионерские значки с профилем Ленина на фоне языков пламени, и огонь жизни все еще горел в нас.
В рассказах конкурса есть много описаний реальных историй героизма, они описаны с некоторой теплотой, но самого главного в них почти нет. В них нет огня. В навязываемой детям идеологии общества потребления исключается проявление героического. В размышлениях о войне детей XXI века мечта о борьбе и подвиге почти не встречается.
Дети пытаются связать вместе восхищение самопожертвованием предков и собственную острую потребность жить в комфорте и безопасности. Суть этой связи часто выражается популярным нынче мемом «Спасибо деду за победу».
О чем размышляло предвоенное поколение подростков, сумевших отстоять страну? Будущий молодогвардеец Сергей Тюленин мечтал: «Хочу быть членом организации, которая борется за счастье человечества, за нашу красивую, полную радости жизнь, за то, чтобы в нашей стране коммунизм быстрее построить». Он не сломался под пытками фашистов, был расстрелян в 1943 году. Как разительно отличаются мечты тогдашних подростков от нынешних! «Лишь бы не было войны», читается почти в каждом рассказе. Война — страшное явление, и нельзя ее ждать и приветствовать, но не менее страшное явление — это новое поколение мальчишек, не мечтающих о подвигах.
И дело не только в том, что героизм и потребительство — явления взаимоисключающие. Видно, что детям трудно понять, чем обусловлен этот героизм.
Во многих рассказах смысл борьбы объясняется необходимостью защищать Родину, но понятие Родины у детей тоже часто сильно размыто. В рассказах некоторых подростков просматриваются штампы из плохой зарубежной литературы и современных кинофильмов, посвященных Второй Мировой войне. «Мы теперь не за Родину воюем, и не Сталина, а за тебя», — сообщает девушке Кате главный герой фильма «Сталинград», снятого Федором Бондарчуком. Нынешнему поколению детей продолжают рассказывать о «тоталитарном» советском прошлом, поэтому и получается, что прадед с одной стороны вроде бы герой, а с другой — жертва политических козней вождей-диктаторов. Если война детям видится бессмысленным и страшным делом, то и подвиг прадеда, получается, тоже?..
Чтобы не выступать в роли жертвы, советский солдат в современных российских фильмах должен откреститься от «тоталитарной Родины» и воевать только потому, что враг нападает на полюбившуюся ему «Катю». То есть он должен отказаться от собственной идентичности, стать человеком без рода и племени. Судя по некоторым представленным на конкурс рассказам, дети усваивают именно такой современный образ своих героических предков.
Но что сделает представитель нынешнего подрастающего поколения, если очередной новоявленный враг, пришедший на нашу землю, не станет нападать на близких, а для начала раскрутит для него из «Кати» пиар-кампанию на тему «Рус, сдавайся, твой командир тебя предал, а у нас тебя ждет горячий суп»? Если никаких смыслов существования, кроме горячего супа для себя и близких, нет, а командир предал, то зачем сопротивляться?
Когда нет идентичности (понимания, кто я и для чего живу), то с врагом можно и подружиться. В результате, пока американцы разрабатывают стратегию войны с Россией, российские подростки ежедневно видят по телевизору боевики про американских солдат. Эти бравые солдаты в американской военной форме сильны и благородны, с ними так легко идентифицироваться, и уж точно не нужно ждать от них ничего плохого!
В школьном сочинении девятиклассница Ульяна Громова, одна из самых активных участниц «Молодой гвардии», писала о своем народе и стране: «Всюду встретишь советских патриотов, самоотверженных, твердых волей, сильных и мужественных советских людей, которые умеют нежно любить свою Родину, отдать за нее жизнь, отстоять и защитить ее...» Ульяна Громова ощущала свою связь с народом, с его чаяниями и мечтами о благе для всего человечества, с его представлениями и том, что такое зло. Эта связь дает силу каждому человеку, она объединяет людей. И потому Ульяна, вместе со всем советским народом, смогла отстоять и защитить свою Родину. Она понимала, ради чего шла на смерть. Для нее эта война не была бессмысленной бойней, организованной циничными политиками (как пишут в некоторых рассказах участники конкурса). Для нее, как и для всего советского народа, это была Священная война. За Отчизну, за народ.
А сможет ли современный молодой человек, утративший понимание «священного», с потребительским отношением к жизни, с голливудским псевдогероизмом и MTV-шными манерами, стать настоящим защитником Отечества?..
Из написавших рассказы совсем немногие дети попытались провести мысленный эксперимент, оказаться на месте прадеда-фронтовика, пожертвовавшего собой ради счастья других, и задаться вопросом: а смог бы я так же?
А может и есть он, этот вопрос, — но лозунг «Бери от жизни всё», навязываемый детям всей современной масс-культурой, заглушает его? И не понимают пока дети, что «берущие от жизни всё» того времени не шли добровольцами на войну, а прятались от мобилизации по тылам, прикрываясь липовыми справками, а то и становились пособниками нацистов.
Важно подчеркнуть, что среди присланных рассказов было достаточно таких, в которых представления о Родине, о войне за Отечество, о справедливой войне остались неискаженными, несмотря на жесткую обработку детского сознания масс-культурой. «Я очень горжусь своими предками и постараюсь никогда не осквернить их память… Когда я вырасту, буду учить своих детей и их будущее поколение быть такими же смелыми, мужественными, горячо любить и защищать свою родину, как это делали мои предки», — пишет двенадцатилетняя Ирина. В этих словах ярко явлена та самая связь времен, которую устроители конкурса надеялись разглядеть в детских душах.
На конкурс было прислано много рассказов. Жюри конкурса порой приходилось делать трудный выбор. Но нам кажется, что само участие в подобном мероприятии чрезвычайно полезно для детей. Участие в конкурсе — это повод не только преисполниться благодарности и восхититься своими прадедами, но еще и ощутить себя частью их души, сделать их частью своей души. Те, кто попытался по-настоящему восстановить связь времен, уже смог хоть ненадолго вырваться из сна потребленчества. И, возможно, робкий огонек, загорающийся в детях в этот момент, когда-нибудь окрепнет, и оживит их души. Очень бы хотелось — уже навсегда.
Жанна Тачмамедова, детский психолог.