О дивном новом цифровом образовании. Часть III
Ненужные люди
Оказывается, что и детям, которые станут корпоративными рабами, и тем, кого купят в качестве дешевых роботов, еще повезло с судьбой. Потому что есть еще и те, кто не получил счастливую возможность стать нужным «людиардерам».
На тему ненужных детей, которые потом станут ненужными людьми, господин Песков много может сказать и говорит. По его мнению, из 145 миллионов человек, живущих в России, только 10 вносят вклад в ВВП страны. Все остальные граждане — это «ненужные люди», для которых искусственно создаются рабочие места. И активно внедряемые Песковым искусственный интеллект и роботизация приведут к тому, что огромное число людей будет выброшено на улицу — они тоже станут ненужными. «Базовый ответ на это: мы загоним их всех в виртуальную реальность, дадим им делать виртуальные карьеры, и они там, как в Матрице, будут жить, развиваться и существовать. Вопрос в том, что надо на что-то есть всем этим людям», — жалуется Песков.
Вариант выдавать «ненужным» людям даже мизерные деньги на еду, как это предлагают некоторые экономисты, ему тоже не нравится. «Ненужных» людей надо правильно эксплуатировать, чтобы не жалко было их кормить.
Обратите внимание на риторику этого человека. «Загоняют» — животных. Господин Песков, похоже, вообще не видит в людях людей, он явно не против того, чтобы отнять у них настоящую жизнь, волю, свободу и даже сознание. И погрузить их в состояние, которое страшнее рабства, страшнее нацистских лагерей.
Эта нацистская риторика используется человеком, главным по цифровизации при президенте РФ. И его планы по трансформации образования сейчас вовсю воплощаются в жизнь. Это он разрабатывает образовательные проекты для «ненужных» детей.
Кстати, эта самая «матрица» тоже прописана в образовательных форсайтах Пескова. По его мнению, в недалеком будущем будут создаваться «массовые виртуальные миры» и «цифровая копия мира». Видимо, именно в них будут погружены дети (и взрослые). В проекте «Образование 2030» рассказывается о «новых моделях школьного образования, не привязанных к зданию и занимающих ребенка в режиме 24/7», а также о «распространении „глобальных классов“». А если мы вспомним слова цифровизаторов о «тотальной геймификации» образовательного процесса, то становится понятно, чем именно будут занимать «ненужных» детей в режиме 24 часа 7 дней неделю.
Ну и, конечно, если, по мнению Пескова, «ненужным людям» даже денег на еду давать не стоит, то логично, что не надо тратиться на то, чтобы давать им достойное образование.
Согласно проекту «Образование 2030», бумажные учебники должны исчезнуть из свободного оборота в ближайшие годы. «Печатные учебники запрещены по соображениям здоровья и экологии. Учебники распространяются как дистрибутивы. Появляется сетевое издательство „NEO-Просвещение“», — написано в проекте. Запрет на бумажные книги по соображениям вреда для здоровья вкупе с предложением читать журнал «Нео» (аллюзия к фильму «Матрица») выглядит как очень циничное и жестокое издевательство.
Для тех, кто еще надеется, что детей в этих виртуальных школах всё же будут чему-то учить, мы приведем слова с официального сайта АСИ (Агентства стратегических инициатив, возглавляемого Песковым), описывающие новое образовательное будущее. В АСИ считают, что очень скоро произойдет «расслоение школ на „элитные“, в которых будет доступна новая педагогика, и массовые, которые приобретут функцию безопасной „камеры хранения“, куда родители сдают детей, чтобы про них забыть».
Ненужных детей загонят в виртуальную реальность, где они будут общаться с виртуальными тьюторами и сутками играть в компьютерные игры. Родителям и обществу к этому моменту расскажут, что это и есть образование. Ведь нам уже объяснили, что компьютерные игрушки — это спорт.
И сидеть они в этой виртуальной реальности будут всю свою жизнь. По-цифровизаторски это называется life-long обучение (life-long по-русски — «пожизненное»). «В образовании мы используем подход полного жизненного цикла. Идеология жизненного цикла нам безусловно близка, мы ее исповедуем», — сообщает Песков. Жизненный цикл начинается не с рождения ребенка, а еще раньше. Ребенок попадет в лапы форсайтщиков еще будучи в утробе матери, ведь они уже приготовили для него пренатальное образование.
О том, что представляет собой пренатальное образование, мы расскажем позже. А пока отметим, что эту идею пожизненного образования, как и многие другие идеи форсайтщиков, сейчас повторяет за Песковым уже и Министерство просвещения.
Тут очень важно понять, что с какими бы горящими глазами ни твердили как заведенные свою «идеологию» цифровизаторы, они самым циничным образом в нее не верят и загонять в виртуальные миры будут не всех. «Образование будущего разделится на два вида: „компьютерное“ — оно будет дешевым, и „человеческое“ — оно будет дорогим, потому что знания стремительно обесцениваются, а социальные связи и возможность учиться лицом к лицу будут только дорожать», — говорит Песков.
Для своих детей элита найдет школы и живых учителей. И получать там будут хорошие, фундаментальные знания. И уж точно они близко не позволят подойти к своим детям адептам нового образования, возжелавшим сформировать еще с младенчества удобного для корпораций раба.
Дивный виртуальный мир
Поскольку не все захотят жить 24 часа в сутки 7 дней в неделю в этом новом дивном цифровом имитационном мире, то ключевым фактором его существования станет мотивация, считают цифровизаторы. Каким образом они намерены мотивировать людей жить в Матрице? Думаете, путем убеждения? Много чести для корпоративных рабов и человеческих роботов. Для них есть более «прогрессивные» методы.
Вообще, к интеллектуальным рабам и однокнопочным людям нужен разный подход не только в обучении, но и в способах мотивации. Как говорит один из главных цифровизаторов, «заставление становится очень важным мотиватором»
Развивать мотивацию к образованию цифровизаторы будут, воздействуя на тело человека через «медицину и устройства биологической обратной связи». Эти технологии называются красивым словом «фитнес». Фитнес поможет контролировать психофизическое состояние человека. Первыми ласточками уже стали разнообразные фитнес-браслеты, считывающие физиологические показатели человека. Показатели легко загружаются в интернет, а далее контролировать их будут некие виртуальные тьюторы.
Но недостаточно только считывать физические и психические (о них мы рассказали в предыдущем разделе) показатели функционирования человека.
Для управления психофизическими состояниями нужны не только технологии биологической обратной связи, но и нейро-интерфейсы, считает Песков.
Чтобы это осуществить, «будет объективировано понятие „измененные состояния сознания“. То есть прямая работа с подсознанием. Например, ваших операторов. Там, где происходит быстрое принятие решений, в первую очередь у военных, работы психофизиологов в первую очередь показывают, что подсознание видит вещи, которое сознание не видит», — говорит Песков.
Для описания устройств биологической обратной связи Песков приводит пример разработки военными специальных биноклей, которые считывают подсознательные реакции человека: «Ваш взгляд этого не ухватывает, но на подсознании вы это видите. У вас происходит анализ, бинокль посылает сигналы, и за счет обратного анализа из подсознания у вас эти потенциальные точки опасности подсвечиваются красным».
Оставим в стороне этот красочный прием с биноклем. Просто зафиксируем: некое устройство уже отслеживает ваши подсознательные импульсы и не просто фиксирует, а предпринимает дальше некие ответные действия. Мозг и инструмент входят в систему положительной обратной связи, причем инструмент общается с вашим подсознанием помимо вашего сознания, то есть помимо вашей воли. Все это Песков рассказывал еще в 2013–2014 годах. С тех пор развитие технологий продвинулось значительно дальше.
Вот, например, какими успехами делятся исследователи из Пенсильванского университета на страницах журнала Digital Trends в 2019 году. Им удалось вживить в мозг крысы электроды, которые «стимулировали определенные области мозга, чтобы сообщить животным о местонахождении выхода».
Крыс поместили в темный лабиринт, так что они не могли найти выход при помощи зрения. А вживленный электрод стимулировал отдельные нейроны, помогающие крысам обнаружить выход в темном лабиринте. Крысы «чувствовали», где именно выход расположен. «Животные способны воспринимать стимуляцию мозга наравне с природными чувствами. Исследователи намерены адаптировать технологию для человека и открыть мир новых ощущений. <…> Главным достижением команды была демонстрация того, что животное действительно использует данные нейроинтерфейса для поиска пути. Причем делает это так же естественно, как если бы речь шла об одном из базовых чувств», — пишет журнал Digital Trends. Суть эксперимента в том, что некое устройство сообщает крысам определенные чувства, которые побуждают их совершать те или иные действия.
Итак, нас ждет «мир новых ощущений» или, как говорит Песков, нас ждет мир, где измененные состояния сознания станут нормой. А погружать нас в эти миры будут некие корпорации в своих целях.
А вот эксперимент уже не над крысами, а над людьми. В 2011 году в апрельском номере журнала Nature был описан эксперимент нейробиолога из Университета Нью-Мексико (США) Винсента Кларка. Он обнаружил, что транскраниальная стимуляция мозга постоянным током (transcranial direct-current stimulation, tDCS) улучшает способность к обучению.
Группа испытуемых играла в игру, в которой нужно было замечать объекты, спрятанные и плохо видные на фоне сложного ландшафта. Всем участникам на протяжении 30 минут игры стимулировали правую сторону мозга посредством приложенного электрода. Стимулировали током величиной 0,1 мА. «Они обучались быстрее, но у них нет никаких предположений или внутренних ощущений насчет того, почему это происходило», — говорит Кларк.
Исследователь считает, что подобный механизм поможет разделить механизмы обучения и сознания.
Эксперименты по воздействию током на определенные участки мозга учеными проводятся давно. С помощью стимуляции током глубинных участков мозга можно вызвать у человека яркие воспоминания, настолько яркие, что человеку может казаться, что он вновь проживает ситуацию прошлого. Человек может слышать голоса, звуки, чувствовать запахи. Такие воздействия уже невозможно осуществить путем прикладывания электродов к голове — устройства нужно помещать внутрь черепной коробки.
Стимулируя определенные зоны мозга, можно вызывать у человека определенные чувства, можно подталкивать его к определенным поступкам и, наоборот, удерживать от них.
В 2007 г. исследователи Фелипе Фрейни из бостонского Центра неинвазивной стимуляции мозга и Паоло Боджо из Университета Маккензи (Сан-Паоло, Бразилия) выяснили, что воздействие током на область выше виска делает человека нерешительным, склонным к избеганию рискованных действий.
Какова основная черта этих технологий? Они все действуют помимо воли человека. Они внушают человеку не его эмоции и чувства. Он принимает решения не на основе собственного опыта, собственных переживаний, а благодаря внешнему вмешательству, благодаря подменам.
И если кому-то кажется, что речь все еще идет о неких технологиях, которые просто должны встать на службу людям, помочь им развить некие способности, а уж он-то, человек, обладающий сознанием и волей, всегда будет контролировать машины, то мы дадим слово лидерам в области разработки подобных нейроинтерфейсов, у которых совсем другой взгляд на то, как именно должно осуществляться взаимодействие машины и человека.
Вот, например, директор лаборатории Media Lab в MIT (Массачусетский технологический университет) Дзеити Ито уверен, что люди должны отказаться от контроля за ИИ и работать над созданием системы, в которой машины и люди объединены.
А вот известный предприниматель, инженер и миллиардер Илон Маск пошел еще дальше. Рассказывая о том, какая благодать наступит для людей, когда они начнут вживлять в голову чипы и вообще всячески сольются с машинами, он заявил:
«Вы не можете быть умнее суперкомпьютера, а раз не можешь победить — присоединись… Подавляющая часть нашей разумности станет цифровой… Это та же разница, как сейчас между корой головного мозга и периферийной нервной системой, у которой нет ни сознания, ни понимания того, какого черта творит мозг… Она просто устает, голодает, сердится и приказывает мозгу с этим справиться».
О чем Маск говорит? Он говорит о том, что некий суперкомпьютер будет относиться к человеческому мозгу, к сознанию так же, как кора головного мозга относится к периферийной нервной системе. Сознательная жизнь человека, его волевые решения, его управление собой и своими поступками осуществляются посредством процессов, проходящих в коре головного мозга, в центральной нервной системе.
Периферийная нервная система находится в подчинении у центральной. То есть Маск говорит о том, вся эта сознательная жизнь человека будет передана в управление суперкомпьютера. И если очистить его мысль от лукавого тумана, то, в сущности, он озвучил формулу «не можешь победить — подчинись».
Вот об эту формулу разбивается вся болтовня о том, какие суперспособности подарят человеку развитие ИИ и вживление в голову чипов. Ибо если человек отказывается от свободы воли, то для него гордиться наличием каких-то способностей так же смешно, как рабу гордиться тем, как быстро и легко он теперь умеет чистить конюшни своего хозяина. Или с какой скоростью он будет нажимать на кнопочки, выполняя команды хозяина.
Принципиальная особенность статей, рассказывающих и о чипах для крыс, и о том, как воздействие на мозг помогает лучше учиться и не испытывать неправильных эмоций, заключается в том, что в них с восторгом говорится о том, как все эти открытия помогут человеку управлять механизмами, но сама суть этих экспериментов заключается в том, что в них механизмы управляют людьми.
Нет, мы вовсе не разделяем идеи сингулярности (идея о том, что ИИ в конечном итоге поработит или вытеснит людей) и не считаем, что машины вскорости превзойдут по развитию людей и подчинят их себе. Но зато мы знаем, как люди умеют использовать машины, чтобы подчинить себе других людей. И сейчас развитие технологий дошло до такого уровня, что подчинение человека может обрести тотальный характер — такой, какого не было в сколь угодно жестокие времена рабовладения. Ведь даже рабам оставляли право иметь собственное сознание и собственные эмоции.
В своих лекциях Песков не раз упоминал о том, что система ИИ поможет даже создавать «виртуальные тюрьмы». Чем отличается виртуальная тюрьма от реальной? Тем, что первая будет контролировать сознание человека. Технологии вполне будут способны насильственно удерживать человека в виртуальном пространстве.
Важно понимать, что все эти технологии попали в руки людям, с радостью пользующимися терминологией «узаконенная работорговля», «лишние» и «ненужные люди», а также «одномерные люди одной кнопки». Именно эти люди занимаются созданием образования для российских детей.
Управление судьбой детей и их обучение в соответствии с требованиями рабовладельцев будет начинаться еще до их рождения. Уже сейчас корпорации вкладывают сотни миллионов долларов в так называемое «пренатальное обучение» (вспомним лозунг форсайтщиков о том, что система образования должна сопровождать человека на протяжении всей жизни), сообщает Песков. Он считает это направление образования весьма перспективным.
Ну а чтобы получить наиболее гарантированный результат и выточить себе совсем идеальных рабов и дешевых роботов, форсайтщики намерены использовать «новую евгенику», под которой они подразумевают «распространение технологий генетического анализа», «целенаправленного конструирования будущего своих детей до их рождения». Когда вы читаете описание тех или иных черт образовательного форсайта от цифровизаторов, вы всегда должны иметь в виду, что основными заказчиками образования они видят бизнес, корпорации, причем международные. Так что в описании того, как будет «целенаправленно конструироваться будущее своих детей до их рождения», слово «родители» отсутствует, на наш взгляд, не случайно.
Когда слушаешь, как форсайтщики с горящими глазами переслушавших курсы личностного роста сектантов рассказывают о дивном новом цифровом будущем, кажется, что им место скорее в сумасшедшем доме, а не у руля реформ образования. Однако тот же Песков, описывая технологии нейроинтерфейсов, часто избегает раскрывать подробности их использования, заявляя, что это слишком «страшно» и что он сам не хотел бы жить в таком будущем.
Но если сам он не готов к такому будущему, тогда почему же он столь активно его создает? Когда форсайтщикам задают вопросы о том, откуда столько цинизма и разрушительности в их проектах, они кокетливо заявляют, что они всего лишь прогнозируют будущее, что они просто здорово и точно умеют это делать.
Но одновременно с этим господин Песков заявляет, что за то, что спроектированное ими будущее сбывается с высокой точностью, ответственны они сами, так как много и активно над этим работают. Вся эта распоясавшаяся нелюдь прекрасно понимает, какое будущее она строит. Просто она его строит не для себя, не для своих детей. Итак, некоторые черты новой системы образования мы описали. Теперь посмотрим, как она реализуется в России.