Что же такое сказал Игорь Ашманов? Он выразил сомнения в целесообразности цифровизации образования

Ристалище о допустимости внедрения ДО и ЦОС в интернете и… соцопрос 34 тысяч сограждан в реале

Изображение: © ИА Красная Весна
Участники опроса заполняют анкеты АКСИО. Брянск
Участники опроса заполняют анкеты АКСИО. Брянск

27 мая героем дня в родительских сообществах стал Игорь Ашманов — предприниматель, специалист в области информационных технологий. Ролик, в котором он полемизирует с депутатом Госдумы Александром Хинштейном по поводу обучения школьников «цифровой грамотности», был опубликован разными информационными ресурсами и сообществами консервативной направленности и собрал множество одобрительных комментариев.

Зрители восхищались позицией Ашманова и осуждали Хинштейна, которого речь Ашманова явно вывела из равновесия и заставила забыть о приличиях. Что же такое сказал Игорь Ашманов? Он выразил сомнения в целесообразности цифровизации образования и конкретно инициативы Министерства просвещения по вынесению части учебного процесса в соцсети и посетовал на то, что чиновники фактически не спросили российских родителей, что они думают о цифровизации образования.

Не стал исключением и посвященный вопросам «цифровой гигиены школьников» круглый стол (на котором Ашманов также выступал) — туда представителей родительских сообществ тоже не пригласили. Ашманов не преминул это отметить: «Я не увидел в списке медиков, не увидел серьезных общественных организаций, и относительно того, что делается в школе, не увидел обоснований в виде опросов», — отметил эксперт.

«Вообще, это настолько серьезное дело, что хотелось бы, условно говоря, референдум, или хотя бы всенародное голосование, или хотя бы опросы ВЦИОМ», — предложил он.

Идеи Ашманова были встречены в штыки. Отвечая ему, руководивший заседанием комиссии Хинштейн сперва «не заметил» в словах всеми уважаемого специалиста по информационным технологиям никаких предложений, а когда Ашманов свои предложения повторил, сделал всё, чтобы не обсудить их по существу.

«Можно ли рассчитывать на проведение общественных слушаний по этому поводу?» — спросил Ашманов. «И референдума?» — быстро уточнил Хинштейн и пустился в объяснения, почему референдум по этому вопросу невозможен, переходя на личности и провоцируя своего оппонента.

Прямого ответа на вопрос, будет ли проведен опрос, от Хинштейна Ашманов так и не получил. Впрочем, на предложение откликнулся министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, предложивший провести опрос на портале Госуслуг.

А между тем опрос по теме отношения граждан к насаждению в школах «цифры» только что завершился. И проводил его не ВЦИОМ, и не федеральные министерства, а общественная организация Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС). Опрос проходил под эгидой АКСИО — Агентства по культурно-социальным исследованиям общества — и стал уже десятым в череде таких опросов. Традиционно для агентства, он прошел с большим размахом: было опрошено свыше 34 тысяч граждан — не только родителей, но и молодых людей, а также представителей старшего поколения.

Как и предыдущие опросы, АКСИО-10 проводился практически по всей стране, причем не в модном нынче электронном виде, а в привычном, «бумажном». Такая форма продиктована стремлением к максимальной достоверности результатов: к сожалению, признанного способа надежно защитить электронные системы голосования от «вбросов» и «накруток» до сих пор не найдено, а народная поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором» вполне актуальна и сегодня.

В ходе опроса гражданам предлагали ответить на вопросы об отношении к цифровизации школы, а также поделиться своими оценками результатов обучения школьников в цифровом формате, ведь этот опыт приобрели практически все семьи с детьми-школьниками во время коронавирусных карантинов. Результаты опроса в данный момент обрабатываются социологами, их анализ будет чуть позже выложен для ознакомления, однако кое-что касаемо «мнения народного» понять можно уже сейчас.

Это и реакция родительского актива на упомянутый ролик с противостоянием Ашманова и Хинштейна. Тут однозначно симпатии и даже восхищение родителей на стороне Ашманова. Тогда как его оппонента Хинштейна поносят, на чем свет стоит.

Это и сопротивление подмосковных родителей объединению школ, проводимого под внедрение цифровой среды, о чем мы писали раньше.

Это и сама по себе тема дистанционного и цифрового образования, которая уже больше года находится в фокусе общественного внимания и не собирается покидать этот фокус.

Недовольство общества навязываемой цифровизацией школы, скорее всего, не секрет для властей. Именно поэтому реакция на предложение узнать у народа, чего он хочет, носит столь нервный характер. Одно дело — осуществлять реформы, прикрываясь незнанием отношения народа к ним, и совсем другое — проводить инициативы, очевидно ненавистные обществу. Власть уже наступила на грабли проведенной силовым способом пенсионной реформы и вряд ли хочет повторения, закрепляющего такой ее образ, — потому и противится референдумам и опросам.

Изображение: © ИА Красная Весна
Анкета АКСИО
Анкета АКСИО

Однако у гражданского общества есть и свои возможности получить объективную картину отношения граждан к тем или иным инициативам власти и, как показывает опыт большинства прошлых опросов АКСИО, эта объективная картина, будучи предъявлена, в принципе может изменить расстановку сил и повлиять на решения властей. Хотя приходится признать, что с пенсионной реформой этого не случилось и после собранного «Сутью времени» миллиона подписей против.

И всё же независимое исследование настроений общества сейчас крайне необходимо. Пусть всё общество не сводится к тому гражданскому активу, который осознанно противостоит грубому волюнтаризму властей. Общество неоднородно, в нем сильны апатия, желание закрыть глаза на то, что, как кажется, невозможно изменить, а также конформизм и просто доверчивость. Но всё же «уроки дистанта» теми, кто столкнулся с этой новой напастью, калечащей наше образование и наших детей, — пройдены и усвоены.

Осталось совсем немного подождать завершения работы над результатами АКСИО-10 и их обнародования, и мы узнаем и то, каково отношение к цифровизации у разных частей нашего общества, и то, извлекла ли его «верхняя часть» уроки из предыдущих попыток проигнорировать мнение граждан.