Применение санкций уже стало нормой международных отношений. Не обошли они стороной и электронную отрасль. Вопрос в том, все ли готовы выстоять в этой санкционной войне на измор.

Санкции гуляют по миру — обзор новостей электроники за неделю

Изображение: Евгений Давыдов © ИА Красная Весна
Электроника
Электроника
Электроника

Мировая электронная война

На прошедшей неделе необходимо обратить внимание на несколько эпизодов мировой электронной войны.

Президент Турции Эрдоган сделал громкое заявление о планах страны бойкотировать электронику из США. Он призвал покупать не iPhone, а смартфоны производителей других стран, например, Samsung, и бытовую технику турецкой Vestel. Эрдоган припомнил США отказ продавать турецким военным беспилотники и заявил, что Турция и сама может себя ими обеспечить. Можно вспомнить и отказ американцев продавать туркам истребители F-35 из-за покупки последними российских систем ПВО С-300. Якобы американские технологии могут попасть в руки русских специалистов.

Сами же США являются большим специалистом в области применения санкций и всё расширяют их размах. На прошедшей неделе новый оборонный бюджет страны вводит запрет на покупку с августа следующего 2019 года американскими госучреждениями телекоммуникационной продукции китайских компаний Huawei и ZTE. Мотивируется это заботой о национальной безопасности. То или иное американское ведомство может обратиться в Национальную разведку США с обоснованием, почему ему нужно купить оборудование именно этих фирм, но оно должно быть очень убедительным.

Ориентацией на отказ от использования импортной электроники в пользу отечественной, опять же по соображениям защиты национальной безопасности, обусловлена и инициатива китайских властей закупить крупные партии оборудования на основе китайских процессоров Godson, а не импортных, например Intel. О ней сообщила на прошедшей неделе разрабатывающая эти процессоры компания Loongson. Разработка микросхем производится в Китае, но изготавливаются они европейской STMicroelectronics.

Но помимо заботы о непосредственной защите информации, есть и экономический фактор запретительных мер, а точнее, военно-экономический. Обеспечение рынков, в данном случае своих, для отечественной продукции. Эрдоган говорит об этом прямо. США и Китай — пока нет.

Успехи Китая по захвату своего и чужих рынков ярче всего видны на примере смартфонов. Мы уже обсуждали ранее, что из первых десяти по выручке компаний-поставщиков смартфонов семь — китайские. И дело тут не в расширении рынка устройств как такового. Общий объем продаж-то как раз не растет в последнее время, а, наоборот, падает. Поэтому рост доли китайской продукции на этом рынке происходит за счет вытеснения конкурентов.

Корейская Samsung, занимающая сейчас первое место по количеству проданных смартфонов, на прошедшей неделе сообщила о закрытии одного из двух своих заводов в Китае вследствие падения продаж в Поднебесной. Вклад завода в выручку компании в 2013 году составил 13,2 млрд долларов, а в 2015 уже только 6 млрд. Завод планируется закрыть в следующем году. Зато должны быть открыты два завода во Вьетнаме, которые является более перспективными и с точки зрения стоимости рабочей силы.

Еще об одной протекционистской мере на прошедшей неделе стало известно на прошедшей неделе. На этот раз российской. Минкомсвязи считает небезопасным использование российскими сотовыми операторами криптографических систем, которые устанавливаются на произведенные за рубежом сим-карты. По мнению министерства, необходимо перейти на системы шифрования, лицензированные ФСБ, чтобы иностранные спецслужбы не могли получить доступ к данным российских абонентов. Предполагается, что речь не будет идти о замене существующих сим-карт. Новые же, по мнению министерства, должны заменяться раз в 15 месяцев.

Законопроект пока возвращен в Минкомсвязи на доработку. Он является частью так называемого «пакета Яровой». Операторы оценили его исполнение в 5 млрд рублей.

Строго говоря, новость не имеет прямого отношения к электронике, но являет собой еще один пример использования мер экономической войны.

Резюмируя, нужно еще раз отметить целенаправленную политику Китая по обеспечению, с одной стороны, развития технологий и производств электроники, в том числе и за счет государственных вложений, и предоставления производителям доступа на рынки сбыта, с другой. Конечно, нужно отметить и значительный рост качества китайской электроники, без которого был бы невозможен захват китайцами иностранных рынков, где протекционистские меры китайских властей очевидным образом не действуют.

Российские «успехи» и проблемы

Раз уж мы начали разговор о мерах правительства России в области телекоммуникаций, давайте посмотрим на события и в секторе производства электроники, заслуживающие внимания.

Портал CNews на прошедшей неделе сообщил, что проходящая процедура банкротства зеленоградского производителя электроники «Ангстрем-Т» помешала взысканию с компании долга в размере 164 млн рублей в пользу компании «Логика». Решение Арбитражного суда Москвы мотивировано тем, что такая выплата может ущемить интересы других кредиторов «Ангстрем-Т». Иск о банкротстве компании был принят в производство в конце июля 2018 года.

С одной стороны, положение «Ангстрем-Т» тяжелое. Долговые претензии преследуют компанию. Вспомним, с какими сложностями вводилось в эксплуатацию оборудование, купленное еще в 2008 году. Фабрика начала работать только в 2016 году.

Но с другой, пока производство «дышит». В прошлый раз мы обсуждали предоставление новой для России услуги по выпуску пластин с размещенными на ней разными микросхемами. На прошедшей неделе появилась информация о первой поставке пластин в Китай в рамках контракта, подписанного на Петербургском международном экономическом форуме. Соглашение рассчитано на два года с поставками 10 000 пластин в месяц. То есть выручка у компании есть. Весь контакт рассчитан на сумму около 2 млрд рублей. Чем закончится дело о банкротстве, покажет время. Зачастую подобные иски используются как инструмент давления на предприятия, чтобы получить причитающиеся истцу средства, и не всегда заканчиваются самим банкротством.

На прошедшей неделе стало известно, что другое предприятие со схожим названием «Ангстрем» (в свое время организация более современного на тот момент производства на закупленных у AMD оборудовании и технологиях была выделена в «Ангстрем-Т») в 2017 году подавляющую часть своей электронной продукции поставило военным. Доля заказчиков в погонах составила 95,5% продаж.

Судьба гражданской электроники в России по-прежнему остается печальной. Военные покупают в основном отечественную продукцию (хотя надо сказать, что не только ее; по некоторым позициям российских аналогов импортных комплектующих просто нет), потому что этого требует соблюдение режима секретности и необходимость гарантий от срабатывания «закладок». В определенном смысле это тоже является государственной поддержкой отечественных производителей электроники.

Что же до гражданской, то можно было ожидать какой-то поддержки в рамках программы «Цифровая экономика». На прошедшей неделе зампред правительства России Максим Акимов заявил, что на ее реализацию за пять лет потребуется около 1 трлн рублей. Однако среди приоритетов программы нет развития электронного производства. Удаленное оказание госуслуг, цифровая медицина и так далее (в том числе интересный пункт о покупке иностранных компаний для проведения исследований в области информационных технологий; видимо, лавры «большой китайской скупки» не дают покоя).

В гражданской же отечественной электронике дела идут, как и раньше. Компании сообщают о небольших успехах, пробных закупках, новых разработках, которые когда-нибудь могут получить распространение. На прошедшей неделе холдинг «Рикор» объявил о начале выпуска «первой отечественной» материнской платы… под процессоры Intel. Плата внесена в реестр отечественных разработок и должна теперь быть приоритетным вариантом для госзакупок в своем классе. По заявлению вице-президента холдинга Бориса Иванова, доля российских компонентов на плате по вкладу в добавленную стоимость составляет 50%.

На вопрос о создании плат для российских процессоров «Эльбрус» и «Байкал» Иванов ответил, что в планах такие разработки есть. На 50% «своя» материнская плата — это не то чтобы плохо, но и не большое достижение, особенно на фоне успехов китайцев. Платы под «Эльбрусы» и «Байкалы» могут потребоваться скорее, чем реализовываются планы российских сборщиков оборудования.

С 22 августа вступят в силу очередные американские санкции против России. С точки зрения электроники пока там упоминается продукция двойного назначения, и туда вряд ли войдут процессоры, скажем, Intel. Однако в документе Госдепартамента США говорится о том, что в случае неподчинения России требованиям Америки (а представитель российского МИДа Мария Захарова уже назвала их неприемлемыми) грозит практический запрет импорта и экспорта между странами. То есть в том числе и на процессоры Intel. Понятно, что это еще не факт, что случится. И если случится, может быть другая конкретика, которая позволит получать электронику каким-то обходным путем. Но зачем ставить себя в зависимость от прихотей геополитического партнера-конкурента? Не в этот, так в другой раз при обострении ситуации дело дойдет до давления на Россию и в этой критической точке. Но пока не видно действий государства по ее защите от внешнего воздействия. Может быть, что-то изменится после того, как грянет гром. Не пришлось бы покупать уже упомянутые китайские Godson на их материнских платах на радость восточным партнерам.

Зарубежные успехи и проблемы гонки за нанометрами

Совет директоров крупнейшего в мире производителя микросхем на заказ, тайваньской TSMC, на заседании на прошедшей неделе одобрил выделение 4,5 млрд долларов на расширение производства. Они будут потрачены на строительство новых фабрик, обновление оборудования, перепрофилирования старых производств, проведение исследований.

Также стали известны планы компании по началу массового выпуска микросхем, выполненных по техпроцессу 3 нм в 2022 году. Производство будет осуществляться на новом заводе в технопарке Тайнань стоимостью 19,4 млрд долларов. Его строительство должно начаться в 2020 году.

Если сравнивать уровень технологий TSMC с другими компаниями, то в гонке за нанометрами у них пока остался только один конкурент — корейская Samsung. Intel, как мы уже обсуждали, всё еще решает проблемы с запуском массового 10 нм производства. GlobalFoundries внедряет 7 нм.

А вот тайваньская UMC, занимающая третье место по выручке среди контрактных производителей микросхем, решила выйти из гонки за нанометрами и не разрабатывать техпроцессы с нормами меньше 12 нм. Вместо этого на прошедшей неделе объявлено о том, что усилия будут сконцентрированы на совершенствовании старых техпроцессов 28 и 15 нм.

И, чтобы закрыть тему, нам нужно опять вернуться в Китай. И сравнить показатели компаний с крупнейшим в Поднебесной производителем микросхем на заказ, компанией SMIC. Она сейчас работает над внедрением технологии 14 нм, уже отладив выпуск 28 нм продукции. Об отставании китайцев уже можно говорить только в отношении самых крупных производителей полупроводниковой продукции. А если учесть, что средства на развитие производства выделяются сопоставимые и рынок сбыта в самом Китае имеет большой потенциал, нет сомнений, что это отставание в дальнейшем будет сокращаться.