Об основных событиях третьей недели жизни столицы Прииртышья в 2019 году 21 января сообщает ИА Красная Весна.

Омск. Зажечь фонари, спасти трамваи и убрать снег без приемов фотомонтажа

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Омск за неделю
Омск за неделю
Омск за неделю

Все подорожало, но ведь могло быть хуже

18 января Омскстат отчитался о росте цен на товары и услуги в Омской области за 2018 год. В целом омская статистика настроена оптимистично. В других регионах, говорят представители службы, тоже рост цен, где-то даже больше омского. А уж в Сибири — так точно. Именно поэтому, похоже, рост цен на продукты на 3,6% и услуг на 3,4%, а также цен на непродовольственные товары на 4,9% (при подорожании бензина почти на 18%) — не должны поселять в омичах упаднические настроения.

Надо отметить, что хлеб за декабрь 2018 года в Омске подорожал местами с 30 до 36 рублей. Сильно подорожали яйца, подсолнечное масло и другие товары. В начале нового 2019 года в столице постсоветского Прииртышья подпрыгнули цены на бензин: АИ-92 стал стоить 40,85 рублей, то есть прибавил 65 копеек, АИ-95 стоит теперь 43,10 руб., а было 42,40 руб. Но если цены будут подниматься дальше и обгонят инфляцию, то, как обещал нефтяникам премьер-министр Медведев, они будут иметь с ним серьезный разговор.

Но пока, пользуясь отсутствием предупреждения от премьера Медведева, в большой отрыв ушли цены на автобусные билеты. Об этом сообщалось в прошлой статье. Если в прошлом году проехать на общественном транспорте стоило 22 рубля (непостижимым образом, терпя постоянно нарастающие убытки, Департамент транспорта удерживал эту цену несколько лет), то теперь все иначе. Со льготами и проездными стало 25, а без оных и все 30. Рост, как говорится, налицо. Надо отдать должное корреспондентам регионального телевидения, которые пока что способны отыскать среди пассажиров много радостных лиц для интервью.

Надеемся, что новая система безналичной оплаты проезда улучшит качество налогообложения частных перевозчиков. Это позволит изыскать какие-то средства, чтобы привести в чувство муниципальный транспорт. Пока что последние лет пять «шахматисты» из Дептранса разыгрывают на линиях наиболее популярных и прибыльных маршрутов гамбит, отдавая их частникам. «Правильно, ребята, заманивай!», как говорится.

Официальная причина крушения воинского эшелона под Называевском названа

Как уже сообщалось, 1 декабря железнодорожное сообщение по Транссибирской магистрали на линии Тюмень — Омск в районе Называевска было парализовано почти на 12 часов. С путей сошло более 30 вагонов с военной техникой и несколько цистерн с мазутом. Причина этой крупной аварии была озвучена уральской прокуратурой. Прошедший перед военным составом поезд повредил межрельсовое соединение дефектной колесной парой одного из своих вагонов — было срезано крепление.

Будем надеяться, что прокуратура, железнодорожники и другие ответственные лица разберутся с креплениями, колесными парами, а также ветхими виадуками. На участке от Тюмени до Новосибирска у Транссибирской магистрали дублеров нет. Или почти нет: частично дублирующие линию магистрали остались на территории суверенной республики Казахстан. По ним военную технику особо не повозишь, надо понимать. Ведь даже большая часть пассажирских поездов ходит в обход Петропавловской области Казахстана, путь через которую более короткий по сравнению с тюменским направлением.

Москва «зажала» для Омска старые списанные трамваи?

Наряду с репортажем «12 канала» об успешном запуске экскурсионного трамвая по маршруту № 8, стала известна другая новость. Москва отказалась подарить Омску пять старых списанных трамваев. Причина отказа пока неизвестна. Четыре вагона серии 71-608, пришедшие в город в позапрошлом году, оказались в весьма хорошем состоянии и исправно ходят по своим маршрутам.

Списанные столицей трамваи для Омска действительно важны. По провинциальной классификации омского депо (в котором около 80 вагонов) они считаются новыми. Основная масса вагонов (серии 71-605) пришла сюда с Усть-Катавского завода имени С. М. Кирова в период с 1987 по 1991 годы. Были более старые, но их списали на рубеже веков, из двух депо сделали одно. На этом фоне десяток трамваев примерно 1996 года выпуска (серия 71-608) называют новыми. Пришедшие в 2006 году два вагона серии 71-618 можно назвать в таком случае новейшими. А все, что придет в Омск после 2016 года (надежда умирает последней) — сверхновыми.

Похожим способом можно классифицировать трамвайные пути. Даже визуально — по внешнему виду рельс, по степени провисания контактной сети и так далее — участки трамвайных путей можно условно поделить на сверхновые (после ремонта 2008 года на улице Орджоникидзе), послесоветские (на Октябрьском мосту и улице Октябрьская — 1995–1997 годы) и советские (все остальные). Можно, правда, отдельно считать заброшенные линии, а из советских выделить позднесоветские.

Вместе с тем, трамвай является мощным средством транспорта. По числу пассажиров, которых он может перевозить, в Омске трамвай с легкостью сыграл бы роль метрополитена (которого как не было, так и нет). Но пока рынок навязывает пассажирам мелкомоторные автобусы средней вместимости. Так называют власти микроавтобусы марок «Форд», «Рено» и «Пежо», которыми забиты омские улицы. Верим, что верные уже третьему поколению пассажиров советские вагоны с завода имени Кирова продержатся до тех времен, когда в городе осознают их настоящую цену.

Снег на улицах — не фотомонтаж, его придется убирать

Вслед за микрорайонами Шинного завода, вдоль улицы 21-я Амурская были сфотографированы таблички. Текст табличек призывал мэра Омска Оксану Фадину очистить улицу от снега: «Как же так?.. Чиновники решили доказать, что табличек нет, вместо того, чтобы просто убрать снег». Фотографии подобных фанерных табло вдоль улицы 6-я Шинная в Администрации Омска днем раньше назвали фотомонтажом. Похоже, что хозяин табличек ждал иной реакции, потому сфотографировал их уже на другом берегу реки Омь, сосредоточив свой ударный кулак на Амурских окраинах города.

Администрация Омска отчиталась, что работы по вывозу снега не прекращаются и осуществляются согласно графику. Городские власти закупили также химические средства для удаления снега и льда с городских магистралей. Работа идет. Удачи хозяйственным службам.

Если в городе выборов нет, но фонари все равно включают, то значит это кому-то нужно

15 января телеканал «Антенна 7» выпустил сюжет о жизни в Кировском округе Омска, что на левом берегу Иртыша. Как и в досоветское время, когда этот район носил название Куломзино, сегодня на некоторых улицах здесь очень темно и грязно.

Жители района Старый Кировск утверждают, что имеющиеся на улице Седова фонари зажигают на протяжении последних десяти лет только на период предвыборных кампаний: «Буквально неделька-две и нам свет опять отключили». Жители опасаются за детей, которые ходят в школу или из нее по темноте, стараются не ходить по одному. На безлюдной улице, сообщили репортерам, бывало, на них накидывались бездомные собаки или приставал «пьяный контингент». Жительница Елена Красикова сообщила: «проблема у нас не решается. У нас один спаситель — Бог. Он нас и по (вероятно, имеется в виду «к“ — прим. ИА Красная Весна) свету выведет и по грязи проведет. А руководство… Я думаю, что лишь бы им светло было».

В Администрации Кировского округа города Омска на звонок журналистов ответили, что не знали о проблеме на улице Седова. На место была направлена бригада «Омскэлектро». Так улицы Седова и 20 лет Октября вновь осветили фонари. Впредь жителям посоветовали не терпеть неудобств годами, а сразу обращаться в администрацию для решения проблемы. Совет, надо признать, дельный. Думаем, что жители других темных улиц (вдруг таковые остались в миллионном городе на Иртыше) этим советом по случаю воспользуются.

Мэрия проводит среди омичей конкурс. Победителей ждут светофоры

Конкурировать с Москвой по скорости уборки снега, по уровню оснащения городских электродепо новым подвижным составом, по числу горящих фонарей и т. п. Омск пока не может. Схожая ситуация со светофорами.

17 января «12 канал» порадовал телезрителей тем, что в Омске в 2019 году появятся 12 новых светофоров. Где появятся 11 из них — зависит от жителей Омска. Серьезно! Голосование на сайте мэрии уже запущено. Из списка можно будет выбрать только 6 мест, где, по мнению голосующего омича, светофор нужен наиболее остро (по этому бы принципу да депутатов избирать). Так, жительница Омска Лариса Болтарнист просит учредить светофорное регулирование на проспекте Королева. Там школа, детсад, почтовое отделение и другие социально значимые объекты находятся на противоположной от жилых кварталов стороне магистрали. «Аварий там происходит очень много… интенсивность движения достаточно большая, и транспорт идет с большой скоростью. Не пропускают»,  — жалуется жительница.

Светофоры стоят дорого, 1–1,5 млн рублей, уточняют корреспонденты. Поэтому, как мы понимаем, мэрии не по карману поставить их во всех точках, где они нужны. То же касается и павильонов на остановках общественного транспорта. Это не киоски с пивом или цветами и не рекламные щиты, чтобы втыкать их куда ни попадя.

Укутай окошко потеплее

Заведующий гинекологическим отделением МСЧ-9 Омска Шамиль Сабитов признал в интервью «Антенне 7», что недостаток финансирования медицины в регионе присутствует и, несмотря на заклинания федерального телевидения, пока никуда не делся: «Было бы неплохо, конечно, чтобы и большее финансирование было, что сделано — поддерживалось бы. В отношении лекарственных препаратов, в отношении аппаратуры — конечно, хотелось бы…».

Журналисты приехали в медсанчасть, реагируя на фотоснимок в соцсети. Пациентка выложила фото окна, подоткнутого одеялом и затянутого пленкой. Она утверждает, что через него морозный воздух задувал в палату и было очень холодно. Руководство больницы, бросив все силы на обнаружение искомого окна и найдя его, согласилось с претензией. Отметили, что ремонт в МСЧ-9 идет непрерывно, очередь до данного отделения еще не дошла. Также подчеркнули, что во всех корпусах уже до 90% окон, в отличие от прославившегося, заменены на пластиковые со стеклопакетами.

«Антенне 7» неплохо было бы продолжить сюжет целой серией подобных репортажей. Руководство МСЧ-9 прикладывает немало сил для переоснащения, обновления своих фондов. Но в Омске еще много больниц, начиная от МСЧ-1, МСЧ-2 (особенно) и МСЧ-11, заканчивая их многочисленными филиалами и филиалами филиалов. Часть проблем, мучающих пациентов, можно будет поставить на повестку дня и, тем самым, побыстрее решить.

Жители аварийных домов Омска получат новые квартиры. Пусть не сразу и не все

В ближайшие 6 лет в новое жилье из аварийного переедет 3,5 тысячи омичей, о чем они узнали из репортажа «12 канала» 14 января. На переселение будет выделено из федерального бюджета 2,8 млрд рублей, а остальную сумму внесут региональный и местный бюджеты.

94 тысячи кв. м. жилого фонда Омска находится в аварийном состоянии. В этих домах проживают больше 6 тысяч омичей.

На заседании в областном правительстве губернатор Омской области Александр Бурков в двухнедельный срок поручил соответствующим ведомствам актуализировать все данные: «Мы должны иметь реальную картину того, что по факту происходит. И под это уже просить дополнительные средства». Речь идет о средствах федерального центра. Подготовить программу переселения граждан в новое жилье должны к 1 марта. Министерство строительства области параллельно разрабатывает проекты возведения этого муниципального жилья. Будет поддерживаться и индивидуальная застройка. Разрабатываемый проект включает строительство также школ, детских садов и автомобильных дорог в районах застройки.

Последнее очень важно для жителей. Им будет в новых микрорайонах жить гораздо легче, чем жителям обоих улиц Завертяева, стихийно поросших десятиэтажными новостройками. Новоселы не обнаружили в районе ни новых больниц, ни детсадов, ни школы. Уже имеющиеся явно не готовы были к такому наплыву и работают теперь с чрезвычайным напряжением. Часть людей, конечно же, все равно ездит в соседние районы. Благо, единственную дорогу туда к десятому году ураганной застройки усилили новой параллельной, а через железнодорожную линию возвели виадук. Пусть и не заранее, но дело было сделано, и пациенты снова задышали.

Город, как известно, прирастает новыми микрорайонами так быстро, что властям не всегда удается впихнуть в них школу или садик. И только новые магазины, почуяв грядущий наплыв покупателей, предусмотрительно построились в шаговой доступности от подъездов десятиэтажек и с завидной своевременностью распахнули свои двери. В них нет ни очередей, ни талонов.

Получится ли объехать советское прошлое за 720 млн рублей 00 копеек?

В Русско-Полянском районе, что на юге области, начато строительство автодороги местного значения Алабота — Милорадовка. Она пройдет уже всецело по территории Омской области. Старая дорога в 1991 году была в двух местах рассечена холодным движением руки в Беловежье федеральной границей. Она оказалась в Казахстане, где сильно устарела. Там казахские власти отказались ее ремонтировать еще в конце 90-х.

В настоящее время проходит расчистка от снега и производится укладка насыпи, работают более 80 рабочих в две смены. Стоимость 15,8 км. новой автодороги — 720 млн рублей.

Международная ситуация становится все более напряженной и требует от Москвы решительных и продуманных стратегических действий, направленных в сторону интеграции стран бывшего СССР. Без этого нельзя создать полюс силы, способный выжить в 21 веке и наращивать свою мощь.

Без этого нельзя воспроизводить здоровое и грамотное население. Без этого, как видно выше, нельзя решить даже отдельно взятые проблемы, не говоря о комплексе этих проблем.

Применение подходов СССР в области макро- и микроэкономики, социальной политики, культуры и т. д. в настоящий момент являются хорошим, если не единственным, способом удержать систему на плаву.

Остановить в России процессы эрозии, гниения — а именно так можно охарактеризовать происходящее — надо до того, как начнется обрушение конструкций. Опасность этого очевидна и вопиет. Применение западных подходов для налаживания жизни во всех ее сферах дает, очевидно, неудовлетворительные результаты. И чем больше и глубже они были применены, тем более сокрушительны их последствия. Это приходится признавать и с этим нужно что-то делать.