Обзор главных событий в Северной столице со 2 по 9 ноября

Сказ о том, как Петербург на один день от проблем с коронавирусом избавился

Изображение:
Ван Гог. Палата Арльзкой больницы. 1889
Ван Гог. Палата Арльзкой больницы. 1889

«Мы выполнили все пункты: от А до Б»

За минувшую неделю ситуация с заболеваемостью COVID-19 в Петербурге с каждым днем только ухудшалась — если в понедельник 2 ноября было зафиксировано 923 больных популярным ныне заболеванием, то в воскресенье 8 ноября был выявлен 1 331 новый носитель коронавируса. Вся проблема — в донельзя оптимизированной постсоветской системе здравоохранения с дефицитом количества коек в инфекционных отделениях больниц. И последствия этой оптимизации, они и только они, являются причиной приближения петербургской системы здравоохранения к коллапсу.

Не испугали коронавирус и призывы губернатора Петербурга Александра Беглова, который в начале недели назвал ситуацию критической и пригрозил ужесточением ограничений в случае ухудшения ситуации. Не помогло.

Еще в начале октября комиссия Минздрава обозначила в качестве главной проблемы высокой заболеваемости и смертности от COVID-19 в Северной столице отсутствие единого центра и выстроенной вертикали управления. С того времени ситуация стала только хуже.

При этом сам губернатор Беглов на собственном примере продемонстрировал, что бывает, когда при всех недостатках системы выстроенная вертикаль управления способствует улучшению ситуации. «Эталонная» властная вертикаль в городе на Неве «выстроилась» 3 ноября, когда родной город посетил президент России Владимир Путин — спустить на воду самый большой неатомный ледокол в мире «Виктор Черномырдин» и заодно справиться о положении дел у главы города. В этот день Беглов стал вторым человеком в городе, а положение с коронавирусом в мегаполисе внезапно превратилось из понедельничного «критического» — «За прошедшие сутки зарегистрировано 923 случая заражения. Это критически много» — во вторничное «сложное» — «Это для Петербурга не критическая, но сложная ситуация».

Как тут не вспомнить бессмертные фразы Черномырдина: «Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу…», «Мы выполнили все пункты: от А до Б» и «Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит».

Последней «нетленкой» можно описать в целом ситуацию в стране, особенно после пенсионной реформы, о которой напомнили властям 3 ноября, и упорного проталкивания дистанционного образования, которого родители боятся как огня. Что и показали сначала результаты опроса, проведенного вице-губернатором города Ириной Потехиной на своей странице в соцсети «ВКонтакте» (77 тысяч из 103 тысяч проголосовали против введения «дистанционки»).

На встрече Путина и Беглова, в ходе которой с состоянием петербургской системы здравоохранения произошла странная «словесная» метаморфоза, петербургский градоначальник доложил, что почти 80% коек (из 7 913 коек, по состоянию на 3 ноября) для COVID-пациентов были уже заняты. По словам, главы города нарастить количество коек для больных COVID-19 можно до 12 тысяч.

К слову, к концу недели их число действительно выросло за счет перепрофилирования нескольких стационаров, но при этом темпы роста суточной заболеваемости сократили резерв коек до 9%. И это на фоне прогноза главы городского комитета по здравоохранению Дмитрия Лисовца, заявившего о пике заболеваемости COVID-19 в Петербурге в конце ноября — начале декабря.

В итоге запамятовавший слово «критический» губернатор Петербурга Александр Беглов, видя «сложную» ситуацию, ужесточил-таки с 9 ноября ограничения в городе. Оставив в силе все предыдущие ограничения, был введен запрет в Петербурге на: с 9 по 29 ноября — деятельность предприятий общепита с общим залом обслуживания (фуд-корты и фуд-плейсы) — за исключением аэропортов и АЗС; детские игровые комнаты в магазинах и торговых центрах; с 9 ноября по 27 декабря — деятельность государственных организаций дополнительного образования («кружки» переведены на дистанционное обучение); с 9 по 29 ноября — проведение массовых мероприятий численностью более 70 человек. Также работодателям предписано перевести на удаленную работу сотрудников старше 65 лет, работников с хроническими заболеваниями и не менее 30% сотрудников вне этих категорий.

Что же касается школ, то с 9 ноября они завершили каникулы и продолжили работу в полном объеме с учетом мер предосторожности и правом родителей выбирать вид обучения. По словам Ирины Потехиной, «любой ребенок по решению родителей может быть переведен на смешанную форму обучения, то есть он может остаться дома и заниматься дистанционно, а может через какое-то время вернуться в класс и заниматься очно».

Читайте также: «Вдумайтесь в масштаб наглости!» Родители СПб возмутились дистанционкой

На финише недели в больницы города стало поступать по 800 пациентов COVID-19. После чего в Минздраве не выдержали и отправили в Петербург очередную комиссию в составе первого заместителя министра здравоохранения РФ Игоря Каграманяна и помощника министра Оксаны Гусевой. Так все-таки — «сложная» ситуация или «критическая»?

Кольца безвластия

Изображение: Kremlin.ru
Александр Беглов
Александр Беглов

На встрече с президентом России Александр Беглов доложил и о сложностях со строительством петербургской подземки. Комиссию из Москвы в данном случае присылать не потребуется, а, может, и стоило бы — преимущество Москвы перед Петербургом в масштабах и темпах метростроении колоссальное, а «счет» разгромный — 41:5 — столько станций построили московские и петербургские метростроевцы соответственно с 2014 по 2019 годы.

Ключевой проблемой в петербургском метростроении на данный момент является отсутствие генподрядчика, который придет на смену находящемуся в предбанкротном состоянии «Метрострою» (доля города в этой компании составляет всего 25%). Акции «Метростроя», в частности, принадлежат семье Александровых, при этом Николай Александров проходит по уголовному делу о крупной растрате в то время, когда он являлся гендиректором компании.

Беглов на встрече 3 ноября заверил Путина — приход нового генподрядчика никак не скажется на темпах строительства. С подрядчиком, к слову, определились — градоначальник лично поблагодарил президента РФ за содействие в этом вопросе. В тот же день вице-губернатор Петербурга Максим Соколов объявил о скором создании совместной компании с Банком ВТБ, которая займется реализацией грандиозных планов по строительству станций петербургской подземки и в которой город будет владеть уже 65% акций.

Но и тут не обошлось без интриг. Дело в том, что еще в августе некогда многолетний глава, совладелец «Местростоя» Вадим Александров заявил о создании новой компании АО «Метротранстрой» на базе АО «Стройтрансгаз», находящегося под контролем олигарха Геннадия Тимченко. В конце лета Александров заявил о намерении создать новую компанию, которая выйдет на питерский рынок метростроения, заберет к себе проверенные кадры «Метростроя» и будет «курировать строительство метрополитена в Санкт-Петербурге».

Вот и Соколов в контексте создания новой компании совместно с ВТБ также заявил о том, что «компетенции, которые наработаны петербургскими метростроителями за более чем 60-летнюю историю, они все были сохранены и приумножены в формате новой компании».

Это не первый эпизод сотрудничества города с ВТБ. Так, на минувшей неделе правительство РФ выделило 1 млрд рублей на первый этап строительства Восточного скоростного диаметра или Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), которое также реализуется городом совместно с ВТБ.

ШМСД создается с целью снижения нагрузки на дорожную сеть в южной и восточной части Петербурга и на мосты через Неву. Новая платная трасса будет пролегать от ЗСД в районе Благодатной улицы, далее — над Невой рядом с железнодорожным мостом и, пересекая Кольцевую дорогу севернее Кудрово, будет выходить в Ленобласть на трассу «Кола».

Визит российского президента в Северную столицу явно взбудоражил транспортников, которые напомнили и еще об одном крупном проекте отрасли. На неделе в РЖД сообщили, что в Петербурге может появиться подземный тоннель, который соединит Балтийский и Финляндский вокзалы. Это часть концепции железнодорожного кольца в Петербурге, которая включает в себя 7-километровый подземный железнодорожный тоннель между Балтийским и Финляндским вокзалами. Строительство кольца планируется начать в 2025 году.

Сообщается, что контуры железнодорожного кольца на 85% будут совпадать с до сих пор находящейся в планах кольцевой линии Петербургского метрополитена. Все эти кольца из красивых презентаций обещают создать для петербуржцев удобные пересадочные узлы для возможности быстрого перехода пассажиров с одного вида транспорта на другой.

Закладывают ли городские власти в эти грандиозные проекты период временного «безвластия» на рынке метростроения в Петербурге — вопрос, но к 2030 году планируется замкнуть и железнодорожное кольцо и сдать участок кольцевой линии метро от «Горного института» (ранее сроки сдачи станции перенесли в четвертый раз — на конец июля 2023 года) до «Лесной».

Защита завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции

Изображение: (cc)Нинара
Кировско-Выборгская линия, линия 1. Станция Нарвская. Слава труду!
Кировско-Выборгская линия, линия 1. Станция Нарвская. Слава труду!

Все вышеперечисленные проблемы города, в том числе «отсутствие вертикали и единого центра управления», имеют один и тот же корень — всё это является последствиями разрушения Советского Союза. И сегодня масштабы проблем в той или иной отрасли — как в России в целом, так и в Петербурге в частности, определяются не эффективностью управления, а, скорее, тем, какую долю советского наследия в каждой отрасли успели за минувшие 30 лет разграбить, распилить, «оптимизировать», наконец.

На минувшей неделе в Петербурге особенно незаметно прошло «празднование» так называемого «еще одного выходного», искусственного созданного Дня народного единства. Особенно после пенсионной реформы стало очевидно — что цели, которую ставили перед собой создатели «праздника» 4 ноября, а именно —предание забвению годовщины Великой Октябрьской социалистической революции — достичь не удалось. Ибо память о ней жива — власти страны не дают забыть о Великом Октябре, что было дано народу тогда и что у него отбирают сегодня под благовидными предлогами.

Читайте также: В Петербурге коммунисты необычно отметили праздник Великого Октября

Третьего числа каждого месяца, в «память» о подписанном 3 октября 2018 года законе о пенсионной реформе, жители России отмечают горькую дату — «День людоеда». И пусть из-за карантинных ограничений 3 ноября 2020 года корреспонденты ИА Красная Весна не обнаружили на улицах города традиционные пикеты по случаю Дня людоеда — опрос жителей на улицах Северной столицы подтвердил — петербуржцы помнят о пенсионной реформе: «Время идет, но повышение пенсионного возраста, которое власть ввела в российское законодательство вопреки разумным доводам экономистов и сопротивлению народа, продолжает волновать жителей России. В том числе не одобряют реформу и пенсионеры — те граждане, кого непосредственно повышение пенсионного возраста не коснулось и уже не коснется. И почти все из согласившихся с нами побеседовать отмечали разрыв между народом и принимающей решения властью. А некоторые видели прямую связь между действиями этой зарвавшейся власти и грядущими беспорядками».

Читайте также: Петербуржцы не забыли пенсионную реформу — и уже не верят ничему

А 7 ноября в рамках празднования 103-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции родители Петербурга призвали власти города и страны прекратить под предлогом борьбы с коронавирусом и заботы о здоровье детей, «доедать» завоевания Великого Октября — вслед за пенсиями, под покровом коронавирусной истерии власти хотят покуситься на всеобщее очное образование путем «удобного» дистанционного образования.

По словам активиста Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС) в Петербурге Олега, «социальные завоевания Октябрьской революции очевидны и должны быть неотменяемы, ведь большевики дали возможность получения полноценного бесплатного образования всем, а сейчас, спустя более чем 100 лет, это право у людей пытаются отобрать».