И, конечно, во многих песнях начала Великой Отечественной войны присутствовал сюжет, в котором невеста, жена или мать напутствуют бойца, идущего на фронт защищать Родину, защищать родимый дом.

«Ты вернешься, я знаю, героем!» 75 песен Великой Отечественной — 3

Изображение: Гелий Коржев 1967
Проводы. Из серии «Опаленные войной»
Проводы. Из серии «Опаленные войной»

Война. Миллионы мужчин, вчера еще имевших сугубо штатскую профессию, были призваны на защиту Родины. Миллионы ушли в ополчение, в партизаны, в подполье. Уходили на войну и женщины, но всё же на женскую долю большей частью выпала нелегкая доля расставания с любимыми.

И, конечно, во многих песнях начала Великой Отечественной войны присутствовал сюжет, в котором невеста, жена или мать напутствуют бойца, идущего на фронт защищать Родину, защищать родимый дом. Такие песни, как «Иди, любимый мой» (Т. Хренников, сл. Ф. Кравченко), «Я на подвиг тебя провожала» (Н. Богословский, сл. В. Лебедев-Кумач), «Провожала мать сыночка» (К. Листов, сл. С. Алымов), «Казак уходил на войну» (Т. Хренников, сл. В. Гусев, 1944) ранее уже вошли в публикацию, посвященную празднику 8 марта и приуроченную к 75-летию Победы.

В новую публикацию из цикла «75 песен Великой Отечественной», раскрывающую тему той, порой незримой связи между бойцом на фронте и оставшимися дома их любимыми, вошли уже другие произведения. Именно они и стали ее смысловой основой. А сами песни о любимых, о родном доме, который они олицетворяли, наряду с обращением к доблести предков, составили тот посыл, что помогал солдату выстоять в тяжелые военные годы.

Прощание матери с уходящим на войну сыном стало сюжетом песни «Рябина» композитора Юрия Богословского и поэта Антона Пришельца (Ходакова), которая открывает статью.

Враг вероломный мирный труд нарушил,
Он прорвался к нашим берегам.
Мы фашистского зверя задушим,
Вся страна поднялась на врага!

Вечер за рощей, зорька за горою
Друг за другом будут догорать.
Ты вернешься, я знаю, героем!
Ты ведь Родину любишь, как мать!


Рябина (Ю. Богословский, сл. А. Пришелец (Ходаков)), исп. Г.Виноградов

Это практически совсем забытая песня, но в которой звучит напутствие на бой, звучит уверенность, что сын не посрамит своей чести и отстоит Родину.

Совсем другой посыл несла песня «За дальнею околицей» Николая Будашкина на стихи Глеба Акулова. В ней нет напутствий и призывов, в ней живут личные взаимоотношения двух любящих друг друга людей, разлученных войной. Но сквозь всю ее лиричность также проступает уверенность в победе.


За дальнею околицей (Н. Будашкин, сл. Г. Акулов, 1938) Н. Обухова

Несколько слов об истории этой песни. Она была написана еще в довоенном 1938 году. Но первое исполнение состоялось только в 1942-м, и произошло это в осажденном Ленинграде. Песня сразу же полюбилась. Вот только, к этому времени, одного из ее авторов — поэта Глеба Григорьевича Акулова — уже не было в живых. Еще в 1940 году он ушел в Красную Армию, и, будучи политруком, погиб на белорусской земле 30 июня 1941 года в самом начале войны.

Еще одной «довоенной» песней была полюбившаяся и красноармейцам и вообще всему советскому народу «Катюша» Матвея Блантера и Михаила Исаковского. Незамысловатая история о любви девушки и бойца Красной Армии стала одним из символов и Великой Отечественной войны и всего Советского Союза.


Катюша (М. Блантер, сл. М. Исаковский) В. Батищева (П. Михайлов и В. Тютюнник), 1939

Сегодня невозможно точно установить, сколько «переделок» текста этой песни появилось в годы войны. В них Катюша и трудилась в тылу, и была санитаркой, и партизанила, и буквально громила врага (вспомним гвардейские реактивные минометы, названные «Катюшей»). Она стала практически «собирательным» образом советской девушки военной поры, отраженном в песнях.

И в «новых профессиях» «Катюши» нет ничего удивительного. На фронтах Великой Отечественной войны в Красной, а потом и Советской армии воевало более миллиона женщин. Не меньшее их число стало партизанками и подпольщицами. Они были врачами и медсестрами, санитарками и связистками, они владели военными специальностями — были летчицами, танкистками, автоматчицами, снайперами, пулеметчицами…

Но всё же, для большинства солдат образы их любимых женщин накрепко были связаны с домом, с мирной жизнью. И об этом написаны были в военные годы великие песни.


В землянке (К. Листов, сл. А. Сурков) Л. Утесов

У знаменитой песни «В землянке» композитора Константина Листова и поэта Алексея Суркова, написанной в конце 1941 года, тоже непростая судьба. Несмотря на ее огромную популярность у солдат многие из военных цензоров посчитали едва ли не «упадническими» ее строки:

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега…
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Вот за эти «четыре шага до смерти» и пытались запретить песню. Потом переделали ее текст и существуют записи военных лет с измененными словами. Но любовь бойцов к песне возобладала, и она звучала в первоначальном виде на всех фронтах Великой Отечественной и звучит до сих пор.


Жди меня (М. Блантер, слова К. Симонов) Г.Виноградов, 1942

Бессмертные строки Константина Симонова — гимн веры во всепобеждающую силу любви. И опять же — уникальный случай. На это стихотворение написано множество песен. Музыковеды нашли более 170 вариантов мелодий, написанных только профессиональными композиторами. А сколько самодеятельных песен с этими словами было написано в годы войны — установить невозможно.

Даже сегодня звучат несколько вариантов «Жди меня». В данной публикации представлена песня, музыку к которой написал Матвей Блантер. Пожалуй, именно она стала наиболее любимой в военные годы.

И еще одна редко исполняемая песня Великой Отечественной — «Краснофлотская улыбка». Она была написана и впервые прозвучала в блокадном Ленинграде. Но ее авторы Николай Будашкин и Анатолий Фидровский написали очень задорную, оптимистическую песню, в которой звучит уверенность в скорой победе.


Краснофлотская улыбка (Н. Будашкин, сл. А. Фидровский) Н.Коршунов и анс. ЦА ВМФ СССР, 1943

Нужно сказать, что Анатолий Фидровский в годы войны был моряком Балтийского флота, что не помешало ему стать автором слов и песни «Краснофлотская улыбка» и еще наскольких песен, в том числе знаменитой сатирической песенки «Барон фон дер Пшик», блистательно исполнявшейся Леонидом Утесовым.

На позиции девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Все горел огонек.


Огонёк (сл. М. Исаковский) В. Нечаев, 1947

До сих пор не удается точно установить авторство музыки «Огонька», его не смогла установить даже специальная комиссия при Союзе композиторов СССР, собравшаяся после войны. Песня родилась где-то в солдатских окопах Великой Отечественной. А автором слов является Михаил Васильевич Исаковский. В военные годы «Огонёк» звучал везде, став еще одним символом неугасающей любви бойца и любимой, проводившей его на фронт.

Женщины в годы войны… Среди многочисленных вариантов «Катюши» есть и такие, в которых рассказывается о том, как она попадает в руки нацистских изуверов. Зверства фашистов и их пособников по отношению к мирному населению вызывали гнев и жажду мщения по отношению к насильникам, что также находило отклик в песнях войны. Об этом — в следующей статье.