Власти Кузбасса решили последовать примеру ярых антисоветчиков?
События прошедшей недели выявили наличие некоторых потаенных антисоветских умонастроений у региональной элиты Кемеровской области. Являются ли прошедшие события лишь не связанными между собой одиночными антисоветскими спазмами или их можно назвать предвестниками кампании по «десоветизации» Кузбасса, нам еще предстоит выяснить.
Так, 30 октября депутаты Кемеровского областного совета проголосовали единогласно за закон о переименовании нынешнего Совета народных депутатов Кемеровской области в «Законодательное собрание Кемеровской области — Кузбасса». Закон должен вступить в силу 1 декабря 2019 года. Председатель областного совета Вячеслав Петров уверен, что данное переименование необходимо, поскольку новое название более точно отражает деятельность кузбасских депутатов, ибо основной вид деятельности данного органа — принятие областных законов.
Читайте также: Десоветизация в Кузбассе: депутаты решили покончить с облсоветом
«Это принципиально важно, мы к этому довольно давно шли и, вот, наконец, это важное для всей законодательной власти событие случится», — заявил Петров перед началом сессии Совета народных депутатов.
При этом выяснилось, что только переименованием Совета народных депутатов в «Законодательное собрание Кемеровской области — Кузбасса» региональные парламентарии не ограничатся. Говорится, что на выходе мы получим не только табличку с новым названием регионального парламента, но и парламентариев с «переформатированным» сознанием.
«Совет переформатирует и мышление, и работу депутатского корпуса на более открытое, комфортное и эффективное взаимодействие представительной власти с жителями Кузбасса, на вовлечение в совместную работу в единой команде Губернатора максимального количества неравнодушных кузбассовцев для реализации всех планов развития региона», — говорится на сайте регионального Совета народных депутатов.
Затем 1 ноября появилась информация о результатах социологического опроса в Новокузнецке, посвященного переименованию Советской площади в Преображенскую. На сайте электронных референдумов Новокузнецка задали следующий вопрос: «Жители Кузнецкого района Новокузнецка выступили с предложением переименовать Советскую площадь в Преображенскую. Поддерживаете ли вы данную инициативу?». Опрос проводился с 30 сентября по 31 октября. Всего проголосовало более 1000 человек, из них 89,3% жителей сказали «нет» переименованию. Среди высказавшихся комментаторов ни один не поддержал инициативу. Цифра 89,3% сама по себе очень примечательна, почему, мы рассмотрим чуть ниже.
Что касается переименований, то в октябре 2019 года после смерти летчика-космонавта Алексея Леонова прозвучало предложение о переименовании в его честь центрального проспекта в Кемерове — Советского проспекта. Предложение высказал на своей странице один из пользователей Facebook. При этом имела место некоторая странность: региональные СМИ, находящиеся под контролем областной администрации, дружно ухватились за пост из Facebook и раструбили о нем по всей области. Складывается впечатление, что некоторые представители региональной элиты захотели использовать крупный информационный повод, в данном случае смерть советского летчика-космонавта, в рамках своих антисоветских манипуляций: переименования Советского проспекта в Кемерове.
Читайте также: 89% жителей Новокузнецка выступили против переименования Советской площади
Говоря о десоветизации, мы подразумеваем войну не только с историей СССР, но и с историей России в целом. За вторую половину XX века по историческому самосознанию нашего народа дважды наносили удар. В первый раз это произошло на XX съезде КПСС, когда Хрущев заявил о масштабных сталинских репрессиях, не огласив точных цифр. Это привело к разного рода манипуляциям на данную тему, включая заявление автора «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицина о том, что уменьшение населения страны в период с «1917 до 1959 года без военных потерь, только от террористического унижения… обошлось нам в… 66,7 миллионов человек».
Данную ложь впоследствии опроверг либеральный историк Виктор Земсков: «Всего за весь советский период их (приговоренных к смертной казни) было 828 тыс.» Если рассматривать репрессии, проходившие в других странах, то репрессии в СССР не являются чем-то уникальным. Они входят в один ряд с такими же, которые происходили, например, в Испании эпохи гражданской войны, Чили времен Пиночета, в Индонезии под руководством Сухарто, в Южной Корее.
Во второй раз историческое сознание ломали в перестройку. Тогда перестройщики задействовали два вида оружия: историческую фальсификацию, как в случае с миллионами репрессированных, а также отсутствие у широких слоев населения понимания исторического контекста, например, как в случае с репрессиями в других странах.
Очередная волна десоветизации началась в 2011 году, в период нахождения у власти администрации либерально настроенного президента РФ Дмитрия Медведева. В 2011 году Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека выдвинул так называемую программу по «десталинизации» российской истории. Данный проект возглавил либерал Михаил Федотов.
Читайте также: Две жизни Алексея Леонова
В качестве еще одного лоббиста данной программы выступил политолог и экономист Сергей Караганов, который заявил, что термин «десталинизация» является несколько неточным: «Это неточно и политически неправильно, хотя суть проекта, естественно, и в десталинизации, и в декоммунизации российского общественного сознания и самой нашей страны».
Это заявление созвучно словам советника бывшего президента РФ Бориса Ельцина Анатолия Ракитова, который говорил о необходимости изменения «ядра исторической личности», т. е. говорилось о том, что на смену коммунистическим идеалам должны прийти деньги. В этом контексте слова о переформатировании сознания кемеровских депутатов приобретают совсем иной цвет и запах. Не собираются ли депутаты с «переформатированным» сознанием затем начать переформатирование сознания жителей Кемеровской области?
В 2011 году «десталинизацию» удалось остановить. Движение «Суть времени» инициировало всероссийский опрос АКСИО, в котором в период с 6 по 22 апреля 2011 года приняло участие 36 014 человек. Результаты опроса показали, что 89,7% граждан России выступили против программы по «десталинизации», которая предполагала признание СССР преступным государством, осуществлявшим геноцид собственного народа и виновным в развязывании Второй мировой войны. Результаты АКСИО были широко освещены в СМИ.
Интересно, что и в Новокузнецке по вопросу о переименовании Советской площади в Преображенскую 89,3% голосовавших высказались против такого переименования. Данные АКСИО восьмилетней давности вновь подтвердились в ходе соцопроса, который опубликовали на сайте электронных референдумов Новокузнецка: просоветское большинство выступает против десоветизации любого рода. Вероятно, имеет место даже некоторый рост просоветских настроений, поскольку в 2011 году в Кемеровской области против «десталинизации» выступили 88,6% жителей.
Читайте также: О масштабах репрессий
Ресоветизация российского общества произошла — это непреложный факт, который также подтвердился в ходе передачи «Суд истории», выходившей на Пятом канале с 19 июля по 30 декабря 2010 года. Либеральные антисоветчики потерпели сокрушительное поражение: от 70% до 95% телезрителей выступили против антисоветских мифов. Также телепередача продемонстрировала, что антисоветскими нападками никто не собирается ограничиваться, цель состояла в разрушении всего исторического самосознания жителей страны, включая дискредитацию декабристов и Ивана Грозного.
Никто не говорит о том, что в СССР всё было хорошо. Если бы это было так, то СССР не распался бы, но одно дело — это конструктивная критика, а другое — работа по уничтожению всего, что связано или созвучно советскому наследию. Уничтожение советских военных памятников в Польше и антисоветские инициативы у нас — это два составных элемента единой борьбы с советской историей.
С этой точки зрения недавние антисоветские инициативы в Кемеровской области — это не просто региональные шалости, а открытая борьба с историей и ликвидацией в общественном сознании всего того, что так или иначе связано или созвучно советскому периоду. Принимая подобные решения или проталкивая антисоветские инициативы, региональные власти подыгрывают тем антинародным силам, которые ратовали за развал СССР в период перестройки и продвигали программу по «десталинизации» в 2011 году, т. е. расписываются в своей антинародности. Другими словами, региональные власти заняты собственной дискредитацией в глазах просоветского большинства.