Где кроется «бестолковщина» в военкоматах? Интервью со специалистом
Работа военкоматов при частичной мобилизации, несмотря на завершение ее первой волны, остается одной из самых обсуждаемых тем в российских СМИ и обществе. В основном из-за несоответствия действий на местах и указаний Минобороны о призыве в первую очередь отслуживших граждан с опытом ведения боевых действий.
Президент России Владимир Путин 10 октября на совещании по проведению частичной мобилизации в России признал, что работу военкоматов нужно перестраивать под современность.
«К сожалению, бестолковщины при частичной мобилизации достаточно, — сказал Путин. — Проблемы там, видимо, накапливались достаточно долго».
Мы связались с человеком, который до недавнего времени достаточно долго работал в военных комиссариатах различных уровней и согласился на условиях анонимности раскрыть суть проблем, которые, по мнению президента, накапливались давно.
Корр.: Скажите, пожалуйста, какие специалисты работают в военкоматах? Какое у них должно быть образование?
Собеседник: В идеале образование должно быть юридическое или военное. Потому что эти люди в основном с законодательной базой работают и на ее основе принимают решения по призывникам. Но на самом деле в военкоматы попадают люди с совершенно разным образованием, и военных там не так уж и много — с тех пор, как военкоматы стали делать гражданской организацией. Несколько лет назад начали возвращать первые военные должности, но пока что речь идет о единицах таких людей. В случае серьезных военных напряжений эта структура к ним может быть не очень готова.
Если мы говорим про сотрудников военкоматов региональных центров, там есть возможность набрать самых толковых людей с районов, и эта часть структуры работает хорошо. В районах и маленьких городах в случае ухода ключевых специалистов работа может полностью развалиться. Тогда приходится набирать молодых специалистов без опыта работы. Те, в свою очередь, видя сложность задачи, очень быстро увольняются. Из-за этого образуется большая текучка кадров.
Кто остается в районных военкоматах? Зачастую это специалисты, которые уже десятилетиями там работают и просто привыкли. Но и такие люди уходят на пенсию, а заменить их некем. В некоторых регионах местные власти платят сотрудникам военкоматов надбавку, что позволяет им иметь большее довольствие и сохранять престиж профессии. Но далеко не во всех регионах удается это сделать.
В большинстве мест всё очень печально: маленькая зарплата порядка 20 тысяч рублей в месяц и тяжелые условия труда. Бывают вопиющие случаи, когда рабочие помещения или плохо отремонтированы, или даже не отапливаются. Но с этим стараются бороться.
Корр.: Идет ли речь о недофинансировании военкоматов?
Собеседник: В моем понимании наше государство решило лет десять назад при министре обороны Сердюкове переходить на контрактную армию, поэтому военкоматы сделали гражданской структурой и отодвинули в сторону, как будто они должны были вскоре исчезнуть. Сотрудники военкоматов стали работать по гражданскому трудовому кодексу. При этом у военных сохранились множество дополнительных выплат, большой отпуск, а сотрудники военкоматов были переведены фактически на голодный паек.
Аналогичный случай был перед COVID-19, когда инфекционные больницы казались никому не нужными, а их койки хотели упразднить и сэкономить. А когда началась пандемия, оказалось, что эти койки ой как нужны.
Казалось, на военкоматах тоже можно сэкономить. В итоге многие специалисты разбежались, а когда они резко понадобились, их стало не хватать. Работу пяти человек зачастую выполняют двое или трое. Люди могут очень сильно выгорать на такой работе, особенно за такую вопиюще маленькую зарплату.
Корр.: Как соотносятся между собой призыв на срочную службу и мобилизация с точки зрения военкоматов?
Собеседник: В военкоматах есть отдел призыва на срочную службу и есть отдел мобилизации, который ведет учет людей в запасе и автомобилей, занимается работой с предприятиями, военными пенсионерами. И наверняка сейчас отдел призыва и отдел мобилизации заняты одним делом. Если призыв наложится на мобилизацию, качество работы может еще просесть.
Корр.: Насколько хорошо работал отдел призыва на срочную службу до объявления мобилизации?
Собеседник: В военкоматах достаточно серьезно происходит отбор призывников по многим параметрам. То количество молодых людей, которым исполняется 18 лет, в 2,5 раза больше общего количества попадающих на военную службу. Нужно буквально выбрать одного молодого парня из трех. Но из-за того, что человек не обязан жить в городе по прописке, его очень сложно найти. А если человек еще не работает на предприятии, которое взаимодействует с военкоматом, то он становится фактически невидимым для военкомата.
В сельской местности выбор военной карьеры, наоборот, помогает людям выбрать какую-то альтернативу прозябанию, и они намного охотнее идут на призыв и уклоняются от службы только в случае пьянства или наркомании.
В основном планы по призыву адекватны количеству рабочих мест в военкоматах, но зачастую военкоматы недоукомплектованы. И в пиковые моменты в очень малый промежуток времени нужно призвать много людей: тогда сотрудники могут и ночами задерживаться на работе, перерабатывать.
В первую очередь перегрузка сотрудников зависит от военных комиссаров, которые руководят на местах. Военком, который понимает стоящие перед ним задачи, может донести их до сотрудников и объяснить, как задачи нужно выполнять, проконтролировать процесс. Плохой военком сам не может понять законодательство, по которому ему и его подопечным нужно работать. Если рядом с плохим военкомом нет толкового специалиста, то весь военкомат не сможет правильно прочитать документ и на основании него принять решение. В итоге люди постоянно увольняются из этой структуры, а новые сотрудники не понимают, что делали предыдущие. Работа превращается в кошмар, когда карточку призывника можно искать полчаса.
Корр.: То есть списки людей, подлежащих мобилизации, должны были быть готовы 21 сентября?
Собеседник: Во-первых, отдел мобилизации постоянно должен эти списки составлять и актуализировать. Чтобы при получении приказа о мобилизации исполнить его в кратчайший срок — а именно составить и разнести повестки. Если список не актуализирован, то реальных людей на участке может быть на десятки процентов меньше, чем по списку. И мобилизовывать могут людей, которых министр обороны не рекомендовал к мобилизации. Тем более эти рекомендации не были вовремя закреплены законодательно.
Во-вторых, каждый гражданин обязан по закону сообщать в военкоматы об изменениях в своих личных данных. Сколько людей это делает? Мягко говоря, не все. И даже если в военкомате работа налажена хорошо, то при мобилизации подходящих людей может просто не быть в нужном количестве.
Корр.: Чем еще вызваны случаи, когда на мобилизацию брали людей, совсем не подходящих под критерии руководства Минобороны?
Собеседник: Тем, что план по мобилизации обязательно нужно выполнить. Поэтому в случае плохой организации работы в военкомате у сотрудников не было времени изучать личные дела призывников, и они призывали того, кто под руку попадался. Они были вынуждены, иначе их бы наказали за неисполнение приказа.
К тому же в военкоматах, как и в остальных сферах жизни, делается большая ставка на цифровизацию. Считается, что программа может заменить человека. Но на деле это совершенно не так. В военкомате базовым документооборотом является бумажный, цифровой накладывается поверх него. Но то, как он накладывается, не сильно облегчает жизнь сотрудникам.
В военкоматах нет интернета и электронной почты, нельзя полноценно и быстро обменяться информацией. Это почему-то не останавливает руководство военкоматов от ввода всё новых цифровых систем. И каждая последующая система не заменяет предыдущую, а накладывает еще один пласт работы, который сотрудникам надо выполнять. Возникает необходимость оторвать от рабочих процессов людей и поставить на цифровую систему, чтобы они туда вносили данные. Это редко приводит к облегчению работы, чаще всего приводит к дополнительной нагрузке персонала.
Корр.: Какие действия следовало бы предпринять государству, чтобы искоренить проблемы, которые накопились в военкоматах?
Собеседник: Для государства самый банальный способ — направить в профессию дополнительное финансирование, чтобы туда все стремились. Можно другими способами повысить престиж профессии, например, как у госслужащих. В престижных либо высокооплачиваемых организациях у руководства есть конкурс на рабочее место и выбор, кого брать, а кого — нет. А в военкоматы никто не стремится, и возможности выбирать к себе людей у военкомов нет.
Критически важно, чтобы специалисты достаточное время задерживались и не уходили из этой профессии, изучили документы и корректно применяли их. Специалист со стажем до года не может полноценно освоить и выполнять свою работу.
Сотрудникам военкоматов нужно понимание, что про них не забыли, что они еще кому-то нужны. Ко многим из них приходит отчаяние, когда трудишься до ночи за копейки, не имея других интересов, кроме работы. Такие люди теряют свою гражданскую позицию и уходят туда, где платят больше. Есть множество прецедентов, когда сотрудник военкомата переходит на другую работу, где платят в полтора или два раза больше при уменьшении рабочей нагрузки. Когда внутренние патриотические устремления народа и экономическая ситуация в военкоматах совпадут, система сможет отбирать лучших сотрудников и работать корректно.