5-й ВЭФ прошел во Владивостоке 4–6 сентября 2019 года. Подписано 270 соглашений на 3,4 трлн рублей. Хедлайнерами были лидеры России, Японии, Индии, Монголии и Малайзии. В рамках форума состоялось заседание президиума Госсовета РФ и сессия дискуссионного клуба «Валдай». Инвестиции в регион текут рекой, но остановить отток населения они не могут.

V Восточный экономический форум — итоги, проекты, надежды, действительность

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Путин на ВЭФ
Путин на ВЭФ

Юбилейный, пятый Восточный экономический форум (ВЭФ) 2019 года стал самым представительным по числу участников и количеству подписанных соглашений.

В этом году количество стран — участниц форума расширилось до 65 (против 60 в 2018), а количество участников увеличилось до 8500 (против 6002). Самый большой интерес к форуму проявила Япония — делегация из 588 человек (против 570 в прошлом году), Китай сократил делегацию почти втрое по сравнению с прошлым годом — 395 человек (1096), Республика Корея — 285 человек (335), Индия — 204 человека. Также представительные делегации прибыли из Монголии, США, Сингапура, Вьетнама, Великобритании и Малайзии.

На форуме подписано 270 соглашений на сумму свыше 3,4 трлн рублей (сумма которых не является коммерческой тайной).

Мероприятия форума проводились в формате панельных сессий, круглых столов, деловых завтраков и бизнес-диалогов, посвященных отношениям России с различными странами мира и, в первую очередь, с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В этот раз дискуссии прошли в рамках четырех тематических блоков: «Новые решения для ускорения экономического роста», «Создавая условия для бизнеса», «Дальний Восток и АТР: развивая возможности для сотрудничества» и «Новые решения для повышения качества жизни».

В рамках форума состоялась сессия Международного дискуссионного клуба «Валдай» и заседание президиума Госсовета РФ по вопросу о национальной программе развития Дальнего Востока на период до 2025 года.

Ключевым событием мероприятия стало прошедшее 5 сентября пленарное заседание с участием лидеров пяти стран: президента России Владимира Путина, премьер-министра Японии Синдзо Абэ, премьер-министра Индии Нарендры Моди, премьер-министра Малайзии Махатхира Мохаммада и президента Монголии Халтмаагийна Баттулги.

Госсовет уточнит планы по развитию Дальнего Востока

Заседание президиума Государственного Совета, прошедшее в первый день форума, было посвящено Национальной программе развития Дальнего Востока на период до 2025 года.

По итогам заседания был одобрен ряд принципиальных решений: предоставление ипотечных кредитов под 2% годовых участникам программы «Дальневосточный гектар» и молодым семьям, поддержана пилотная программа по изменению системы управления лесным комплексом в ДФО.

Открывая мероприятие, президент России Владимир Путин сообщил, что важным индикатором эффективности всех программ развития являются такие результаты, которые могут почувствовать люди: «Один из главных индикаторов — это численность населения, демографическая ситуация. Должен сказать, что пока этот индикатор находится в тревожной, в „красной“ зоне. Практически во всех дальневосточных субъектах Федерации численность населения продолжает снижаться».

Он также отметил, что высокие темпы, набранные в дальневосточной экономике, должны стать такими же и в социальной сфере региона.

Предложения по развитию 11 регионов Дальнего Востока России войдут в проект национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Окончательная версия программы развития Дальнего Востока будет утверждена после анализа предложенных разработчиками мер и определения источников финансирования.

Перед ВЭФ приморским бюджетникам снизили районный коэффициент, но подняли оклады

Совсем неоднозначно на таком фоне прозвучала новость о снижении с 1 января 2020 года в Приморье районного коэффициента с 1,3 до 1,2 для работников бюджетной сферы (за исключением местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, а также сельских населенных пунктов и рабочих поселков приграничной 30-километровой зоны). При этом должностные оклады повысятся на 10%. Постановление было подписано губернатором Олегом Кожемяко 2 сентября, накануне ВЭФ.

В администрации Приморья утверждают, что привели выплаты в соответствие с федеральным законодательством. Районный коэффициент 1,3 был введен в Приморском крае в 1991 году решением исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов. При этом федеральный районный коэффициент был установлен для Приморья в размере 1,2. Разница в 10% компенсировалась за счет краевого бюджета.

По расчетам краевых специалистов, нововведения позволят бюджетникам получать зарплату на 3,125% больше.

Другого мнения придерживаются в Федерации профсоюзов Приморского края. По их расчетам, от снижения районного коэффициента и увеличения оклада на 10% пострадают, в первую очередь, бюджетники, у которых оклады ниже минимального размера оплаты труда. По расчетам профсоюзов, к данной категории относится порядка 30% работников бюджетной сферы — учителя, врачи, младшие воспитатели, помощники воспитателей, санитарки, медсестры, библиотекари, сторожа, уборщицы.

6 сентября представители приморских профсоюзов работников здравоохранения, работников народного образования и культуры написали обращение прокурору Приморского края Николаю Пилипчуку с просьбой защитить права трудящихся.

Приморье становится международным транспортным хабом

Уникальное географическое расположение Приморского края дает ему возможность развивать международные наземные, воздушные и морские транспортные линии. На форуме были названы существующие и планируемые маршруты.

До конца года здесь должен появиться новый железнодорожный маршрут между Владивостоком и приграничным китайским городом Суйфэньхэ. Инвестором проекта выступает компания ООО «Международный экспресс». Планируется, что состав будет состоять из девяти пассажирских и одного багажного вагона и курсировать ежедневно. Время в пути составит семь часов. Окупаемость проекта строится на интересе китайских туристов к Приморью и формировании спроса к более комфортному передвижению до границы с Китаем у туристов российских. В перспективе маршрут может быть продлен до Харбина.

Многие владивостокцы помнят, что ранее поезд Владивосток — Харбин связывал эти города на протяжении ряда лет. В итоге от маршрута отказались из-за низкого пассажиропотока. Процедура замены колесных пар на погранпереходе занимала порядка 4-х часов, кроме того, поезд отстаивался в Суйфэньхэ еще 7–8 часов. В итоге намного удобнее было сойти с поезда в Суйфэньхэ и уехать в Харбин на автобусе, а еще удобнее было ездить в Харбин прямым автобусом из Владивостока.

Успешность нынешнего проекта поезда Владивосток — Суйфэньхэ тоже вызывает сомнение. Зачем ехать 7 часов на поезде, когда на автобусе можно доехать за 4 часа?

Морской маршрут свяжет Владивосток и индийский город Ченнаи (до 1996 года — Мадрас), соответствующее соглашение было подписано на полях ВЭФ. По словам премьер-министра Индии Нарендры Моди, транспортный морской коридор может стать для российских товаров трамплином на рынки Индии и Юго-Восточной Азии.

Новый «старый» маршрут должен упростить логистику доставки товаров между странами. Этот маршрут успешно функционировал в прошлые годы и обеспечивал грузопоток из Индии на советский Дальний Восток и обратно. Запуск сообщения позволит сократить время в пути до 24 дней, а в настоящее время путь в Россию через Суэцкий канал и Европу занимает 40 дней. В дальнейшем он может послужить основой для налаживания взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском районе и выхода на железнодорожную составляющую китайского «Шелкового пути», а также обеспечит доступ индийских товаров на Северный морской путь.

Открыть прямое авиасообщение между Владивостоком и Сингапуром предложил губернатор Приморья Олег Кожемяко на встрече со старшим министром, министром-координатором социальной политики Республики Сингапур Тарманом Шанмугаратнамом. В настоящее время прямого авиасообщения между городами нет, пассажиры пользуются транзитными рейсами через Южную Корею и Китай. Представитель Сингапура пообещал рассмотреть этот вопрос и провести исследование экономической целесообразности маршрута. Вместе с тем международный аэропорт Владивосток (одним из акционеров которого являются сингапурские компании Levanterra Pte.Ltd и Goldenhorn Gate Pte.Ltd) планирует до 2024 года увеличить пассажиропоток до 5 млн человек в год.Такое увеличение должно быть связано не только с увеличением количества рейсов и их наполняемостью, но и с развитием инфраструктуры аэропорта. Пассажирский терминал рассчитан на обслуживание 3,5 млн пассажиров в год. По итогам 2018 года пассажиропоток в аэропорту вырос на 21% по сравнению с 2017 годом и составил 2 млн 634 тыс. человек.

Но если Сингапур только еще будет присматриваться к открытию прямого маршрута, то авиаперевозчики из Страны восходящего солнца откроют прямые маршруты в 2020 году.

Сразу две авиакомпании Японии — Japan Airlines (JAL) и All NipponAirways (ANA) заявили о готовности с весны 2020 года выполнять прямые рейсы во Владивосток из Токио. В планах двух стран нарастить взаимный пассажиропоток до уровня 400 тыс. человек к 2023 году. В настоящее время полеты в Японию осуществляют три российские авиакомпании.

Сотрудничество с Индией…

В этом году индийская делегация прибыла на Дальний Восток до начала ВЭФ и провела встречи с полпредом Трутневым и всеми дальневосточными губернаторами. На форум прилетел премьер-министр Индии Нарендра Моди, который в своей речи на пленарном заседании ВЭФ пообещал выделить кредит в 1 млрд долларов на развитие Дальнего Востока России в качестве «стартовой площадки». Однако Дальний Восток интересует Индию преимущественно как сырьевой регион. «Этот регион действительно богат природными ресурсами, минералами, нефтью и газом», — сказал Моди в той же речи.

Индийским товарищам нужны российские ископаемые ресурсы (прежде всего уголь) для обеспечения своей быстро растущей экономики, для построения «умных» городов. И они хотели бы не просто покупать ресурсы, а участвовать в разработке месторождений. Контраст «добыча угля — „умные“ города для 400 млн человек» в направлении развития Индии и российского Дальнего Востока выглядит явно не в нашу пользу. В то же время Россия в Индии локализует производство железнодорожных вагонов, цистерн и горношахтного оборудования (соглашение об этом было подписано на ВЭФ-2017), то есть продает не только сырье, но и технологии. Также никуда не уходит традиционное сотрудничество в военной сфере.

…и экологическая проблема угольной пыли, создаваемая стивидорами

Отдельно отметим, что увеличение поставок угля в Индию ухудшит и без того неблагоприятную экологическую ситуацию в районах перевалки угля — прежде всего, в Находке. При этом член совета директоров Ассоциации морских торговых портов, генеральный директор АО «Находкинский МТП» Владимир Григорьев заявил на полях ВЭФ, что «закрытая» перевалка угля не является панацеей, и он не знает крупных мировых стивидоров, применяющих такую технологию. И добавил в стиле «и так сойдет»: «По статистике Роспотребнадзора, количество выявленных нарушений в пробах атмосферного воздуха за истекший год снизилось в 3,5 раза. Если посмотреть уровень заболеваемости по региону, и, в частности, по органам дыхания, город Находка находился и находится ниже среднего уровня по краю. Количество жалоб жителей также динамически снижается». В свете этого высказывания становится понятно, почему краевые власти совместно с прокуратурой продолжают увещевать местных стивидоров переходить на «закрытую» перевалку угля, не применяя к ним жестких мер. Хотя переход этот обещан уже в 2020 году, никакой конкретики по осуществлению этого перехода стивидоры не представили краевой администрации.

Глава Сбербанка Герман Греф продолжает давать советы по уничтожению остатков советской системы образования

«Одна из моих личных целей — убить экзамены», — заявил Герман Греф на пленарной сессии Сбербанка в рамках ВЭФ. Накануне в российских СМИ распространили результаты международного исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного аналитической компанией Harris Insights & Analytics. В нем утверждается, что российские дети больше всех в мире переживают за успеваемость в школе.

Инициативу Грефа в тот же день прокомментировал первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

Депутат указал на проблему отсутствия у значительной части детей внутренней мотивации к учебе. Отмена экзаменов лишит их также и внешней, объяснил Смолин. Кроме того, будет непонятно, по каким критериям отбирать поступающих в высшие и средние учебные заведения. Это вторая проблема, к которой приведет отмена экзаменов, добавил он.

Отметим, что глава Сбербанка, хоть и не является ни педагогом, ни функционером от образования, регулярно озвучивает идеи реформы системы образования, которые могут повлиять на эту систему крайне негативно.

Президент Путин пообещал ипотеку под 2% для молодых дальневосточных семей

Выступая на ВЭФ, Владимир Путин объявил о запуске на Дальнем Востоке уже в этом году программы ипотечного кредитования для молодых семей под 2% годовых. Предполагается, что она будет действовать в течение 5 лет и распространяться на покупку нового жилья или индивидуальное строительство на участках «дальневосточного гектара». Субсидирование кредитной ставки будет осуществляться за счет Фонда развития Дальнего Востока. Ранее министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов приводил оценки, что кредитами на данных условиях смогут воспользоваться 8500 семей при ежемесячном платеже около 16 000 рублей. К сожалению, из речи министра не ясно, будет ли указанное количество семей обеспечено жильем за 5 лет или ежегодно, а также какой срок погашения кредита использовался в оценках.

Декларируемая цель программы — остановить отток населения с Дальнего Востока. По данным Росстата, в 2018 году суммарный миграционный отток в регионе превысил 36 тысяч человек, что сравнимо с предполагаемым числом членов семей новоселов, (если считать по 4 человека на молодую семью), к которым сейчас принято относить те, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет. К сожалению, большинство существенных параметров кредитования и условий доступа к ним пока осталось за кадром.

На данный момент уже понятно, что инициатива также призвана стимулировать новое строительство, и купить жилье на вторичном рынке на этих условиях не удастся. Статистика же говорит, что на данный момент только 18% ипотечных кредитов в регионе используется для покупок на первичном рынке. И вряд ли этих ипотечников можно считать наиболее нуждающимися. Несомненно, столь значительное снижение ставки позволит существенно увеличить сумму займа при том же сроке и суммах ежемесячных выплат, что облегчит заемщикам доступ к рынку новых квартир. Но реальная доля этого увеличения зависит от длительности кредитования, а она остается не ясной, так как неизвестны ни максимальный срок, ни минимальный взнос, ни процентные условия по окончании 5-летнего периода. Также не уточнены демографические требования к молодой семье. Настораживает то, что президент в своем выступлении сослался на уже работающую на ДВ программу 5% кредита, а она распространяется только на тех, кто родил второго и последующего ребенка не ранее 2019 года.

В любом случае, новшество оставит довольными как минимум крупные банки, которые, ничего не теряя в доходности, привлекут новых клиентов. Застройщики тоже смогут стабилизировать пошатнувшиеся продажи, но увеличение спроса ожидаемо может сделать дальневосточный рынок интересным для крупных федеральных игроков, чье конкурентное давление способно сделать данную инициативу уже не такой заманчивой для местных строительных фирм.

Планируемое увеличение темпов жилищного строительства, скорее всего, приведет к взрывному росту вакансий строительных специальностей, которые будут по традиции закрываться за счет строителей без российского гражданства. Вдобавок к этому, вице-премьер Юрий Трутнев в беседе с журналистами признал, что в регионе также нет рабочих рук и для возведения запланированных 1800 промышленных объектов, что тоже потребует привлечения рабочей силы из окружающих стран Тихоокеанского региона. Вице-премьер, наверное, забыл упомянуть, что дело не только в нехватке сил отечественных строителей, но и в потере ими квалификации из-за многолетнего отсутствия соответствующей практики возведения сложных объектов, и что привлекать придется не просто иностранных рабочих, а целые иностранные компании. К сожалению, решить задачу развития и повышения квалификации российских строительных сил за счет передачи работы на сторону вряд ли возможно.

Послесловие

Из года в год число участников форума, журналистов и объемы подписанных соглашений растут. Согласно ежегодным отчетам Росконгресса, за последние 4 года на ВЭФ заключено соглашений на без малого 11 трлн рублей (не считая соглашений, данные по которым не разглашались). При этом численность населения Дальнего Востока немногим превышает 8 млн человек. Казалось бы, при таких инвестициях дальневосточники должны жить как сыр в масле, однако отток населения с Дальнего Востока не прекращается, а приток происходит преимущественно за счет иностранных мигрантов.

Кроме того, отношение населения к власти, которая вроде бы вкачивает в регион огромные деньги, тоже показательное. Приморье в прошлом году «прокатило» на выборах первого кандидата власти (причем вскоре после завершения предыдущего ВЭФ) — в Хабаровском крае губернатором стал кандидат от ЛДПР. А на недавних выборах в хабаровское Заксобрание ЛДПР повторила успех губернаторских выборов.

Понятно, что немалая часть соглашений так и остается на бумаге по разным причинам. Понятно также и то, что основная часть инвестиций в рамках реально осуществляемых проектов приходится на строительство объектов и закупку оборудования. Если описывать очень грубо, китайский инвестор строит себе животноводческий комплекс за несколько миллиардов рублей, производит на нем молоко и отправляет его обратно в Китай. Вроде бы он принес в экономику региона миллиарды рублей, а по факту произвел строительство из беспошлинно завезенных китайских же материалов силами китайских рабочих (полпред Трутнев заявил на этом ВЭФ, что нам не хватает собственных строительных мощностей) или гастарбайтеров из Средней Азии, поставил беспошлинно завезенное китайское оборудование, нанял пару десятков российских рабочих и зарабатывает деньги, продавая «экологически чистое» молоко китайскому потребителю.

Во время ВЭФ первая партия такого молока пошла на экспорт в Китай, при этом цены на молоко во Владивостоке (которые почти вдвое выше, например, калининградских) не понизились. Да, какие-то деньги в виде налогов отчисляются в краевой бюджет. Но, во-первых, краевой бюджет тратит очень приличные суммы на создание инфраструктуры для Территорий опережающего развития (ТОР), и они отбиваются весьма небыстро, во-вторых, для привлечения инвесторов в регион были созданы льготные налоговые режимы, а в-третьих, средства из бюджета можно и тратить по-разному. Постройка «хаяттов» за 18 млрд с последующей продажей за 3 млрд еще свежа в памяти.

То есть народ не видит от заявленных триллионов реального улучшения жизни. Показательна также и реакция социальных сетей на ВЭФ. Люди так и пишут, что власть и бизнес говорят про какие-то триллионы, а мы ездим по разбитым дорогам, ходим по затопленным улицам, жилье немногим дешевле московского и т. д. и т. п.

Мировой опыт показывает, что прорывное развитие территорий возможно только при государственном планировании и контроле, иначе вместо развития получается бизнес на развитии со всеми вытекающими последствиями.