Хирург: качество медпрактики падает из-за плохого импортозамещения

Изображение: (cc) Pexels
Виртуальная реальность
Виртуальная реальность

Уровень практического обучения студентов медвузов падает из-за некачественного импортозамещения и неграмотного распределения средств, заявил преподаватель, ассистент кафедры общей хирургии СПбГУ Аркадий Семенов на XVIII Всероссийском конгрессе «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения», 24 ноября передает корреспондент ИА Красная Весна.

По словам Семенова, сегодня различные министерства стараются делать серьезный упор на практикоориентированность для студентов в медицинском образовании.

Проходить медицинскую практику студенты могут в том числе с помощью так называемого симуляционного обучения (обучение через моделирование реальной ситуации, с которой студент может столкнуться в работе по своей специальности, в том числе на тренажерах — прим. ИА Красная Весна).

Такое обучение максимально приближает студентов к практической деятельности, отметил преподаватель.

«Давайте потренируемся на пластмассовой кукле, а только потом пойдем резать больного. Простите меня за сленг. Это правильно? В общем, да. Да и студентам проще. Они сначала попробуют дрожащей рукой пластмассовым скальпелем на резинке и потом уже не дрожащей рукой в операционной, когда станут врачами», — рассказал Семенов.

Однако на практике студент может столкнуться с некачественным тренажером и не получить необходимых, к примеру хирургу, навыков, отметил Семенов.

В качестве примера врач привел случай из собственной практики, когда при закупке казанского лапароскопического виртуального тренажера хирург столкнулся не только с неудобством в использовании отечественной разработки, но и с ошибками в работе, которые в принципе не позволяют на нем обучаться.

«Я смею уверить вас, меня обучали лапароскопической хирургии, я оперировал и людей успешно, всё хорошо, никаких проблем. Собачек даже оперировал в научных целях лапароскопически. <…> Что называется, руки помнят. На этом казанском тренажере <…> я совершил больше десятка попыток за один раз. <…> За последние два года я трижды приезжал и пытался удалить желчный пузырь. Один раз мне удалось в треугольнике Кало пересечь одну структуру и второй, и, соответственно, получить профузное кровотечение. <…> Я думал, что руки у меня совсем не из того места, всё плохо, и это закончится полным фиаско», — рассказал хирург о своем опыте работы на отечественном тренажере.

Семенов добавил, что добиться хорошего результата ему удалось на шведском виртуальном тренажере для отработки навыков в эндоскопии и эндохирургии LapSim.

«Первый раз я не уложился во время, во второй раз уложился во время, спокойно удалил желчный пузырь, всё как надо. В общем, работа была зачтена. Вот так мы готовим наших студентов к аккредитации», — подытожил педагог.

Однако все учебные заведения обеспечить иностранным оборудованием нельзя, тем более в условиях антироссийских санкций, считает врач. Кроме того, такие тренажеры постоянно дорожают, отметил Семенов.

По словам врача, проблема наличия некачественной аппаратуры для обучения кроется в числе прочего в недостаточном финансировании отечественных разработок, а также некорректном распределении имеющихся средств.

«Что делают, насколько я понимаю, у нас? Вот вам 20 млн рублей, куда бы их деть? А давайте пополам — 10 млн учреждениям, чтобы закупали в переходный период то, что получится, а другие 10 млн выделим на развитие российских технологий. А 10 млн не хватает ни тем, ни другим», — считает преподаватель.

Таким образом, медицинским учебным заведениям приходится экономить на учебном оборудовании и закупать отечественные разработки, не готовые к использованию.

«Приезжает представитель, а я говорю, вот, посмотри, я инструментом прохожу, и он почему-то у меня ныряет в ткань печени и исчезает там. Так не бывает в жизни. В ответ: „Да, интересный баг, я запишу, мы посмотрим“. Ну, прошел год, инструмент всё еще проваливается в печень, и так далее. То есть есть проблема импортозамещения», — рассказал Семенов об опыте общения с разработчиком тренажера.