Ученые создали анатомический атлас вместо неонацистского атласа Пернкопфа
Кардиолог-электрофизиолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Кальянам Шивкумар, занимающийся изучением работы человеческого сердца и разрабатывающий методы лечения сердечных аритмий — аномальных ритмов сердца, которые могут оказаться опасными и даже смертельными, получил в дар от своего канадского коллеги красочный и очень подробный анатомический атлас. Однако узнав историю создания этого атласа, доктор не смог остаться равнодушным. ИА Красная Весна приводит перевод статьи британского издания Мedical Хpress, в которой рассказывается, что за атлас получил в подарок кардиолог и какие действия он в итоге предпринял, чтобы выйти из положения.
Доктор Шивкумар был поражен, узнав, что атлас — работа ярого нациста доктора Эдуарда Пернкопфа, чей институт в Вене препарировал тела заключенных, многие из которых были казнены после присоединения Австрии к нацистской Германии в 1938 году.
Эдуард Пернкопф был нацистом, так же как и четыре его помощника-иллюстратора Эрих Лепиер, Людвиг Шротт, Карл Эндтрессер и Франц Батке. Нацистские свастики в подписи иллюстраторов в более поздних изданиях были закрашены. История атласа начала просачиваться в печать лишь в 1980-х годах.
Обсуждая этичность использования такого атласа, доктор был поражен, услышав, как другие хвалят его иллюстрации как «непревзойденные». Большая часть вопросов, волнующих врачей, вращалась вокруг того, когда и как его использовать. Никто не задавал вопросы о том, как атлас появился на свет и какая боль кроется за его страницами.
На протяжении десятилетий происхождение атласа Пернкопфа было неизвестно многим врачам и тем, кто обращался к его страницам за советом.
Когда доктор Говард Исраэль узнал о происхождении атласа, то пришел в ужас. Исраэль — челюстно-лицевой хирург из Колумбийского университета, называет себя «самым обычным американским евреем». Доктор рассказал The New York Times, что он полагался на эту книгу с тех пор, как был студентом-медиком.
Он и еще один врач подключились к группе памяти о Холокосте в израильском институте «Яд Вашем» и публично потребовали от Венского университета расследования, чьи тела были изображены на страницах атласа.
Сообщается, что в результате расследования не было обнаружено доказательств того, что кафедра анатомии под руководством Пернкопфа, который стал деканом медицинского факультета Венского университета в 1938 году, получала тела из концентрационного лагеря Маутхаузен.
Однако в институт было передано как минимум 1377 тел казненных, большинство из которых были приговорены к смертной казни по политическим мотивам. Среди преступлений, за которые они были казнены — «преступления сопротивления» и «государственная измена».
По словам преподавателя анатомии в Гарвардской медицинской школе Сабины Хильдебрандт, использование тел казненных людей было «многовековой практикой в анатомии», поскольку в этом случае анатомы могли легко рассчитать время своей работы. А при нацистах было огромное количество казней.
Институт «был утоплен в трупах, источник этих трупов был в основном связан с аппаратом репрессий нацистского режима», заявил историк Хервиг Чех, член Комиссии журнала The Lancet по медицине, нацизму и Холокосту.
В итоге атлас перестали переиздавать. Тем не менее, использование уже имеющихся изданий атласа продолжалось.
Существуют и другие анатомические атласы, но иллюстрации атласа Пернкопфа содержат особенно мелкие детали. Опрос нейрохирургов показал, что атлас использовали 13% респондентов. Среди тех, кто публично боролся с этой проблемой, — доктор, профессор хирургии Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе Сьюзан Маккиннон, известный специалист в области регенерации нервов.
«Я пользовалась этим учебником много лет, прежде чем узнала его историю», — сказала доктор. «Мой мозг заражен этим. Я не могу это исправить», — добавила она.
Маккиннон теперь держит атлас под замком. В тех редких случаях, когда она чувствует, что ей необходимо проконсультироваться с ним для операции, она рассказывает об этом атласе коллегам и пациентам.
Доктор считает, что единственной причиной, по которой можно использовать нацистский атлас — это спасти кого-то от страданий, и только в случае, если «ничего больше вам не поможет».
И Шивкумар чувствовал отвращение каждый раз, когда открывал эту книгу.
«Разве мы не можем сделать что-то совершенно незапятнанное?» — задался вопросом врач.
Шивкумар задумал превзойти анатомический атлас, созданный анатомом-нацистом Эдуардом Пернкопфом. План состоял в том, чтобы разработать доступный и этически безупречный анатомический атлас, который должен прийти на смену атласу, составленному нацистским изувером. Новый анатомический атлас должен исключить необходимость обращаться к страницам нацистской книги.Студенты-медики, исследователи и практикующие врачи должны знать, откуда берутся основы медицинских знаний.
Проект Шивкумара в Центре сердечной аритмии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе называется «Амара Яд», что означает «бессмертная рука». Атлас составляется при помощи трупов людей, завещавших свои тела науке, в частности, для использования учеными Калифорнийского университета.
На данный момент доктор Шивкумар завершил работу над двумя томами, посвященными анатомии сердца, и привлекает к работе группы ученых из других университетов. Многие из его коллег не верили, что это возможно.
Группа доктор Шивкумара создала 3D-изображения, чтобы проиллюстрировать размеры внутренних структур сердца, сделали компьютерную томографию для создания портативных моделей и использовали сложную визуализацию с помощью микроскопа, чтобы выявить решетку нервов, соединяющихся с органом, — часть сигнальной системы, которую Шивкумар называет «интернетом человеческого тела».
Человеческое тело может показаться хорошо изученной территорией. Однако врачи напряженно ищут новые, менее инвазивные способы лечения серьезных заболеваний, таких как рак, поэтому у них есть огромная потребность получить как можно более подробную информацию о человеческой анатомии.
«Амара Яд» — это также акт «морального восстановления», призванный почтить память жертв, считает кардиолог и биолог-эволюционист Барбара Наттерсон-Горовиц, которая помогала проекту. Она убеждена, что нацистские атласы подобны документам о смерти. А атласы, создаваемые командой доктора Шивкумара — это действительно живые интерактивные инструменты для поддержания жизни.
Шивкумар рассказал, что помимо создания новых инструментов для врачей проект «Амара Яд» работает с Оксфордским университетом над разработкой учебной программы, которая будет рассказывать об этических ошибках в медицине. В ней расскажут и об анатомическом атласе Пернкопфа.
На самом деле медицинские злодеяния в эпоху нацизма совершались не только несколькими врачами-экстремистами или преступниками, действовавшими под принуждением. К 1945 году от 50 до 65% немецких врачей-неевреев вступили в нацистскую партию, что представляет собой более высокий процент, чем в любой другой академической профессии.
Отвратительные евгенические программы нацистов во время Второй мировой войны привели к по меньшей мере 230 000 смертей, в числе которых от 7 000 до 10 000 —детских смертей. Было проведено более 300 000 принудительных стерилизаций жертв, которых называли «генетически неполноценными».
Сегодняшнее понимание авиационной безопасности, переохлаждения, перегрева и даже воздействия табака и алкоголя на организм частично основано на нацистских исследованиях, в то время как осведомленность о том, как были получены эти исследования, скудна.
В качестве вклада в медицину тела жертв нацизма использовались для исследований и преподавания, а иногда хранились в научных коллекциях в течение десятилетий после войны.
Такие ученые, как австрийский анатом Эдуард Пернкопф, после войны добились известности, хотя их исследования проводились на телах жертв нацистского режима.
Атлас анатомии Пернкопфа широко публиковался и использовался до 1990-х годов без каких-либо упоминаний о происхождении изображений в атласе. Перерисовки изображений Пернкопфа копировались во многих публикациях и атласах, часто без ссылки на оригинал.
Прошлое Элизабет Хеккер, долгое время восхваляемой как основательнице детской психиатрии в Германии и награжденной Крестом за заслуги в 1979 году, оставалось неизвестным публике до тех пор, пока в документальном фильме 1995 года не выяснилось, что она приказала перевести детей в газовые камеры.
Нацистский режим — не единственный случай в истории, когда представители медицины были замешаны в преступлениях против человечности. Тем не менее, это один из наиболее экстремальных, хорошо организованных и широко задокументированных примеров активного участия медицины в нарушениях прав человека, включая антисемитизм, расизм, дискриминацию, массовые зверства и геноцид. Таким образом, можно сделать выводы для моральной свободы сегодняшних специалистов здравоохранения, особенно в условиях экономического, политического и других видов давления.
Сергей Александров 19:12 14.06.24
И что, изъять из боевых самолётов катапультные кресла? Да, ПОТОМ было множество экспериментов, на медведях (тоже сомнительно этично?), на добровольцах (наиболее известен Гарнаев-старший, но он бы не один), но ПЕРВИЧНЫЕ данные получили врачи 3-го Рейха, и догадайтесь с трёх раз, на ком они экспериментировали?