Замглавы Рособрнадзора: готовится отказ от пятибалльной системы оценок
О возможности отмены пятибалльной системы оценок заявил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев 1 августа на круглом столе, который провели «Известия».
На утверждение журналиста о несовершенстве пятибалльной системы оценок отреагировал академик Виктор Болотов, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, «отец ЕГЭ». Он заявил, что пятибалльная система оценивания «позавчерашняя» и сейчас идут обсуждения по замене ее на более прогрессивную, отметив, что для этого «нужно прежде всего повышение квалификации учителей». Болотова поддержал Анзор Музаев, также посетовав на недостаток квалификации учителей: «Там очень много работы. Многие годы идем к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания».
По мнению обоих выступавших, современная школа учит мыслить шаблонно, в то время как в современном мире необходимо иметь критическое мышление, позволяющее разбираться в информационном потоке, который «падает» с экранов телевизора, газет, из интернета.
Напомним, реформы образования идут практически все время, начиная с момента разрушения СССР. Однако позитивных результатов не наблюдается. Против продолжения реформ выступают как рядовые граждане, так и педагоги. Многие требуют отказа от дальнейших реформ и возврата к советской образовательной системе. А некоторые уже налаживают перевыпуск старых советских учебников, которые пользуются все большим спросом среди населения.
Отметим, что эксперименты по отмене пятибалльной системы оценок проводятся уже давно в разных школах. Так, в 2018 году новую систему оценки ввели в одной из школ Красноярска. Эксперимент по введению новой системы оценок вместе с другими разрушительными нововведениями в урдомской средней школе привел к затяжному конфликту родителей со школьным руководством и голодовке одной из родительниц. Часть вредных нововведений была отменена.
Все постсоветские реформы образования проходили под лозунгом отказа от бездумного заучивания и от шаблонного мышления, которым якобы страдало советское образование. Теперь оказывается, что титанические усилия реформаторов, среди которых не последнюю скрипку играла ВШЭ, были напрасны — современная школа по-прежнему «учит мыслить шаблонно».
«Недореформировали», — считает «отец ЕГЭ» — самой шаблонной системы проверки знаний в отечественной истории. Видимо, и от новой «прогрессивной» системы оценок, вводимой под призывы отказа от шаблонности мышления, следует ожидать, наоборот, роста шаблонности.