Детский омбудсмен признала отсутствие исследований о безопасности дистанта

Изображение: (cc) FirmBee
Дистанционные технологии
Дистанционные технологии
Дистанционные технологии

Безопасность дистанционного обучения для школьников не доказана. Об этом заявила заместитель начальника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Наталья Куц в ответе на письмо севастопольского родительского комитета по спасению очного образования, 13 февраля сообщает ИА Красная Весна.

В ноябре прошлого года представители городской родительской общественности, обеспокоенные практикой внедрения дистанционного образования и цифровой образовательной среды, направили письмо в аппарат Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе Марины Песчанской.

«Научных исследований о безопасности перевода школьников на ежедневное дистанционное обучение нет», — пишет Куц.

Ранее детский омбудсмен по Севастополю Марина Песчанская обратилась к уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой с просьбой сформировать единую позицию для всех регионов России по вопросу внедрения дистанционного обучения и цифровой образовательной среды в учебных учреждениях.

На вопрос родителей ответила Наталья Куц — замначальника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в аппарате Львовой-Беловой. Копия письма находится в распоряжении редакции.

Она подчеркнула, что в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами установленная продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать 30 минут для интерактивной доски, а для компьютера — не более 35 минут.

Напомним, что с 1 января 2021 года вступили в силу новые санитарные требования к детским организациям. Утвержденные нормы заменяют многие СанПиН, касающиеся требований к условиям обучения и отдыха детей и подростков. Наряду с требованиями к размещению зданий, транспорту, оборудованию помещений, питанию и организации занятий с детьми, в том числе определены требования к использованию электронных средств обучения.

Согласно пункту 2.10.2 новых правил, общая продолжительность использования компьютера на уроке для детей 1–2 классов не должна превышать 20 минут, 3–4 классов — 25 минут, 5–9 классов — 30 минут, 10–11 классов — 35 минут. При этом продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для учащихся 1–4 классов — 10 минут, 5–9 классов — 15 минут. Рекомендаций по количеству уроков в день с использованием компьютеров не приводится.

В пункте 3.4.16, посвященном нагрузке учащихся, указывается, что в течение дня объем максимально допустимой нагрузки для обучающихся 1 классов не должен превышать более 4 уроков и один раз в неделю — 5 уроков за счет урока физической культуры; для обучающихся 2–4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; для обучающихся 5–6 классов — не более 6 уроков; для обучающихся 7–11 классов — не более 7 уроков.

Отметим, в действовавших до 1 января 2020 года СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 указывается, что оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся 1–4 классов составляет 1 урок, 5–8 классов — 2 урока, 9–11 классов — 3 урока. Непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке для учеников 1–4 классов не должна превышать 15 мин.; 5–7 классов — 20 мин.; 8–9 классов — 25 мин.; 10–11 классов на первом часу учебных занятий — 30 мин., на втором — 20 мин.

Сразу после публикации Роспотребнадзором новых правил, в ходе заседания Межкомиссионной рабочей группы под Общественной палаты Московской области, посвященной защите прав несовершеннолетних, врач-гигиенист Инна Коваленко выступила с заявлением о том, что новые санитарные правила были необоснованно введены для реализации проекта цифровой образовательной среды.

По ее словам, «отменено было порядка 17 СанПиНов, которые касались обучения, содержания детей, оздоровления». Вместо этого были введены новые правила, в которых отсутствуют требования, мешающие вводить электронные средства обучения.

Она также обратила внимание на отмену периодических медицинских осмотров школьников с 2017 года. С этого момента исчезла возможность системно отслеживать изменения состояния здоровья детей.

Данные же за предыдущее десятилетие говорят об ухудшении здоровья школьников. «Выросло количество новообразований у детей за 10 лет на 103%, это очень тревожные цифры. Болезни нервной системы — на 27%, болезни глаз на 20% увеличились», — привела статистику докладчица.

По словам эксперта, раньше СанПиНы менялись в зависимости от состояния здоровья детей по стране. «Сейчас произошло ровно наоборот: без изучения состояния здоровья были приняты новые санитарные правила», — заявила она.