Минобороны Чехии обвинило Россию в сваливании преступлений на белочехов
Заявление МИД РФ о чехословацких легионерах, воевавших в России «не на стороне сил добра» с грустью воспринял директор Комитета по делам военных ветеранов Минобороны Чехии, полковник Эдуард Стеглик 14 апреля в эфире «Радио Прага».
«Мне грустно наблюдать за этим», — прокомментировал Стеглик слова официального представителя МИД РФ Марии Захаровой.
«Я лично считаю, что чехословаки, или чехословацкий корпус, находившийся на территории России, изначально вообще не хотел включаться в Гражданскую войну в России. Единственной целью подразделения, после того как большевиками был заключен сепаратный мир с Германией и Австро-Венгрией, тогда было покинуть Россию, отправиться на западный фронт», — заявил он.
Представитель чешского Минобороны утверждает, что «чехословацкие легионы неоднократно на разных этапах пути подвергались нападениям, причем даже тогда, когда уже произошло их разоружение. Легионерам приходилось обороняться, иначе бы их убили — это трагическая ситуация и, с моей точки зрения, ее можно понять».
Стеглик считает, что «целый ряд российских городов и сел, где находились чехословацкие легионеры, встречал их как освободителей — там вновь появлялись демократические органы управления, на территории, подконтрольной чехословацким легионерам, стремилось попасть гражданское население, так как искало там зону, где действовало какое-то право и не происходило резни».
Также он добавил, что некоторые преступления, совершенные тогда той или иной стороной во время Гражданской войны, ныне «удобно свалить на чехов». И это оставляет «очень печальное впечатление».
Напомним, российская власть шла навстречу чешскому Минобороны в реализации проекта Легион-100, согласно которому в России вдоль Транссиба планировалось установить порядка 50 памятных знаков. Проблемы с установкой возникали только на местах, где жива еще память о белочехах и «чехособаках», как их прозвали в народе за расстрелы и грабежи. Теперь и среди представителей высших государственных структур звучат негативные оценки роли легионеров в период Гражданской войны.
Напомним также, соглашением между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики о взаимном содержании военных захоронений от 11 августа 1999 г. определено, что «чешскими военными захоронениями» являются места на территории РФ, где захоронены чешские граждане (граждане бывшей Австро-Венгрии и бывшей Чехословакии), погибшие в результате войн, вооруженных конфликтов, в плену или в результате их последствий, включая индивидуальные и братские могилы, кладбища или участки кладбищ, памятники и мемориалы, установленные на этих местах.
Под «обустройством военных захоронений» понимается установка ограждений, памятных знаков, надгробий, памятников или иных мемориальных сооружений или их восстановление, а также другие мероприятия, предусматривающие конструктивные изменения военных захоронений.
В п. 3 ст. 4 Соглашения говорится, что «Обустройство вновь обнаруженных военных захоронений будет производиться, как правило, в местах нахождения останков или, если это окажется невозможным, в иных местах, достойных памяти погибших».
Из установленных в России 16-ти памятных знаков, в 9-ти местах останков не найдено.