Эксперт на культурном форуме: клиповое мышление? Ничего страшного
Человечество с внедрением цифровых технологий все больше теряет способность чувствовать и обретает фрагментарное клиповое мышление. Но это ничего страшного, заявила руководитель отдела музейных решений АСКРИН Виктория Тарасова 17 ноября на дискуссионной площадке VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
«В любом случае, те продукты цифровые, в которых мы живем и цифровизация мира (понятно, бессмысленно с этим спорить), конечно, девальвируют уровень впечатлений», — рассказала Тарасова. При этом она добавила, что цифровые технологии формируют в человеке потребность все более ускоренного восприятия информации.
Возникает новое поколение людей — клиповое поколение. Они, с одной стороны, привыкают быстро-быстро все пролистывать, «с другой стороны у них появляется удивительный навык в огромном визуальном шуме улавливать то, что их может заинтересовать. То есть они очень быстро сепарируют то, что не интересно», — отметила она.
Напомним, ХХI век стал веком стремительно развивающихся цифровых и информационных технологий. Одним из ученых, который занимается изучением цифрового мира, является известный психолог Р. М. Грановская. В своем докладе, посвященном фрагментарному клиповому мышлению, она рассказала об особенностях адаптирующихся к «быстро-быстрому пролистыванию» людей: такие люди хорошо следуют инструкциям, но теряют возможность освоения большого объема связного сложного материала.
В общество постепенно внедряются стереотипы, согласно которым клиповое мышление — это не отклонение от нормы, а такой своеобразный новый тип мышления современного человека.
Между тем не только психолог Грановская, особенно специализирующаяся на этой тематике, но и большой ряд преподавателей и людей, работающих с молодежью, отмечают «особенности» нового поколения, которые, по их словам, отнюдь не являются «удивительными».
Напротив, все больше обнаруживается неспособность молодого человека к длительному восприятию информации, к просмотру какого-то более сложного фильма, к изучению какого-то аналитического материала, к прочтению классической художественной литературы. Человек теряет способность удерживать цепочку информации в голове, и поэтому он просто не понимает, что смотрит или читает.
Готово ли общество платить подобную цену за «удивительные навыки»? Тем более, что давно уже отмечено такими величинами в философии и психоаналитике, как, например, Эрих Фромм, что «свободное время давно стало объектом манипулирования со стороны индустрии потребления». И тут еще надо разобраться, что «клиповому» человеку реально интересно, а интерес к чему ему навязан.