Эксперт на культурном форуме: клиповое мышление? Ничего страшного

Изображение: Цитата из видео «Международная лаборатория CultTech Lab Russia». culturalforum.ru
Виктория Тарасова, руководитель отдела музейных решений АСКРИН
Виктория Тарасова, руководитель отдела музейных решений АСКРИН
Виктория Тарасова, руководитель отдела музейных решений АСКРИН

Человечество с внедрением цифровых технологий все больше теряет способность чувствовать и обретает фрагментарное клиповое мышление. Но это ничего страшного, заявила руководитель отдела музейных решений АСКРИН Виктория Тарасова 17 ноября на дискуссионной площадке VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

«В любом случае, те продукты цифровые, в которых мы живем и цифровизация мира (понятно, бессмысленно с этим спорить), конечно, девальвируют уровень впечатлений», — рассказала Тарасова. При этом она добавила, что цифровые технологии формируют в человеке потребность все более ускоренного восприятия информации.

Возникает новое поколение людей — клиповое поколение. Они, с одной стороны, привыкают быстро-быстро все пролистывать, «с другой стороны у них появляется удивительный навык в огромном визуальном шуме улавливать то, что их может заинтересовать. То есть они очень быстро сепарируют то, что не интересно», — отметила она.

Напомним, ХХI век стал веком стремительно развивающихся цифровых и информационных технологий. Одним из ученых, который занимается изучением цифрового мира, является известный психолог Р. М. Грановская. В своем докладе, посвященном фрагментарному клиповому мышлению, она рассказала об особенностях адаптирующихся к «быстро-быстрому пролистыванию» людей: такие люди хорошо следуют инструкциям, но теряют возможность освоения большого объема связного сложного материала.

Комментарий редакции

В общество постепенно внедряются стереотипы, согласно которым клиповое мышление — это не отклонение от нормы, а такой своеобразный новый тип мышления современного человека.

Между тем не только психолог Грановская, особенно специализирующаяся на этой тематике, но и большой ряд преподавателей и людей, работающих с молодежью, отмечают «особенности» нового поколения, которые, по их словам, отнюдь не являются «удивительными».

Напротив, все больше обнаруживается неспособность молодого человека к длительному восприятию информации, к просмотру какого-то более сложного фильма, к изучению какого-то аналитического материала, к прочтению классической художественной литературы. Человек теряет способность удерживать цепочку информации в голове, и поэтому он просто не понимает, что смотрит или читает.

Готово ли общество платить подобную цену за «удивительные навыки»? Тем более, что давно уже отмечено такими величинами в философии и психоаналитике, как, например, Эрих Фромм, что «свободное время давно стало объектом манипулирования со стороны индустрии потребления». И тут еще надо разобраться, что «клиповому» человеку реально интересно, а интерес к чему ему навязан.