Металлообработчики Калининграда сообщили о проблемах поставки грузов морем
Серьезное ухудшение ситуации с перевозкой грузов паромами на морской линии, связывающей Калининградскую область с другими регионами России, отметил глава «Балтийского металлообрабатывающего кластера» Олег Чернов 28 марта на своей странице в соцсети «ВКонтакте».
Чернов совместно с руководителем Балтийской Металлургической Компании Артуром Поляшенко провел ежеквартальный мониторинг среди резидентов Балтийского металлообрабатывающего кластера на тему логистики. Как отмечают эксперты, поставки железной дорогой через Литву несут большие риски задержек груза под разными предлогами на неопределенный срок, что приводит к убыткам.
Читайте также: Металлообработчики Калининграда предупредили о риске удорожания материалов
Риск убытков при перевозке грузов железной дорогой заставляет перевозчиков пользоваться морской линией, однако и здесь существуют серьезные проблемы. По данным Чернова, в марте ситуация с паромной переправой серьезно ухудшилась, и «паромных мощностей для нужд металлотрейдеров катастрофически не хватает».
«Еще в феврале наш ключевой резидент, компания БМК хотя бы раз в неделю получала свои заказы в порту. А вот сегодня ждать металл приходится не меньше месяца. Так, из-за поломки парома коллеги с 11 февраля ждут, когда их вагон отгрузят из Усть-Луги. Проблемы с паромной переправой испытывают и наши поставщики стройматериалов: стекольщики, например, ждут постановку на паром вагона со своей продукций уже больше двух недель», — написал Чернов.
Он отметил, что стоимость паромных перевозок «стала просто космическая». По словам Чернова, доставка одной машины обходится в 350 тыс. руб. без учета НДС, что фактически на 60% дороже, чем перевозка генерального груза в трюме. При этом эксперт указал, что десять заявленных сухогрузов не в состоянии обеспечить перевалку генерального груза в объеме, необходимом для металлообработчиков.
«В последний раз металл наших резидентов пролежал в порту у одного из экспедиторов больше месяца! А все потому, что вместо генерального груза обещанный сухогруз ушел с контейнерами. У другого экспедитора сейчас в порту скопилось уже более 1 тыс. тонн металлопроката для Калининграда, но в ближайшую доставку мы получим лишь половину от этого объема, сотрудники порта не справляются со всеми заявленным объемами перевалки», — привел примеры Чернов.
Эксперт также сообщил о росте цен на услуги по перевозке в трюме сразу на 20%. Так, в декабре общий фрахт оставался в пределах 9 руб./кг без НДС. В марте он достиг 11 руб./кг без НДС. При этом в «Росморпорта» заявили, что с 1 апреля стоимость морской перевозки грузов судами этой компании еще возрастет. Повышение цен затронет транспортировку автопоездов, ролл-трейлеров и некоторую другую спецтехнику.
«Конечно, мы обращались за льготами на компенсацию части затрат. Но схема субсидирования этих перевозок до сих пор непонятна. И несмотря на то, что один из наших экспедиторов стал участником программы, перевозки металла продолжаются в прежнем режиме», — подчеркнул Чернов.
Напомним, Литва запретила провозить по своей территории в Калининградскую область автомобильным транспортом товары, попавшие под санкции Евросоюза: стройматериалы, металл, дерево, цемент, удобрения, алкоголь, икру и некоторые другие категории товаров. На транзит этих товаров по железной дороге Литва ввела квоты, рассчитанные как средний объем перевозок за последние три года.
Квоты на перевозку грузов по железной дороге в 2022 году не были выбраны полностью в связи с тем, что литовская сторона ведет себя непредсказуемо, и перевозчики были вынуждены переориентироваться на морскую линию.
Литва сообщала, что из общего количества разрешенной отдельной номенклатуры в 2022 году было перевезено около 36% угля и его продуктов, 34% древесины и продукции из нее, около 52% черных металлов, 59% продуктов пищевой промышленности, около 66% нефти и нефтепродуктов, 97% цемента. На этом основании Литва в 2023 году уменьшила квоты.
Как сообщал губернатор Калининградской области, нехватка мест для перевозки грузов на судах связана с тем, что грузоотправители не используют железную дорогу. Калининградские власти заявили о планах переориентировать на железную дорогу часть грузов, в первую очередь — цемент и нефтепродукты.
Напомним также, сообщалось, что в ближайшее время на паромной линии до Калининграда будут работать только три парома: «Амбал», «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». Паром «Балтийск» находится на ремонте. Для увеличения объема грузов, перевозимых паромами, начат перевоз на паромах прицепов без тягачей.