Глава Чечни потребовал у Ингушетии предъявить ему конкретные обвинения

Изображение: Government.ru
Рамзан Ахматович Кадыров
Рамзан Ахматович Кадыров

Ингушский народ должен выдвинуть конкретные обвинения и обосновать их по законам России или Шариата, заявил президент Чечни Рамзан Кадыров. 12 января он опубликовал видеообращение на своей Instagram-странице, перевод был дан ЧГТРК «Грозный».

«Большая просьба к ингушскому народу! Если я ваш враг — определите степень вины и наказания. Скажите, что вы хотите сделать: избить, изгнать, убить», — сказал Кадыров.

Он призвал обратиться к роду главы Чечни и старейшинам, «официально» предъявить наказание, соблюдая все традиции.

Кадыров дал трое суток на данное действие. Он добавил, что если его требование не будет выполнено, он «сполна спросит с тех, кто пытается очернить его честь».

Глава Чечни подчеркнул, что готов ответить на все претензии, но для этого они должны быть предъявлены ингушским народом или отдельными тейпами и фамилиями.

Напомним, причина скандала в территориальном споре Ингушетии и Чечни. Началось все в 1991 году. Тогда Чечено-Ингушетия, руководимая Джохаром Дудаевым, провозгласила выход из состава России. Однако ингуши не захотели этого и образовали отдельную республику в составе России. При этом между Чечней и Ингушетией не было установлено четкой границы.

В 1993 году главы республик подписали договор о границе, по которому за Ингушетией остался Сунженский район Чечни. Территориальный спор вновь возник в 1997 году, когда Чечню возглавлял Аслан Масхадов.

В марте 2003 первый глава Чеченской республики Ахмат Кадыров (отец нынешнего главы) и Мурат Зязиков от Ингушетии достигли соглашения о передаче Чечне села Серноводского и станицы Ассиновской, остальная территория Сунженского района оставалась за Ингушетией. Повторялась ситуация договора 1993 года.

Вопрос об определении границ в декабре 2005 года вновь поднял нынешний глава Чеченской Республики. Текущую границу он считал несправедливой. В августе 2012 он же заявил, что намерен обсудить вопрос о границе с Ингушетией. В этой республике согласились с этим.

В январе 2013 году в Чечне приняли закон, согласно которому в Сунженский район Чечни был включен ряд населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями Ингушетии. Это вызвало крайне негативную реакцию со стороны властей и общественности этой республики. На этом фоне произошло противостояние силовиков двух республик.

Новое обострение возникло спустя пять лет. Тогда в Ингушетии сообщили о строительных работах, начатых рабочими чеченских дорожных организаций под охраной чеченских силовиков на территории Ингушетии.

На этом фоне 26 сентября 2018 года главы Чечни и Ингушетии подписали соглашение о закреплении между республиками административной границы. Документ не предусматривал передачу населенных пунктов, но предусматривал обмен участками необитаемых горно-лесистых территорий площадью 1 тыс. 890 га.

Это соглашение вызвало волну протестов в Ингушетии. Однако парламент республики не смог собрать кворум для отмены соглашения. 6 декабря Конституционный суд РФ признал законным принятое соглашение.

На протяжении последующего времени в Ингушетии периодически происходили выступления противников соглашения с Чечней. При этом Кадыров уже извинялся за слишком эмоциональное ведение дискуссии о границе.

Обострение произошло в ноябре прошлого года. Тогда власти Ингушетии сообщили, что чеченская сторона якобы незаконно изменяет русло реки Фортанги, по которой проходит граница двух республик.

В ответ Кадыров призвал Ингушетию остановить «кучку провокаторов, которые пытаются разыграть националистическую карту». Он заявил также о безосновательных обвинениях Чечни в том, что они незаконно отняли территорию Ингушетии.

9 января бывший начальник управления по делам религии при главе Ингушетии Яхья Хадзхиев публично извинился за объятия с Кадыровым. Они повстречались на свадьбе. Торжество произошло в Чечне, куда прибыла ингушская делегация.

11 января глава Чечни пригрозил забрать «оставшиеся села» у Ингушетии, если не прекратятся заявления о незаконном разделении территорий. Людей, делающих такие заявления, он назвал провокаторами и заявил, что не считает их «за людей и мужчин». Он также раскритиковал ингушскую общественность, которая вынудила Хадзхиева пойти на публичные извинения.