1. Реальная Россия
  2. Научные достижения
Москва, / ИА Красная Весна

Ученые МГУ: серые вороны запоминают, как изготавливать предметы

Изображение: (cc) Зейнел Джебечи)
Серая ворона
Серая ворона
Серая ворона

Когнитивные способности серой вороны (иначе вороны с капюшоном) позволяют ей изготавливать объекты в соответствии с представлением о цвете или размере, ранее закрепленном стимулами. Этот факт установил международный коллектив ученых во главе с ведущим научным сотрудником биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Анной Смирновой, 8 июля сообщает пресс-служба университета.

Результаты исследовательской работы ученые представили в статье «Вороны с капюшоном (Corvus cornix) создают объекты в соответствии с ментальным шаблоном», опубликованной в журнале Animal Cognition.

Науке известно о способностях новокаледонских воронов (Corvus moneduloides) регулярно изготавливать в естественных условиях обитания и использовать три типа орудий: прямые палочки, крючки и штыки. При этом форма штыков в разных популяциях этих птиц имеет свои особенности, которые сохраняются на протяжении ряда поколений.

Этот напоминающий культурные традиции феномен, предполагают ученые, может объясняться не только обучением путем наблюдения, но и формированием у этих птиц представлений о том, как орудие должно выглядеть и как воспроизводить такой мысленный шаблон в процессе изготовления орудия.

Это предположение недавно было экспериментально доказано. Ученые установили, что новокаледонские вороны могут изготавливать объекты в соответствии с некоторыми характеристиками, которые ранее закреплялись стимулами. Позже такую способность выявили у какаду Гоффина (Cacatua goffiniana), при том что в естественных условиях обитания эти птицы регулярно орудия не изготавливают.

Научный коллектив, руководимый Анной Смирновой, поставил своей целью выяснить, способны ли серые вороны (Corvus cornix), которые в естественных условиях обитания орудия регулярно не изготавливают, но обладают высоким уровнем развития мозга и когнитивных способностей, изготовить объекты в соответствии с закрепленными стимулами характеристиками.

С этой целью экспериментаторы сначала обучили трех серых ворон помещать небольшие куски бумаги в щель в экране: за каждый помещенный в щель кусок им выдавалась личинка мучного хрущака.

После этого им предоставили лист бумаги формата А4, чтобы выяснить, догадаются ли они сами отрывать куски, которые можно поместить в щель, чтобы получить лакомство. Оказалось, что без всякого дополнительного обучения все три вороны начали отрывать куски и помещать их в щель.

На следующем этапе подопытных птиц обучили для получения лакомства из четырех синих и четырех желтых кусков выбирать только синие. После чего им предоставили два листа формата А5 тех же цветов.

При этом для исключения воздействия обучения в этом и в последующих тестах вороны получали корм только в половине тестовых проб. Причем независимо от того, какой кусок они поместили в щель. Однако вороны продолжали отрывать куски именно от синего листа.

Далее из четырех больших и четырех маленьких прямоугольников птиц обучили выбирать и помещать в щель только прямоугольники определенного размера. А в контрольном тесте им предоставили лист бумаги формата А4, из которого вороны оторвали не менее 24 кусков.

После этого их обучили выбирать куски другого размера и снова провели тест с большим листом. У всех трех ворон площади кусков, изготовленных ими после обучения выбору и больших, и маленьких кусков, достоверно различались.

Автор исследования, ведущий научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ Анна Смирнова резюмировала итоги эксперимента:

«Таким образом, не только новокаледонские вороны и какаду Гоффина, но и серые вороны способны учитывать при изготовлении объектов некоторые характеристики ранее подкреплявшихся стимулов. Это указывает на то, что оперировать представлениями при изготовлении объектов способны не только те птицы, у которых изготовление орудий входит в видоспецифический репертуар поведения, но и другие животные, обладающие высоким уровнем развития мозга и когнитивных способностей».

Ученые считают, что использованный в данном исследовании подход может быть применен для исследования когнитивных способностей и у других видов животных, а также у детей дошкольного возраста.