Исследователь: не большевики начали террор после Октябрьской революции

Изображение: Станислав Матяшов © ИА Красная Весна
Андрей Берсенев. Конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность» в Ростове-на-Дону. 30.09.2017
Андрей Берсенев. Конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность» в Ростове-на-Дону. 30.09.2017
Андрей Берсенев. Конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность» в Ростове-на-Дону. 30.09.2017

Террор после Октябрьской революции первыми развернули «белые», а не большевики, заявил Андрей Берсенев 30 сентября, выступая с докладом на конференции «Октябрьская революция: мифы и реальность», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Миф о том, что именно большевики развязали террор после прихода к власти, по словам докладчика, начал транслироваться в пропагандистских материалах «белых» еще во время Гражданской войны, а за 100 лет закрепился в сознании части общества и активно распространялся после «перестройки».

Берсенев обратился к истории красного и белого террора. К июню 1918 года «белые» уже осуществили ряд акций, которые можно расценивать как террор. Так, в ноябре-декабре 1917 года на юге страны была сформирована Добровольческая армия, и уже 2 декабря отряды атамана Каледина захватили Ростов-на-Дону и расстреляли не менее 60 рабочих. С начала 1918 года белый террор приобрел массовый характер: была проведена серия терактов, покушений на советское руководство, вооруженное восстание в Петрограде, свержение коммунистического режима в Финляндии, выступление Чехословацкого корпуса, создание военно-полевых судов атаманом Красновым, на которых пособникам большевиков грозила смертная казнь. Таким образом, «белые» регулярно устраивали карательные операции против мирных граждан, которые поддерживали советскую власть, отметил докладчик.

Большевики были вынуждены отвечать и применять жесткие меры. Контрреволюционные выступления летом 1918 года подавляются большевиками в Тамбове, Ярославле, Орловской губернии.

5 сентября Совет народных комиссаров РСФСР выпустил постановление «О красном терроре» после того, как 30 августа было совершено покушение на В. И. Ленина, а председатель Петроградской ЧК М. С. Урицкий был убит. Докладчик подчеркнул, что «такая жесткая политика была продиктована необходимостью обеспечить безопасность тыла, ибо всю страну уже охватила Гражданская война, а на помощь „белым“ пришли интервенты». Однако уже 6 ноября была объявлена широкомасштабная амнистия, которая фактически положила конец красному террору.

В конце доклада Берсенев предложил сравнить численность жертв террора с разных сторон. Историк В. Н. Земсков писал, что «общее число репрессированных „контрреволюционеров“ (включая жертв „красного террора“) в 1918–1920 годы едва ли превышал 100 тысяч человек». В свою очередь, историк И. Ратьковский привел такую оценку: «Общая численность жертв антибольшевистского террора в Гражданской войне <...> может быть оценена в цифру, превышающую 500 тысяч человек».

Напомним, что конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность», посвященная 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, проходит сегодня в Ростове-на-Дону.

Более 250 человек собрались в «ДонЭкспоцентре», чтобы познакомиться с результатами исследований, цель которых — попытаться внести ясность в самые спорные вопросы вокруг событий 1917 года и того, что за ними последовало.

На конференции представлены следующие доклады:

«Осуществляли ли большевики геноцид казачества?»

«Была ли Украинская народная республика независимым демократическим государством, оккупированным русскими большевиками?»

«Были ли преобразования Февральской революции успешными или разрушительными?»

«Красный террор — уникальное изобретение большевиков или такая же часть Гражданской войны, как и террор белый?»

Ростовская конференция стала четвертой в серии мероприятий, организованных движением «Суть времени». Ранее конференции прошли в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Самаре.