Исследователь: успешность реформ Временного правительства — это миф

Изображение: Станислав Матяшов © ИА Красная Весна
Инна Астафурова. Конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность» в Ростове-на-Дону. 30.09.2017
Инна Астафурова. Конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность» в Ростове-на-Дону. 30.09.2017
Инна Астафурова. Конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность» в Ростове-на-Дону. 30.09.2017

Миф о том, что преобразования в государстве после Февральской революции были успешными, является несостоятельным и опровергается обширными фактическими данными. Об этом заявила член общественного движения «Суть времени» Инна Астафурова 30 сентября, выступая с докладом на конференции «Октябрьская революция: мифы и реальность», которая проходит в Ростове-на-Дону, сообщает с места событий корреспондент ИА Красная Весна.

По словам докладчика, об упущенных возможностях Февраля первыми заговорили представители партий, конкурировавших с большевиками за власть. Так, эсер Николай Русанов писал: «Для нас настоящей великой революцией была революция Февральская. <...> Октябрьский переворот насильственно перерывал нить правильного демократического развития». Этот миф был подхвачен сначала эмигрантской прессой, а со времен «перестройки» стал активно распространяться в России.

Докладчик напомнила, что Февральская революция стала следствием тяжелейшего экономического и политического кризиса, голода и затяжной неудачной войны. Пришедшее к власти Временное правительство не смогло решить ключевых проблем страны, а положение продолжало ухудшаться.

Главную надежду революционных масс — надежду на прекращение войны — «февралисты» утопили в речах и обещаниях мира, на деле выполняя обязательства перед Антантой и капиталом, получавшим военные заказы. Вместе с этим реформы в армии привели к падению дисциплины и воинского духа, развалу армии и в конечном итоге к тяжелым военным поражениям июня–июля 1917 года.

Еще один ключевой вопрос — вопрос о земле — Временное правительство решать даже не бралось, откладывая его до выборов Учредительного собрания. Между тем в деревне уже полным ходом шел стихийный процесс массовых самозахватов помещичьих, монастырских, кулацких земель. «За первые три месяца только в Центральной России вспыхнули более 1700 крестьянских протестных выступлений, а в сентябре–октябре — уже около 3,5 тысяч с разгромами и поджогами кулацких хозяйств и помещичьих имений», — приводит данные автор исследования.

За восемь месяцев правления Временного правительства, как было отмечено в докладе, в стране развернулась полноценная экономическая катастрофа: «Огромная инфляция съедала сбережения населения. Если за предыдущие годы войны покупательная способность рубля снизилась до 27 коп. от довоенного уровня, то к октябрю 1917 года она уже составляла довоенных 6–7 копеек».

Как действовал в это время Экономический совет при Временном правительстве, описал один из его членов — Николай Суханов: «В условиях растущего голода и бестоварья два раза в неделю вел странные академические словопрения Экономический совет <...> Тут не было не только практического подхода к делу, но не было и постановлений, резолюций — одни доклады и возражения, как в добропорядочном ученом обществе».

«Несостоятельность Временного правительства привела осенью 1917 года к быстрой „большевизации Советов“, в которых начали преобладать большевики и левые эсеры. Они и совершили Октябрьскую революцию. И сразу же после прихода к власти начали решать первоочередные задачи укрепления и преобразования России», — подытожила свое выступление Инна Астафурова.

Напомним, что конференция «Октябрьская революция: мифы и реальность», посвященная 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, проходит сегодня в Ростове-на-Дону.

Более 300 человек собрались в «ДонЭкспоцентре», чтобы познакомиться с результатами исследований, цель которых — попытаться внести ясность в самые спорные вопросы вокруг событий 1917 года и того, что за ними последовало.

На конференции представлены следующие доклады:

«Осуществляли ли большевики геноцид казачества?»

«Была ли Украинская народная республика независимым демократическим государством, оккупированным русскими большевиками?»

«Были ли преобразования Февральской революции успешными или разрушительными?»

«Красный террор — уникальное изобретение большевиков или такая же часть Гражданской войны, как и террор белый?»

Со вступительным словом к участникам конференции обратился лидер движения «Суть времени» политолог Сергей Кургинян.

Ростовская конференция стала четвертой в серии мероприятий, организованных движением «Суть времени». Ранее конференции прошли в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Самаре.