Два события, настолько разные и по существу произошедшего, и по освещению в СМИ, и по оценкам специалистов, и по исходу

Горящий русский самолет и чудо на кукурузном поле — главные авиапроисшествия в 2019 году

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Катастрофа Superjet-100 в Шереметьево
Катастрофа Superjet-100 в Шереметьево
Катастрофа Superjet-100 в Шереметьево

Горящий Русский региональный самолет

5 мая 2019 года в аэропорту «Шереметьево» произошло авиационное происшествие c ближнемагистральным самолетом «Аэрофлота». SSJ‑100 произвел грубую посадку с прогрессирующим «козлом» (множественные отскоки самолета при приземлении с увеличением вертикальной амплитуды взмывания), что привело к частичному разрушению и пожару. В тот день авиакатастрофа оборвала жизни 41 человека. В Мурманской области был объявлен трехдневный траур — на борту злополучного рейса были жители этого региона, именно туда направлялся лайнер из столичной аэрогавани.

С первых минут после случившегося внимание СМИ, экспертов и простых пассажиров было приковано к этой трагедии. Сразу же появились противоречивые оценки «по горячим следам».

Среди них можно отметить реакцию депутата Михаила Романова, который вечером того же дня предложил «приостановить в России эксплуатацию самолетов Sukhoi Superjet 100 до окончания расследования в Шереметьево».

Хотел ли депутат отметиться своим заявлением в СМИ, зарабатывая политические очки на упоминании своего имени, или у члена «Единой России» действительно болела душа за происходящее, — сложно сказать. Так или иначе, если имеются серьезные основания считать причиной происшествия недостатки конструкции воздушного судна, то приостановка полетов типа — обычная практика. Однако на следующий день глава Минтранса Евгений Дитрих недвусмысленно заявил, что в его ведомстве таковых оснований не видят.

Еще один депутат, также член партии «Единая Россия», летчик-космонавт Максим Сураев заявил о намерении добиться запрета на использование Русского регионального самолета (Russian Regional Jet или RRJ‑95 —аутентичное название «Суперджета»). Дескать, самолет не пригоден к эксплуатации. Видимо, зоркий глаз бдительного депутата «острее» заключений сертификационных служб РФ и ЕС, всевозможных комиссий, а также точнее данных средств объективного контроля («черные ящики», установленные на самолете).

На следующий день после катастрофы не смогли смолчать широко известные в узкой авиационной среде эксперты, завсегда готовые делать смелые заявления, часто далекие от реальности и здравого смысла. Так, заслуженный пилот, член авиакомиссии при президенте РФ Юрий Сытник обвинил во всех бедах самолет, упомянув о «коррупции и распиле бюджетов» при его создании. Не отставал от коллеги по цеху и заслуженный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, он также посчитал RRJ‑95 средоточием всех грехов постсоветской капиталистической России. Справедливости ради, действия экипажа Магомед Омарович оценил на отметку «неудовлетворительно», эмоционально указав на грубейшие ошибки пилотов.

Отдельно стоит отметить, что серьезные специалисты всегда очень аккуратно высказываются после авиапроисшествий, они не могут позволить себе полагаться только лишь на свое чутье или богатую фантазию. Для понимания того, как разворачивались события, какие ошибки привели к трагедии, необходимо изучение первичной информации, в том числе и «черных ящиков». Только тогда появляется почва для тех или иных умозаключений.

Уже 7 мая Следственный комитет РФ (СКР) в качестве основной версии катастрофы SSJ‑100 назвал неверные действия пилотов, обусловленные недостатками в их подготовке.

Интересно, что еще через два дня в очередном комментарии тот же Юрий Сытник указал на ошибку экипажа как причину трагедии, совершенно не делая акцент на коррупции при создании Русского регионального самолета и прочих бедах постсоветской крылатой машины.

Между тем, примерно через месяц после катастрофы вышел предварительный отчет Межгосударственного Авиационного Комитета (МАК), в котором нашлось фактическое подтверждение версии СКР.

Читайте также: «Комментарий редакции» об предварительном отчете МАК

После публикации предварительного отчета волна явно негативных в отношении самолета комментариев и «аналитических» публикаций стала сходить на нет.

Однако любое событие, связанное даже с незначительной проблемой RRJ‑95 получало живой отклик в СМИ, практически всегда в нагнетающем ключе. Казалось бы, откуда такое внимание? То ли это скрытая борьба за освоение средств в нашем несовершенном государстве, то ли эксплуатация характерной для наших сограждан чуткости в отношении достижений своей страны?

Так, «Суперджет» производит вынужденную посадку в Тюмени (помпаж левого двигателя после попадания птиц) — ленты информагенств пестрят заголовками. Boeing 777 совершает вынужденную посадку в Шереметьеве (индикация неисправности масляной системы двигателя) — об этом пишут лишь некоторые непредвзятые СМИ. А в свете проблем с «приземлением» всего парка Boeing 737 MAX и в целом вскрывшимися деталями отношений авиагиганта с властями США или «приземлением» парка новейших Airbus 220 (ранее канадский Bombardier CSeries) швейцарской авиакомпании Swiss из-за двигателей, сложности отечественного самолета не выглядят вопиющими.

Проблем у первого постсоветского регионального самолета много: тут и конкуренция, и в целом небольшой объем рынка региональных машин, и сложность в построении с нуля системы постпродажного обслуживания, и финансовое обеспечение продаж, также до сих пор страдает качество комплектующих и сборки. Стоит заметить, что изначально самолет создавался под международный рынок, оттуда и требование иметь европейский сертификат.

Одно удалось точно: сохранить в какой-то мере гражданское авиастроение. К сожалению, после лихих девяностых рассчитывать на сборку из отечественных комплектующих не приходится. При этом отрадно, что Минпромторг наконец заговорил об импортозамещении для Русского регионального самолета, и даже уже оценил объем выделяемых средств. Хотелось бы верить, что дело не закончится только лишь освоением этих средств.

Чудо на кукурузном поле

Ранним утром 15 августа 2019 года Airbus A321 «Уральских авиалиний» на взлете столкнулся со стаей чаек. Птицы повредили двигатели лайнера: левый практически выключился, а тяги правого не хватало для поддержания горизонтального полета.

Как позже вспоминал командир воздушного судна (КВС) Дамир Юсупов, вначале были мысли о развороте и посадке в порту вылета, однако быстро пришло понимание невозможности такого маневра. Тогда «появилось решение — сажать самолет только перед собой» с убранными стойками шасси. «Я предпринял попытки как можно мягче посадить самолет, чтобы касание было с минимальной вертикальной скоростью», — пояснял будущий Герой России.

В момент неизбежного под самолетом оказалось кукурузное поле. Крылатая машина коснулась земли практически без крена, перескочила через неглубокий оросительный канал и остановилась в нескольких километрах от торца взлетно-посадочной полосы аэропорта «Жуковский».

«06:16:52•— 06:16:57
Пилот: Аварийный маяк у нас сработал?
Диспетчер: Нет, не сработал.
06:18:11•— 06:18:22
Диспетчер: Наблюдаю сию, СЖР 178.
Пилот: Не отвлекайте, у нас эвакуация пассажиров.
06:19:18•— 06:19:45
Диспетчер: СЖР 178, доложите обстановку.
Пилот: Все пассажиры эвакуированы, СЖР 178.
Диспетчер: Пострадавшие, жертвы, подскажите.
Пилот: Жертв нет, пострадавших попозже.
Диспетчер: Понял, попозже»

Так по-рабочему вел радиообмен пилот потерпевшего аварию самолета.

В те же минуты прозвучала фраза бортпроводника Дмитрия Ивлицкого, ставшая легендарной: «Идем правее на солнце вдоль рядов кукурузы». Как позже объяснял сам Дмитрий, других ориентиров не было, поэтому идти надо было на восходящее солнце. И в этом есть что-то символическое.

Невероятно удачное стечение обстоятельств и высокий профессионализм не растерявшегося в сложнейшей скоротечной ситуации экипажа позволяет отнести этот случай к категории рукотворного чуда.

Истосковавшийся по настоящим героическим поступкам народ воодушевленно воспринял случившееся. КВС Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин стали гостями публичных мероприятий и телевизионных программ.

Удивительно быстро среагировал официоз: уже на следующий день было объявлено о присвоении звания Героев России пилотам и Орденов Мужества кабинному экипажу, что только усилило эффект от нерядового события в Подмосковье. Находчивые умы пользователей сети Интернет быстро придумали альтернативное имя произошедшему — «Кукурузон», как напоминание об еще одном схожем случае. В 2009 году Airbus 320 на взлете из аэропорта Нью-Йорка столкнулся со стаей канадских казарок, в результате отказали оба двигателя, но лайнер удалось посадить на воду реки Гудзон. Тогда тоже обошлось без жертв.

Интересно, что и в случае аварийной посадки в Подмосковье нашлись те, кому события оказались «не в жилу». Так, известный летчик-испытатель, кстати, тоже Герой России, Александр Гарнаев выдал на своей странице в соцсети пространный текст о том, что пилоты не достойны высоких званий — дескать, они «неквалифицированные недопилоты-недоучки», которые «угробили своими абсолютно безумными действиями сверхдорогущий пассажирский лайнер A321». Свои выводы Гарнаев основывал на якобы известной ему расшифровке параметрического «черного ящика».

Упоминавшийся выше Магомед Толбоев не согласился с коллегой: «Не обращайте на него (Александра Гарнаева — прим. ИА Красная Весна) никакого внимания, он больной человек, он псих. Он списан от нас как псих… И вот он такие вещи и говорит постоянно». Толбоев также имел доступ к данным параметрического самописца.

Вот такие высокие отношения в среде Героев-испытателей…

А новоиспеченный Герой России скромен и выдержан в своих высказываниях. В одном из своих интервью он рассказал о том, что совсем не ждал такой славы, что такое пристальное внимание к его персоне даже изматывает. Дамир Юсупов уже вернулся к полетам, а второй пилот Георгий Мурзин пока находится на реабилитации — травма при посадке оказалась серьезнее, чем предполагалось.