Кто и зачем проталкивает киберспорт в учебные заведения России?
Гаджеты стали настоящим бичом для молодежи в XXI веке. Молодые люди готовы ежедневно часами просиживать перед экранами, проводя время в соцсетях и видеоиграх, пользуясь любой свободной минутой, чтобы уткнуться в гаджет и забыть про окружающий мир.
Цифровые развлечения, на которые подсела молодежь, вовсе не безобидны. Лишний вес, сутулость, ухудшение зрения, эмоциональная тупость, клиповое мышление, игровая зависимость — все эти проблемы массово наблюдаются у детей уже со школьной скамьи. Об этих проблемах пишут ученые и специалисты из разных стран.
Не существует готовых рецептов того, как решить проблему негативного влияния гаджетов на детей в современном мире. Но проблема есть, она крайне серьезная, и более мудрую политику проводят те страны, которые мягко или жестко стремятся ограничить доступ детей к цифровым развлечениям. Во Франции и ряде других стран введен запрет на посещение школы с гаджетами. В Китае видеоигры объявлены «духовным опиумом», и власти приняли жесткие меры, чтобы ограничить время, которое ребенок может проводить за экраном. В Индии СМИ активно обсуждают тему игровой зависимости, регулярно приводят трагичные истории из жизни семей, где ребенок подсел на игры.
Удивительно, но российские чиновники делают прямо противоположное: они всячески подталкивают детей еще больше времени проводить перед экранами. Упорство, с которым это делается, порождает вопрос: о чем думают эти люди? Заботит ли их будущее собственной страны или у них какие-то другие заботы? Зачем массово отупляется молодежь? Вы хотите, чтобы российские ядерные объекты возглавили люди с клиповым мышлением? Или чтобы такие люди проводили врачебные операции?
Популяризация киберспорта — это один из способов массово подсадить учеников и студентов на видеоигры. Посмотрите, с какой настойчивостью это делается.
В мае 2021 года руководитель администрации президента РФ Сергей Кириенко отметил полезность компьютерных игр для детей и подростков, и заявил, что видеоигра Dota 2 даже лучше шахмат — лучше потому, что, в отличие от шахмат, это игра командная.
В июне 2021 года стало известно, что правительство планирует к концу 2022 года запустить в ряде вузов образовательные программы в области киберспорта, и что на реализацию этой программы до 2024 года будет выделено 17,6 млрд рублей.
В мае 2022 года зам. председателя комитета Госдумы по физической культуре и спорту Амир Хамитов заявил: «В ближайшем будущем мы намерены проработать возможные меры государственной поддержки для киберспортсменов. В их число могут войти льготы по ипотечным кредитам, отсрочка от армии, создание киберспортивных рот как способа альтернативной службы, льготы при получении высшего образования. Кроме того, мы рассмотрим возможность уменьшения минимального возраста для зачисления на начальный этап спортподготовки по киберспорту с 14 до 12 лет».
Неслабые меры поддержки, не правда ли? Неужели России так необходимы киберспортсмены, чтобы их надо было задаривать льготами? Что страна будет делать потом с этими киберспортсменами? И что она будет делать с миллионами молодых людей, которые никакими киберспортсменами не станут, но зато на видеоигры подсядут основательно?
В июле всё тот же Хамитов рассказал, что уроки киберспорта могут появиться в российской школьной программе, и что эта тема обсуждалась на заседании рабочей группы по компьютерному спорту при комитете Госдумы РФ по физической культуре и спорту.
Немногим ранее, в июне, стало известно, что по теме развития киберспорта в России снимается аж целый сериал — «Мишки на сервере». Снимается он при поддержке Института развития интернета (ИРИ) — запомните это название. Роль этого института в продвижении киберспорта и видеоигр в России нужно обсуждать отдельно. Пока скажем, что ИРИ был создан в 2014 году при поддержке администрации президента. Его задача в том, чтобы консультировать органы власти по вопросам информационных технологий.
Начало спецоперации на Украине ничуть не повлияло на планы чиновников по внедрению киберспорта в школы и вузы. Казалось бы, должно прийти понимание, что мы живем уже совсем не в мирное время, что на нашу страну оказывается гигантское внешнее давление, и что гораздо адекватнее усиливать военно-спортивную подготовку школьников.
Однако решимость чиновников продвигать киберспорт не поколебал даже скандал в апреле этого года, когда российскую киберспортивную команду Virtus.pro дисквалифицировали с соревнований по Dota 2 в Восточной Европе просто за то, что один из игроков, Иван Москаленко, нарисовал на игровой мини-карте нечто, напоминающее букву Z. Решение о дисквалификации команды было принято организатором турнира совместно с американской компанией Valve, которая является (внимание!) разработчиком игры Dota 2. Сам игрок потом оправдывался, унижался, мол, всё получилось случайно, и буква Z не имеет отношения к спецоперации на Украине. Правда, это ему не помогло.
А ведь еще год назад в статье «Блеск и нищета киберспорта в России» мы предупреждали о том, что в киберспорте, в отличие от спорта, у каждой игры есть владелец, и что без его разрешения никакие официальные соревнования проводить невозможно. Если завтра руководство американской компании Valve захочет, чтобы ни один гражданин России не мог принимать участие ни в каких соревнованиях по Dota 2, то будет так, как оно захочет. Даже жаловаться на это решение будет некому. Это может произойти в любой момент просто по щелчку пальцев почти с любой киберспортивной дисциплиной. И мы всё равно собираемся всё это усиленно проталкивать в школы и вузы? Воистину, когда Бог желает наказать человека, он лишает его разума.
Концептуальным обоснованием пользы от киберспорта занимается уже упомянутый нами Институт развития интернета. Именно ИРИ в 2019 году предложил Министерству просвещения России ввести в школах уроки по киберспорту. Эксперты ИРИ создали список из восьми имеющих отношение к киберспорту игр, и сказали, что эти игры развивают у школьников какие-то полезные навыки: Dota 2 — скорость реакции, стратегическое мышление, командная игра; Minecraft — креативность, абстрактное мышление, ориентация на местности; FIFA 19 — логика и т. д. Вот так обосновывается введение школьных занятий по видеоиграм — видимо, других способов развить у учащихся скорость реакции, командную игру и логику, кроме как через зарубежные видеоигры, эти эксперты предложить не могут.
Оставим пока вопрос о том, что в действительности развивает та или иная игра, давайте посмотрим на результат такого «развития». В ноябре 2019 года РБК опубликовал статью «Аналитики составили портрет типичного российского киберспортсмена». В этой статье приведена статистика по российскому киберспорту, собранная группой киберспортивных компаний GGWP:
- 33% игроков находятся в возрастной группе 17–20 лет, около 28% приходится на группу 14–16 лет;
- 38% игроков имеют среднее образование или заканчивают школу, у 16% — высшее образование, у 22% — неоконченное высшее у 18% — среднее специальное образование.
Большинство опрошенных тренируются (т. е. играет в видеоигры) по 8 часов в день. Как вы думаете, можно такой режим тренировок совмещать с успешной учебой, работой или личной жизнью?
Главные личные проблемы, как указывают сами игроки — эмоциональное выгорание (65%) и недостаток сна (44%). Большинство из них недовольны тем, сколько они зарабатывают (62%).
Опрошенные назвали основные причины распада профессиональных киберспортивных команд: чаще всего это проблемы коммуникации внутри команды — 29% (привет мифу о замечательных навыках командной работы). На втором месте смена приоритетов у игроков — 16% (т. е. выгорание). На третьем месте недостаток финансирования — 15%.
По поводу выгорания, как показывает опыт людей из разных стран, киберспортсмены рано уходят «на пенсию». Часто это происходит в 25 лет или раньше, но с чем в итоге остается молодой человек? Как ему дальше строить жизнь?
Спортивный психолог Евгений Фомин в интервью сетевому изданию 360tv.ru отмечает, что киберспорт — это очень специфичное занятие, в котором люди замкнуты в себе или в пределах своей команды. Они могут потерять свои коммуникативные навыки, забросить учебу ради желания зарабатывать играми. Однако, как отмечает спортивный психолог, большинство киберспортсменов не добиваются значимых результатов. «Если люди бросают школу, свою профессиональную карьеру, они рискуют оказаться ни с чем в том возрасте, когда уже нужно иметь определенную платформу для своей жизни», — говорит Фомин. Добавим, что киберспортсмены рискуют остаться еще и без собственной семьи.
Вопрос к родителям: а вы бы хотели такой жизни для ваших детей? Понимаете ли вы, к чему подталкивают чиновники российских школьников и студентов, когда навязывают им киберспорт?
(Продолжение следует.)