Региональные игроки Ближнего Востока, выстраивая новую систему безопасности в обход США, не учитывают того фактора, что американцы очень хорошо знают все слабые точки таких построений, потому что именно Вашингтон изначально был инженером подобных схем

Зачем США нужна гражданская война в Израиле, или Кого должен бояться Тель-Авив?

Изображение: (cc) Oren Rozen
Протестующие в Тель-Авиве. 26 марта 2023 года
Протестующие в Тель-Авиве. 26 марта 2023 года

С приходом к власти в США Джо Байдена и Демократической партии политика Вашингтона на Ближнем Востоке сильно изменилась. С 2021 года США вывели свои военные контингенты из Афганистана, Ирака, почти полностью из Сирии, а также снизили военную поддержку Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта. Отношения со странами Персидского залива при Байдене заметно ухудшились. Несмотря на заявку Байдена возобновить «ядерную сделку» с Ираном, за два года стороны так и не приблизились к подписанию соглашения, а сейчас в США и вовсе заявляют, что тема не актуальна.

Параллельно в регионе происходят серьезные трансформации, инициатором которых являются уже не США, а наиболее крупные региональные игроки. К процессам медиации всё больше подключаются Россия и Китай, чего раньше не было.

Процессы эти носят характер объединения Ближнего Востока перед лицом новых вызовов. Причем оно коснулось даже тех стран, которые серьезно враждовали ранее.

За последние 2,5 года произошло примирение стран Персидского залива с Катаром, Турция теперь активно сотрудничает и с Саудовской Аравией, и с ОАЭ, в последнее время восстанавливает отношения с Египтом. Сирия примирилась со всеми арабскими странами, разорвавшими отношения с Дамаском в 2011 году на волне «арабской весны». Под патронажем России идет процесс восстановления отношений Турции и Сирии. Даже в Йемене удалось достигнуть временного перемирия между властями и поддерживаемыми Ираном хуситами.

Наконец, 10 марта при посредничестве Китая было подписано соглашение о возобновлении дипломатических отношений между антагонистами региона — Саудовской Аравией и Ираном.

В самое ближайшее время ожидается знаковое примирение между Сирией и Саудовской Аравией. А вот лоббируемого США примирения Израиля с Саудовской Аравией так и не случилось.

Всё это говорит и о потере влияния США в регионе, и о построении региональными игроками новых союзов, позволяющих обеспечить стабильность и развитие экономики.

Особое место в политике США на Ближнем Востоке всегда занимал Израиль. Концепцию дружбы с Израилем продвигал госсекретарь США и советник по нацбезопасности (1969–1977) президентов-республиканцев Генри Киссинджер. Речь шла об опоре США в регионе на Израиль, Турцию и Египет. Израиль получал от США финансовую поддержку, закупал американское вооружение, получил возможность разработать свое собственное ядерное оружие. Всё это дало ему определенные военные преимущества на Ближнем Востоке. Однако помимо концепции Киссинджера существовала и концепция советника по нацбезопасности (1977–1981) Збигнева Бжезинского, который Израиль ненавидел. Подход Бжезинского близок демократам.

Советник по национальной безопасности, а затем госсекретарь Генри Киссинджер во время визита в Израиль. 1961
Советник по национальной безопасности, а затем госсекретарь Генри Киссинджер во время визита в Израиль. 1961

При прошлом президенте США Дональде Трампе одним из главных форпостов США в регионе как раз был Израиль. Выстраивалась концепция безопасности с опорой на «Авраамовы соглашения», то есть на примирение Израиля с арабскими странами и поддержку всей этой системы со стороны США. При этом также действовала схема «разделяй и властвуй», когда США играли на противостоянии Саудовской Аравии и Ирана, а также Турции и Ирана.

Когда в ноябре 2020 года президентом США стал демократ Джо Байден, отношение к Израилю поменялось.

«Пока израильтяне не поймут, что этот „старший брат“ абсолютно не обеспокоен их существованием, а, как Збигнев Бжезинский и другие (а это демократический истеблишмент), очень даже готов на новую геополитику с зачеркиванием этого фактора — пока это не пробьется в невротический израильский мозг, будет очень трудно вести стратегический диалог», — отмечает политолог Сергей Кургинян.

При этом США формально заявляют о своей поддержке Израиля и требуют от него идти в фарватере их политики, в том числе поддержки Украины в конфликте с Россией.

Посмотрим в этой логике на происходящие в Израиле протесты против судебной реформы, которые идут почти четыре месяца.

Стоит отметить, что, обсуждая протесты, про саму реформу в Израиле уже почти никто и не пишет. А ведь это — отдельная история, которая длится уже много лет. Но раньше положения этой реформы, которые могут привести к ослаблению власти Верховного суда в государстве, настолько бурно не обсуждались.

Напомним, 27 марта премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил о приостановке продвижения реформы в парламенте до летней сессии. Но 1 апреля по улицам Израиля прокатилась новая волна массовых акций. На протесты, как утверждают организаторы, по всей стране вышли 445 тыс. участников.

Почему же протесты продолжаются? Ведь самое время сесть за стол переговоров и согласовать подход, максимально устраивающий обе стороны — протестующих и власть.

«Мы продолжим выходить на улицы, пока нам не пообещают, что Государство Израиль останется демократией», — приводит The Times of Israel заявление организаторов протестного движения.

Создается впечатление, что события на поверхности — те же митинги против судебной реформы — являются лишь отголосками каких-то более серьезных процессов, происходящих в глубине, причем не только в самой стране, но и за ее пределами.

Несмотря на обозначенное СМИ возмущение реформой якобы во всех слоях общества, митинги в основном происходят в столице, а в остальных городах протест едва слышен.

Создается впечатление, что СМИ искусственно раскручивают протесты и преувеличивают их масштаб. В частности, как рассказал один из местных жителей: «Несмотря на „громкие“ протесты, весь март в Тель-Авиве проходил международный конкурс пианистов имени Артура Рубинштейна. У меня было ощущение, что на концерты ходило народу больше, чем на протесты».

Если предположить, что шумиха вокруг протестной активности раздувается специально, то у этого должны быть свои причины и цели, отличные от требований отменить реформу.

Было понятно, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху после своего поражения на голосовании в 2021 году (когда он получил 60 голосов за его отставку и 59 — против), вернется в политику, создав коалицию с более радикальными правыми силами, в том числе религиозными ортодоксами, что сразу заложит основы для будущего конфликта.

Оказать поддержку предыдущему правительству Нафталли Беннета и Яира Лапида могли только США, на которых эти левые политики как раз больше всего и ориентируются. Однако такой поддержки в достаточной мере оказано не было, и 1 ноября 2022 года на внеочередных выборах, пятых по счету за четыре года, Нетаньяху получил большинство.

И теперь оппозиция, чтобы сместить Нетаньяху, ищет помощи США, но «по законам военного времени» Вашингтону нужно будет что-то предложить взамен.

США уже высказывали свое неодобрение и правой политике Нетаньяху, и проведению судебной реформы. Даже после заявления Нетаньяху о приостановлении продвижения реформы Байден отказался приглашать Нетаньяху в Белый дом. Логично предположить, что за кулисами идут торги: кто, кому и как поможет. Или наоборот — сохранит нейтралитет, который тоже имеет свою цену.

Постоянная апелляция к вмешательству со стороны США в политику Израиля сейчас не случайна. Зачастую это действительно решающий фактор, влияющий на процессы в стране.

Так, экс-министр обороны Израиля (2020–2022), глава блока «Государственный лагерь» Бени Ганц прямо заявляет, что конфликты с США — это серьезнейшая угроза безопасности для страны. И конфликт этот необходимо как можно скорее разрешить.

«США — наш главный и ключевой партнер в мире. Мы не являемся 51-м штатом США, но речь идет о нашей стратегической поддержке, потерять которую мы не вправе, — отмечает Ганц. — У нас есть многочисленные совместные проекты с американцами, и последствия могут быть самыми непредсказуемыми».

Изображение: Пресс-секретариат Армии обороны Израиля
Бывший министр обороны Израиля (2020–2022 гг.), глава блока «Государственный лагерь» Бени Ганц
Бывший министр обороны Израиля (2020–2022 гг.), глава блока «Государственный лагерь» Бени Ганц

Израильский Институт по изучению национальной безопасности INSS в своем стратегическом прогнозе на 2023 год пишет, что самая серьезная опасность для Израиля сегодня — это ухудшение отношений с США. Эксперты оценивают уровень этой угрозы даже выше, чем опасность, исходящую от Ирана, который, по мнению INSS, уверенно приближается к созданию собственной атомной бомбы. Кроме того, за углом Израиль уже поджидает очередная палестинская интифада и внутренний раскол.

Стоит пояснить, о каком расколе идет речь. Экс-глава израильской службы внутренней разведки ШАБАК Юваль Дискин считает, что накопление внешних и внутренних стратегических проблем уже поставило Израиль перед угрозой его существованию.

«Государство Израиль находится на грани сползания в череду насильственных внутренних конфликтов, которые могут привести страну к внутреннему распаду, а возможно, даже к гражданской войне»,  — отмечает Дискин.

Изображение: (cc) Ziv Koren
Глава Общей службы безопасности Израиля Юваль Дискин
Глава Общей службы безопасности Израиля Юваль Дискин

Сегодня в Израиле особенно обострился конфликт между левыми и правыми, при этом стоит отметить, что данный конфликт в значительной степени отражает противостояние между светскими и религиозными евреями. Последние как раз поддерживают Нетаньяху.

В Израиле также существуют этнические противоречия между мизрахи (евреями, приехавшими из стран Ближнего Востока и Северной Африки) и ашкенази (евреями, приехавшими из европейских стран). Мизрахи жалуются на дискриминацию со стороны европейской элиты Израиля, которая традиционно доминирует в правительстве, в армии и экономике. При этом партия Нетаньяху показывала хорошие результаты среди низшего и среднего классов Израиля, представленных мизрахи.

Тяжелая экономическая ситуация усугубляет все эти конфликты.

Наиболее взрывоопасный сценарий для Израиля, как отмечает востоковед Кирилл Семенов, может реализоваться в том случае, если протестующих в Израиле поддержат палестинцы. Если действия ультраправых спровоцируют арабов Израиля присоединиться к протестам, это уже может вызвать неуправляемую эскалацию со стороны сторонников нынешнего правительства, которые свой гнев обратят как против палестинцев, так и против левых.

Внутренний раскол общества создает возможность использовать внутренние противоречия для раскрутки протестов и оказания давления на правительство страны.

25 марта сын премьер-министра Израиля Яир Нетаньяху обвинил госдепартамент США в финансировании антиправительственных протестов против судебной реформы в Израиле. Это обвинение не кажется совсем необоснованным.

Вспомним, что совсем недавно заслуженный американский журналист, автор расследований о подрыве российских газопроводов Nord Stream 1 и 2, Сеймур Херш заявил, что теракт на «Северных потоках» был своего рода наказанием для канцлера Германии Олафа Шольца от президента США Джо Байдена за отказ поставлять оружие Киеву.

Так почему же Байден не может наказать Израиль и его лидеров за аналогичные действия? Несмотря на давление, Тель-Авив отказывается поставлять Киеву вооружение и заявляет о своей позиции сохранения отношений с Москвой в целях собственной безопасности.

Израиль, конечно, нужен США для сохранения влияния на Ближний Восток. Причем демократам сейчас он нужен скорее не как точка сборки, а как одна из точек хаотизации, в каком-то смысле подобная Афганистану: всё кипит и в нужный момент по сигналу извне будет взрываться.

При этом хаотизация региона с участием Израиля может идти не только за счет управления внутренними конфликтами, но и за счет хрупких мостиков между Тель-Авивом и другими странами, которые в подходящий момент можно будет разрушить.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент США Дональд Трамп во время подписания «Авраамовых соглашений» 15 сентября 2020 года
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент США Дональд Трамп во время подписания «Авраамовых соглашений» 15 сентября 2020 года

Приведем пример одного из выстроенных таким способом подударных отношений.

«Авраамовы соглашения», которые запустил Трамп и которые якобы продвигает администрация Джо Байдена, по сути привели к тому, что начала зарождаться вера в возможность мира между арабами и евреями на Ближнем Востоке.

Так, в ОАЭ, которые стали флагманом арабского мира в налаживании связей с Израилем, в феврале 2023 года открылся «Дом семьи Авраама», уникальный комплекс трех религий, в состав которого входят синагога, мечеть и церковь. Впервые за последние 100 лет в арабской столице вообще построили синагогу.

«ОАЭ гордятся тем, что люди разных сообществ работают вместе над созданием новых возможностей, — написал президент ОАЭ, шейх Мухаммад Бин Зайед в Twitter, — мы по-прежнему привержены использованию силы взаимного уважения, понимания и разнообразия для достижения общего прогресса».

Шейх Мухаммад Бин Зайед с президентом США Джо Байденом на саммите GCC+3 в Джидде, Саудовская Аравия, 16 июля 2022 года
Шейх Мухаммад Бин Зайед с президентом США Джо Байденом на саммите GCC+3 в Джидде, Саудовская Аравия, 16 июля 2022 года

Важно подчеркнуть, что дружба с евреями — очень подударная конструкция в ближневосточном обществе (это, кстати, недавно показал мундиаль в Катаре). В момент любого серьезного обострения между евреями и палестинцами, евреями и персами или персами и арабами все подобные точки становятся потенциальными очагами погромов и раскручивания воронки давних конфликтов.

Подобное выстраивание связей между представителями разных конфессий может быть удачным только при отсутствии групп, заинтересованных в поджигании конфликтов. Если же такие интересанты есть, то вся система безопасности в регионе становится еще более хрупкой, чем была раньше.

Получается, что региональные игроки Ближнего Востока, выстраивая новую систему безопасности в обход США, не учитывают того фактора, что США очень хорошо знают все слабые точки таких построений, потому что именно Вашингтон изначально был инженером подобных схем.

Что мы видим в итоге? США не выгодно, чтобы Китай серьезно закреплялся на Ближнем Востоке, расширял свою ресурсную базу и укреплял экономику. США не выгодно, чтобы сам регион стабилизировался и становился самостоятельным центром силы. В конце концов, США не выгодно, чтобы у России были возможности обхода санкций и обретения союзников на Ближнем Востоке.

Сегодняшней власти в США также не нужна устойчивая правая власть в Израиле, которая не готова включиться в антироссийскую травлю. Но более того, демократам США вообще не нужен никакой Израиль в роли стабилизатора Ближнего Востока.

Чем больше будет ослабевать влияние Америки в регионе, тем больше будет расти вероятность разжигания конфликтов по всем точкам, где США заложили свои мины замедленного действия.

Перед политическими силами Израиля сейчас стоит вопрос: с кем они хотят быть? С демократами, которым нужна война против России и ЛГБТ-парады в Иерусалиме и которые готовы на эскалацию конфликтов в регионе для ослабления России, Китая, Ирана и монархий Персидского залива? Но для этого правая коалиция Нетаньяху совсем не подходит. Или с республиканцами, ожидая возвращения Трампа? Но во втором случае Израилю придется в одиночку держаться до этого нового прихода республиканцев к власти.