Если молодые раскачают-таки корабль нашего государства, то половина (а может, и больше) ответственности будет не на них

Заметки после сбора анкет

Изображение: © ИА Красная Весна
Участницы опроса АКСИО
Участницы опроса АКСИО
Участницы опроса АКСИО

Этот соцопрос закрепил у меня уже традиционное наблюдение — четкое разграничение активности граждан по возрастам. Молодые берут анкету охотно, взрослые не так активны, пожилые часто совсем отказывают. За множество проведенных опросов сформировался интересный образ одной социальной группы.

Это, как правило, молодые пенсионерки, женщины около 60 лет. Они выходят подышать свежим воздухом в парки, где и орудуем мы, активисты. С милой улыбкой они стопроцентно отказывают. Их не проймут слова о важности темы и призывы к гражданственности.

«Молодой человек, мои дети уже все выросли», — довольно отвечает такая молодая бабушка.

«А как же внуки?» — удивляешься ты. Но собеседница только пожимает плечами: «Мне уже всё равно». Хочется добавить: «Я уже отжила», — но сдерживаешься, потому что понимаешь: нет, не отжила. А отдыхает. И ничем не хочет тревожиться: семью ли нашу курочат новым законом, или повышают пенсионный возраст, или, как теперь, тащат в сомнительное цифровое будущее систему образования вместе с нашими детьми.

«Дайте отдохнуть, не напрягайте, я на пенсии!»

У меня тут же закрадывается мысль: а ходят ли эти бабушки на выборы? И не они ли обеспечивают нашей партии власти стабильно высокие показатели в каждом голосовании? Почему-то мне кажется, что да — ходят, и да — голосуют. Во имя спокойствия, стабильности и их тихой пенсии.

Сделаю вывод. Ни в коем случае не хочу сказать, что это относится ко всем нашим пожилым. Но в ходе не одного уже соцопроса, исходив с анкетами в руках вокзалы и электрички, парки и скверы, дворы и торговые центры, выварил внутри себя этот стойкий «социологический образ». Нашего рядового «гражданина», который как обузу выдержал детей, как удавку вытерпел работу, вышел на пенсию — и отдыхает…

Что обидно и горько. Потому что обилие свободного времени и жизненного опыта могло бы превратить такого молодого пенсионера в мощнейший фактор общественной жизни. Гарантированно (хоть и минимально) обеспечен, от начальника не зависит, всепоглощающей семейной суеты уже лишен, тучу книг успел за жизнь прочесть, тысячу мыслей передумать. И живет-то, по сути, не ради себя (уж и недолго осталось), а ради молодых своих детей и едва родившихся внуков. Время не отдыхать, а действовать! Тем более что так дольше и ярче проживешь.

Обидно, в общем. Если молодые раскачают-таки корабль нашего государства, то половина (а может, и больше) ответственности будет не на них, неопытных и быстрых. А на взрослых и пожилых, которые не объяснили молодежи кое-что глубокое и важное. То, что сами когда-то как раз и не поняли — и корабль перевернули. Да так, что теперь приходится от всего: от детей и работы, от жизни по сути — «отдыхать».