1. Социальная война
Николай Пак / ИА Красная Весна /
Наверное, нет ни одного взрослого, кто бы в детстве не сталкивался со страшными историями, которые дети рассказывают друг другу. Но кому потребовалось коллекционировать эти страшилки, и какой урон они могут нанести нашим детям?

SCP Foundation — энциклопедия детских страхов

Генри Фюссли. Сцена с ведьмами из «Маски королев» Бена Джонсона, 1785 год.
Генри Фюссли. Сцена с ведьмами из «Маски королев» Бена Джонсона, 1785 год.

Представьте себе обыденную ситуацию: вы идете укладывать спать своего ребенка. Но вдруг обнаруживаете, что он боится заходить в темную комнату и просит вас сначала зажечь свет, а потом ещё проверить — не стоит ли кто за дверью комнаты и не поджидает ли его?

Понятно, что у каждого ребенка есть какие-то страхи. Порой они усиливаются, а потом проходят. Разве есть среди взрослых хотя бы один человек, кто не боялся бы чего-то в детстве, да и во взрослом возрасте? Думаю, что таких нет. Страх — естественное человеческое чувство. Но, как мы знаем, случается и так, что далеко не все страхи проходят бесследно, некоторые остаются с человеком и даже развиваются в какую-нибудь патологию.

Итак, вы, как внимательный и чуткий родитель начинаете расспрашивать ребенка о том, что его заботит и кто может скрываться в темноте или стоять за дверью. Вдруг выясняется, что источник страха — это некие существа под общим названием «ЭйСиПи» (записано с детского произношения), одно лишь описание которых может привести в ужас.

Например, среди этих «ЭйСиПи» есть девочка в белом платье с окровавленным ножом, у которой из пальцев рук торчат маленькие зацепки и потому она может забираться по стенам домов, проникать в детскую комнату через открытое окно или дверь. Потом же это существо, по словам мальчика, подходит к детской кроватке и начинает будить ребенка. Если он просыпается, то девочка забирает его с собой в неизвестном направлении и там перерезает горло.

В той же коллекции смертельно-ужасных образов вы можете встретить горку-пожирательницу, которая проглатывает живьем детей. Там же есть человек-сирена, у которого вместо головы — сирена; клоун Пеннивайз, питающийся страхами детей и самими детьми. И так далее.

Возможно, вы также вспомните страшилки из своего детства про красное пятно на стене, или черный гроб на колесиках, который стоит в черной-черной комнате в черном-черном доме одного черного-черного города. Подозреваю, что у каждого поколения детей есть свои страшилки-пугалки, а какие-то из них сохраняются довольно долго в устном пересказе от поколения к поколению.

Отдельный интересный феномен заключается в том, что такие страшные истории, как правило, сохраняются в детской среде до определенного возраста, но потом становятся не так интересны ребятам, они начинают к ним относиться несерьезно и позже, как правило, забывают.

Кстати, среди существ, о которых рассказывал ребенок, можно легко обнаружить персонажей из художественных произведений, а не только детские вымыслы. Но всех их объединяет общее название «ЭйСиПи». Если вы обратитесь к поиску в интернете, то быстро обнаружите, что страшные существа, называемые детьми «ЭйСиПи» на самом деле называются примерно так SCP-4911 «Могильный холм».

Википедия расскажет вам, что аббревиатура SCP имеет отношение к так называемому вымышленному фонду SCP Foundation, а первые три буквы расшифровываются как Secure, Contain, Protect — «Обезопасить, Удержать, Сохранить» или Special Containment Procedures — «Особые Условия Содержания».

Изображение: (CC-BY-SA)
Изображение SCP-173 и оригинальный текст с сайта 4chan
Изображение SCP-173 и оригинальный текст с сайта 4chan

История организации началась с небольшого рассказа, опубликованного пользователем moto42 (настоящее имя Wesley Williams) на портале 4chan в 2007 году. В своем рассказе он описал скульптуру современного японского художника Izumi Kato, которая с легкой руки Wesley Williams’а получила шифр SCP-173. Рассказ был составлен в виде досье к объекту:

Объект №: SCP-173

Класс объекта: Евклид

<…>

Описание: Привезён в Зону 19 в 1993. Происхождение всё ещё неизвестно. Изготовлен из бетона и арматуры со следами аэрозольной краски марки Сrylon. SCP-173 одушевлён и крайне враждебен. Объект не может двигаться в то время, когда находится в пределах прямой видимости. При работе с SCP-173 никогда не должен быть нарушен зрительный контакт. Персонал, предназначенный для входа в контейнер, проинструктирован предупреждать друг друга перед тем, как моргнуть. Объект, как сообщается, нападает, ломая шею у основания черепа, или с помощью удушения. В случае нападения персонал должен применять действия по сдерживанию опасных объектов класса 4.

И т. д.

Из контекста было понятно, что это внутренний документ некоторой секретной организации, которая занимается изучением паранормальных явлений. В ответ на пост moto42 большое количество энтузиастов начали писать статьи схожего содержания.

А в 2008 году появился основной сайт фонда: scp-wiki.wikidot.com. Как говорится на самом сайте, ведется он энтузиастами как и «Википедия». Но собирают здесь не энциклопедические статьи, а вымышленные истории об аномальных существах и явлениях. Называются эти истории «Крипипаста» — жанр интернет-фольклора, представляющий собой небольшие рассказы, цель которых напугать читателя.

Как следует из названия вымышленного фонда, он занимается сбором сведений о таких аномалиях, а также отловом и содержанием под стражей этих вымышленных существ. Каталог чудовищ вымышленного фонда весьма широк, о чем можно судить по порядковым номерам, присваиваемым новым существам. По состоянию на апрель 2020 года в базе сайта было 5274 объекта. В интервью один из главных администраторов сайта заявил, что на сайте содержится около «10 000 рассказов от более 1600 авторов».

Обратите внимание, что каждому объекту присваивается класс опасности. Например, такие: Кетер и Таумиэль. Оба этих слова заимствованы из Каббалы и часто встречаются в книгах по демонологии. С одной стороны, использование таких слов не удивительно: звучат они загадочно и интересно, что привлекает внимание детей. Но, с другой стороны, наиболее увлеченные всем этим люди, естественно, начнут искать в интернете упоминание этих слов в других источниках и непременно натолкнутся на оккультизм, гностицизм, телему и всё, что с этим связано.

Если у вас есть сомнения в этом, то вы можете провести простейший эксперимент. Попробуйте сами найти в сети значение этих слов и посмотрите внимательно, на каких сайтах имеются подробности и какие еще материалы опубликованы на этих ресурсах. Думаю, вам станет очевидно, что в моих словах нет никакой натяжки.

Интересно, что сообщество, которое интересуется SCP, давно стало международным. О чем свидетельствует, например, наличие национальных отделений вымышленной структуры. У каждого отделения есть свой сайт и свой национальный каталог страшилок. Вдвойне интересно то, что первым национальным отделением SCP, которое отпочковалось от английской версии, стало именно русское отделение. Оно возникло в 2010 году, говорится на официальном сайте.

Изображения товаров с символикой SCP в интернете
Изображения товаров с символикой SCP в интернете

В интернет-магазинах вы также можете найти массу атрибутики с аббревиатурой SCP, кукол, предоставляющих собой некоторые вымышленные объекты фонда и многое другое.

Цитата из короткометражного фильма «096 | SCP Short Film»
Цитата из короткометражного фильма «096 | SCP Short Film»

По заметкам фонда уже снято несколько короткометражных фильмов, выпущено несколько так называемых арт-буков с описаниями некоторых существ и очень качественными иллюстрациями.

Цитата из короткометражного фильма «096 | SCP Short Film»
Цитата из короткометражного фильма «096 | SCP Short Film»
Изображение: © Xarima
Артбук с описанием SCP-004 — «12 ржавых ключей в дверь»
Артбук с описанием SCP-004 — «12 ржавых ключей в дверь»

Все это говорит о большой популярности проекта. Наличие множества языков, на которые переведены рассказы фонда также подтверждают этот факт.

Список языков на официальном сайте SCP — Foundation
Список языков на официальном сайте SCP — Foundation

Но важно отметить не только популярность проекта, его пугающее содержание, но и то, что нередко проект называют «вселенной фонда». Конечно, можно сказать, что подобные «вселенные» не являются чем-то новым. Так, например, вселенная комиксов от компании Marvel появилась значительно раньше. Да и вообще все это есть некое подражание греческим мифам, которые также были все связанны между собой, несмотря на то, что слагались в разное время.

Однако, нужно отметить, что мифы не есть просто вымышленные истории. Мифы были тесно переплетены с жизнью, и порой было сложно отделить одно от другого. Они где-то буквально, а где-то метафорически описывали реальность и, естественно, влияли на жизнь общества, формировали ее в определенном ключе. «Какое это отношение имеет к SCP?» — спросите вы.

Приглядимся повнимательнее к описанию объекта «SCP-1223-RU — Эне-тоо». Суффикс RU означает, что этот объект — есть результат творчества именно русской ветви SCP Foundation. В описании к нему имеется «история обнаружения». Приведу отрывок из этого описания: «В феврале 1920 г. во время наступления сил комбрига К. И. Новика на дислоцированное в Семиречье войско белого атамана Б. В. Анненкова в плен попал есаул Ф. Г. Дорофеев. В дневнике комдива А. Е. Карташева было сказано, что Дорофеев был обнаружен рядом с трупом другого белого казака, Л. К. Устинова».

Уже по этому отрывку видно, что это не просто выдумки, а попытки сплести выдумки с реальной историей, ведь указанные люди действительно когда-то жили. Но дальше можно найти еще более неожиданный кусок: «В 1921–1922 гг. в Поволжье, Южном Урале и ряде прилегающих территорий из-за последствий Гражданской войны и политики советского правительства вспыхнул массовый голод. В свете данных событий в переписке между Лениным и Дзержинским в конце феврале 1922 гг. можно обнаружить намёки на SCP-1223». Ниже приводится текст вымышленной переписки советских деятелей.

Разве это не есть попытка сформировать вымышленную вселенную и заменить ею реальность? Совершенно очевидно, что это так. Но сможет ли ребенок, попав в эту огромную паутину в раннем возрасте, выбраться из нее невредимым? Вероятность этого крайне мала. И даже если в сознательном возрасте он начнет понимать, что все это не более чем вымысел, тем не менее, протранслированные ранее и засевшие в памяти образы будут ещё долго сопровождать его по жизни. А мы с вами прекрасно знаем, что рациональное мышление, сколь критичным бы оно ни было, далеко не всегда может справиться с иррациональной стороной человеческой натуры, которую не убеждают никакие доводы.

Но вернёмся к ребенку, который узнал о существовании SCP. Во-первых, как он об этом узнал? Если ему всего семь лет, то вряд ли он настолько хорошо самостоятельно ориентируется в интернете, чтобы найти что-нибудь об SCP, правда? Но его окружают другие дети, в том числе старше его самого, для которых подобный контент вовсе не является тайной за семью печатями. По всей видимости, так эти истории ужасов и передаются от старших детей к младшим, а дальше из уст в уста, как говорится.

Как оказалось, есть даже довольно убедительное объяснение психологов о том, почему дошкольники и дети младших классов так интересуются страшилками, пересказывают их друг другу. Так, например, в исследовании Бариновой А.А. из Саратовского государственного университета говорится, что в 6–7 лет дети начинают лучше осознавать, что такое смерть и потому начинают бояться умереть, либо потерять близких и родных людей, друзей и т. д. В выводе к работе говорится: «Создавая новую (страшную — прим.) историю или пересказывая услышанную, ребенок невольно погружает себя в данный текст и переживает все, что испытывают герои данной страшилки, и именно это помогает ему примириться со своими страхами и переступить через них».

Другими словами, личные проблемы ребенка оказываются не такими уж и ужасными, как то, с чем он может столкнуться в страшных историях, и потому личные невзгоды уходят на второй план, не кажутся детям настолько ужасными, считает автор исследования.

Но всегда ли столкновение детей со страшными историями оборачивается таким благостным концом? И не может ли быть обратного эффекта, когда страшные истории порождают психологические проблемы? Это сложный вопрос, который необходимо изучать отдельно.

Но ведь и преодоление страхов может происходить по-разному. Например, одно дело, когда в страшной истории есть герой, способный справиться со злом, и другое дело, когда это ужас без конца, без возможности спасения.

Николай Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942
Николай Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942

Возможно, сравнивать страшные истории со сказками не совсем корректно, но тем не менее в сказках, как правило, герой присутствует. Он побеждает змея Горыныча или обманывает бабу Ягу, например. И в этом случае понятно, что ребенку предлагается к рассмотрению система из двух начал: отрицательного и положительного, а также некоторый сценарий выхода из ситуации. Но во вселенной SCP Foundation нет этого доброго начала. Сам фонд можно отнести к разряду положительных героев с большой натяжкой.

Вот что говорится на официальном русскоязычном сайте вымышленной организации: «Фонд действует, чтобы нормы так и оставались нормами, чтобы население Земли могло и дальше жить обычной жизнью, не боясь и не подвергая сомнению своё восприятие окружающего мира, чтобы человечество было защищено от различных внеземных угроз, а также угроз из других измерений и вселенных». Другими словами, фонд нужен для того, чтобы люди сильно не волновались. Такое исключительное положение фонда и содержание всего человечества в качестве несведущих братьев меньших очень отдает концепцией «Великого инквизитора» и работами братьев Стругацких.

Но дело не только в этом, а в том, что заявленные цели SCP Foundation и реальные цели очевидным образом отличаются. Охрана спокойной жизни человечества — это легенда, а на практике мы видим распространение этих страхов.

Более того, нужно учесть, что рассказы фонда давно вышли за пределы официального сайта, а также обросли огромным количеством сопутствующих материалов и товаров, которые можно купить чуть ли не на каждом углу. В результате «вселенная SCP» вторгается в повседневную жизнь и присутствует в ней постоянно, напоминая о себе.

А сами организаторы говорят, что не собираются на этом останавливаться: «В течение первых нескольких лет это было довольно маленькое и нишевое сообщество, но усилия … по поддержанию и расширению сообщества … привели к нашему нынешнему состоянию дурной славы. И мы все будем упорно трудиться, чтобы делать ее больше, лучше и известнее».

Если взять древнегреческие греческие мифы, то сами по себе они не более чем интересные рассказы, пусть и связанные между собой. Но когда вы начинаете обнаруживать, что множество географических названий адресует нас этим мифам, что есть реальные храмы, посвященные тем или иным героям мифов и богам и т. д., то возникает невольное ощущение того, что это не просто выдумка, а нечто большее. И в этом есть сила культуры, которую человек создал сам и которая влияет на его поведение и поведение всего общества.

Нечто подобное мы видим в случае с SCP Foundation. Дети сталкиваются с этой «вселенной» постоянно. Их страхи фиксируются и развиваются.

Возможно, страшилки в малых дозах даже полезны детям, как утверждают специалисты. Особенно если дети сами их выдумывают в ответ на свои жизненные сложности, а потом так же быстро забывают про них, переборов свои страхи. Но погружение в бесконечную стихию страхов, бесконечная подпитка их — вряд ли может иметь оздоравливающий эффект. К тому же вопрос о преодолении страхов тоже не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Цитата из ролика «Горка Пожиратель - Ужасы Тревора Хендерсона» пользователя youtube  Boss Koshkin
Цитата из ролика «Горка Пожиратель — Ужасы Тревора Хендерсона» пользователя youtube Boss Koshkin

Мальчик, который рассказал мне про SCP, на мой вопрос: «Можно ли их каким-либо образом победить?» — ответил, что его подруга Лиза однажды столкнулась сразу с четырьмя «ЭйСиПи». Среди этих жутких существ была, в частности, горка-пожирательница. И когда девочка пыталась спастись бегством от всей этой кучи нежити, то горка проглотила ее. Но чуть позже, когда остальные три «ЭйСиПи» ушли, горка выплюнула Лизу обратно живую и невредимую.

На первый взгляд, история оказалась со счастливым концом. Но если посмотреть структурно на нее, то можно увидеть, что положительного героя в сказке нет. Это даже не рыба-кит, которая проглотила вереницу кораблей и потом выпустила их наружу. Потому что в сказке про чудесное спасение кораблей был положительный герой и его действия привели к освобождению. А здесь нет ничего такого. Осмелюсь предположить, что на практике это означает творческий поиск ребенком спасителя не среди нормальных героев, а среди нежити. А что еще делать в условиях, когда героя-спасителя нет?

А когда ребенок нашел «положительного героя» среди злодеев и мертвецов, то не это ли приводит его к мысли о том, что миром правит смерть и нужно как можно быстрее встать на ее сторону, чтобы, как бы это не звучало парадоксально, жить?

Настолько ли далека от правды гипотеза о том, что именно обилие ужасающего окружения приводит детей, жизнелюбивых по своей натуре, к поиску спасения от страха хоть где-нибудь, пусть даже в присяге смертоносному началу?