1. Экономическая война
  2. Электроника в мире
Борис Любимов / ИА Красная Весна /
Китайские товарищи наращивают усилия по привлечению лучших «электронных» умов, а американские электронные гиганты почувствовали обоюдоострое оружие санкций. Восток вырывается в лидеры по внедрению сетей 5G, а новые люди в российском «цифровом блоке» пока не видят в них коммерческой целесообразности и меняют подходы, доставшиеся от прошлой власти.

Китай, США и РФ — разные подходы к развитию электроники на примерах недели

Изображение: Евгений Давыдов © ИА Красная Весна
Обзор электроники за неделю
Обзор электроники за неделю

Мировая электронная война

На прошедшей неделе Reuters обратило внимание на меры, которые предпринимает Китай по переманиванию работников полупроводниковой отрасли с Тайваня. Китайские компании предлагают в разы большие зарплаты, помощь в покупке жилья, оплату поездок на родину.

По данным тайваньской компании по найму сотрудников H&L Management Consultants, с 2014 года, когда начала действовать программа по выведению китайской полупроводниковой промышленности в мировые лидеры, более 1000 ведущих специалистов переместились с Тайваня на материк. В 2014 году был создан фонд развития электронной отрасли в Китае с капиталом в 22 млрд долларов. 300 человек переехали только в текущем году.

Reuters приводит оценки китайских специалистов, что 400 000 работавших на конец 2017 года специалистов в полупроводниковой промышленности Китая явно недостаточно для достижения прогнозируемой цифры в 720 000 необходимых работников к 2020 году.

Агентство приводит данные по объемам импорта микросхем в Поднебесную. Он составил 260 млрд долларов в год, то есть больше, чем импорт нефти. При этом произведенные в Китае микросхемы удовлетворяют только 20% внутреннего спроса, согласно данным China Semiconductor Industry Association.

Китайская политика «пылесоса» специалистов заставляет Тайвань принимать ответные меры. Еще в июле правительство обещало ввести налоговые льготы для компаний, акции которых принадлежат сотрудникам. Предложив акции работникам, фирмы могут заинтересовать их больше, чем китайцы высокими зарплатами.

Reuters приводит данные, сопоставляющие китайскую и тайваньскую полупроводниковую промышленность. С одной стороны, технологии более совершенны на острове, но выручка, в том числе за счет более простых микросхем, больше: 31 млрд у китайцев против 22 млрд на Тайване.

Еще одним фактором, влияющим на развитие полупроводникового производства в Китае, Reuters называет американские санкции. Во-первых, запрет, который США вводили на поставку комплектующих китайской ZTE, который, правда, позже был снят. Понятно желание китайцев понизить зависимость от подконтрольных США комплектующих. Во-вторых, предполагаемые пошлины на китайские микросхемы в 25%. Тариф существенно снизит конкурентоспособность микросхем из Китая по сравнению с продукцией из Кореи и Тайваня. Но тут, с другой стороны, китайские власти нацелены на повышение доли своих микросхем на внутреннем рынке до 40% к 2025 году.

Мы видим еще один пример того, как санкции против страны заставляют ее ориентироваться на внутренний рынок и развивать у себя сложное технологическое производство вместо «отверточной» или «паяльной» сборки. Достигается большая независимость от импорта и переориентация экспорта на внутренний рынок на случай санкций и ограничений на импорт из страны.

Если рассматривать воздействие американских ограничительных мер не только на Китай, но и на США, надо помнить, что есть у электронных санкций одна особенность. А именно, большая инерция при переходе с одних комплектующих на другие. Если какую-нибудь стандартную гайку в, скажем, автомобиле можно заменить с японской на китайскую без переделки конструкции, то при переводе, скажем, смартфона с китайской микросхемы на корейскую, нужно будет переделывать устройство аппарата (порой весьма значительно), если микросхема не является полным аналогом заменяемой.

Другое дело, что скорость обновления модельного ряда смартфонов, планшетов и ноутбуков все повышается, и в новых моделях можно использовать другие комплектующие. Однако у, например, Apple производство моделей закладывается миллионными тиражами, и в этом случае использование подорожавших китайских компонентов может сказаться на цене устройства и его продажах. В таком случае введенные пошлины имеют все шансы ударить и по американским компаниям.

На прошедшей неделе Apple обратилась в Торговое представительство США с просьбой не расширять объем товаров из Китая, облагаемых пошлиной, до 200 млрд долларов, поскольку это неизбежно вызовет рост цен на продукцию самой Apple, часть из которой производится в Китае и поэтому рассматривается как импорт. Компания назвала такое повышение цен новым «налогом» для американцев. Президент Трамп в ответ призвал размещать заводы в США, а не за границей.

Упоминает Apple в своем письме и дорожающие комплектующие из Китая, которые используются в процессе разработки новых устройств, что также влечет их удорожание. Поддержала в этом пункте Apple и компания Intel, также направившая властям США соответствующее письмо. Тарифы на китайские комплектующие могут стать для Америки барьером в гонке за лидерство в построении мобильных сетей пятого поколения 5G.

Кроме того, Intel отмечает, что торговля полупроводниковой продукцией является сегментом внешней торговли, где у страны наблюдается профицит. В 2017 году он составил 6 млрд долларов по миру и 2 млрд с Китаем. Введение тарифов на комплектующие может нарушить устоявшиеся производственные цепочки и ухудшить текущее положение дел.

Для справки: по данным Bloomberg, в третьем квартале текущего года выручка Apple от продаж в Китае составила 9,6 млрд долларов, то есть 18% от общей в компании.

Еще одной особенностью жизни компаний в условиях санкций можно назвать кооперацию попавших под их действие фирм. На прошедшей неделе порталу CNews стало известно о том, что китайская Huawei заменит финскую Nokia в поставках телекоммуникационного оборудования для компании «Мегафон» в Абхазии и Южной Осетии. Финны отказались от поставок по политическим причинам. Не так много стран, кроме России признали независимость республик от Грузии. В конкурсе на поставки оборудования участвовали две китайские компании Huawei и ZTE. Как раз против них США ввели санкции не так давно, запретив покупку устройств компании американскими госструктурами.

В свете санкций против Huawei возобновились слухи о переводе смартфонов китайского гиганта на свою операционную систему вместо американской Android. Однако, на этой неделе представитель компании заявил, что таких планов пока у Huawei нет. Во-первых, для новой ОС нужно создавать огромное количество пользовательских приложений, поскольку андроидные очевидным образом там работать не будут. А во-вторых, компания опасается за сложившиеся хорошие отношения с разработчиком Android компанией Google, которые ухудшатся в случае отказа от популярной ОС. Напомним, что Google, в свою очередь, уже получала предупреждение от властей США за сотрудничество с Huawei.

Однако, если мы вспомним историю с запретом (оказавшимся временным) на поставки комплектующих и программ китайской же ZTE, то разработка собственной ОС может оказаться для санкционных компаний единственным выходом, позволяющим и дальше продавать смартфоны. Поэтому мысли о диверсификации используемых ОС весьма здравые.

Новости 5G

На прошедшей неделе было сделано несколько заявлений относительно лидерства в разработке и внедрении мобильных сетей пятого поколения, о котором беспокоится в своем письме к властям США компания Apple.

Великобритания определила регион, где начнется тестирование сетей нового поколения. Города Бирмингем, Ковентри и Вулверхэмптон графства Уест-Мидлендс получат субсидии в размере 75 млн фунтов на развертывание инфраструктуры 5G. По результатам внедрения опыт планируется масштабировать на всю страну. Сети позволят передавать большие объемы информации, нежели сейчас, и обслуживать большее количество абонентов на той же площади. Основными сферами применения сетей в выбранном регионе станут здравоохранение и общественный транспорт. В медицине при помощи 5G планируется наладить онлайн-консультации врачей, а на дорогах оптимизировать движение городского транспорта, снизить количество дорожных происшествий и организовать трансляцию происходящего в автобусах, чтобы дать правоохранительным органам возможность оперативно вмешаться в ситуацию, если будет зафиксировано какое-либо антисоциальное поведение пассажиров.

Для полноценной работы в сетях 5G требуются соответствующие смартфоны. Компания Qualcomm, разрабатывающая процессоры для мобильных устройств и уже представившая изделие с поддержкой сетей нового поколения, на прошедшей неделе изменила свой прогноз относительно сроков массового внедрения 5G. Теперь компания считает, что оно произойдет не в 2020 году, а в 2019. Компания считает, что уже к апрелю сотовые операторы в США смогут добавить нужное оборудование к своим сотовым вышкам.

Тут необходимо вспомнить сравнение консалтинговой компанией Deloitte вложений в развертывание инфраструктуры 5G в США и в Китае. Поднебесная заметно опережает Америку в плотности базовых станций на единицу площади — очень важному показателю для сетей нового поколения. А также и по объемам вложений в развертывание необходимого оборудования. Эти показатели ставят под сомнение лидерство США в развертывании новых сетей.

Более того, на прошедшей неделе корейские операторы связи объявили, что запустят 5G сеть в коммерческую эксплуатацию уже в декабре этого года. Сначала она будет покрывать Сеул и его окрестности.

Немного странно слышать о начале коммерческого использования сети нового поколения в условиях отсутствия телефонов, которые могут в ней работать. Пока кандидат на первенство — аппарат китайской компании Oppo, который планируется представить 15 января 2019 года.

Массовое же производство аппаратов вряд ли будет развернуто в грядущем году.

Другой ведущий разработчик процессоров для мобильной техники, помимо Qualcomm, тайваньская Mediatek, специализирующаяся на продукции для дешевых смартфонов, уже представила прототип системы-на-кристалле Helio M70, однако массовое производство его намечено только на конец следующего года. Эксперты считают, что массовым использование сетей и устройств 5G станет только к 2021 году.

Примерно на это время отодвинули развертывание сетей и российские власти. На прошедшей неделе вице-премьер Максим Акимов заявил, что в России коммерческая эксплуатация 5G планируется к концу 2021 года. Тестовые сегменты сети должны быть развернуты к концу 2020 года. Концепция создания сетей 5G в России должна быть утверждена в начале 2019 года. Акимову пока не ясна коммерческая модель работы сетей нового поколения. Вторит ему и министр коммуникаций и связи Константин Носков: «У нас нет большой спешки. Я точно не хочу вступать в игру, кто первый сделает в мире 5G, потому что сейчас нет устоявшегося стандарта, достаточно дороги решения, не видна экономика. Стимулировать слишком сильно операторов, чтобы они вводили 5G, — это, может быть, экономически не совсем выгодная история».

Как видим, Россия серьезно отстает от других стран в вопросе внедрения связи 5G. Руководство все ждет каких-то сигналов от «невидимой руки рынка». Видимо, пресловутый рывок следует ожидать в каких-то других отраслях.

В России «опять власть меняется». На этот раз цифровая

Помимо отдаления сроков коммерческого использования сетей 5G в России на прошедшей неделе стало известно и о других корректировках инициатив прошлого «цифрового блока» правительства.

Тот же вице-премьер Максим Акимов объявил, что единый фонд для финансирования цифровизации Российской экономики создан не будет. Инициатором идеи был предыдущий глава министерства связи Николай Никифоров. Мотивировал отказ Акимов тем, что расходы будут распределены между многими министерствами помимо Минкомсвязи, а именно Минэкономразвития, Минобрнауки, Минздрава и Минпросвещения, плюс региональные власти и бизнес. «Не думаю, что надо все это стягивать в единый фонд», — считает Акимов.

То есть, централизованного расходования средств не планируется. Каждый участник программы «Цифровая экономика», видимо, будет искать и тратить средства, как ему будет подсказывать невидимая рука рынка. Памятуя, как у нас порой бывает организовано взаимодействие министерств и ведомств, успешность реализации программы уже начинает вызывать сомнения. Но, возможно, они будут развеяны после того, как она будет представлена президенту. Должно это случиться до 1 октября.

Пока лишь напомним, что развитие электронного производства в России не является ее предметом. Сконцентрирована она должна быть на развитии сотовой связи (выходит, пока не 5G), оказании услуг при помощи Интернета, развитии медицинских онлайн-консультаций и покупке иностранных компаний для исследований информационных технологий.

Второе изменение коснулось обсуждавшейся нами ранее инициативы по использованию в России только отечественных сим-карт. Rambler News Service, ссылаясь на федерального чиновника и источник в одном из операторов сотовой связи, сообщил, что пока работа над соответствующим приказом остановлена. Возможно, он и будет принят в будущем, но не сейчас. Паузу источник в одном из провайдеров объяснил сменой руководства Минкомсвязи и необходимостью переговоров с ФСБ.

Напомним, что в соответствии с проектом приказа, необходимо было заменить 200 млн сим-карт, что источник оценил в 1 млрд долларов. Мы уже обсуждали, что если этот заказ достанется российским производителям электроники, он станет для них очень серьезным подспорьем. С другой стороны, вряд ли операторы возложат расходы на себя. Если государство не поучаствует в финансировании перехода, то платить за все придется, скорее всего, абонентам. Если же о производстве сим-карт договорятся с зарубежными фабриками, экономически затея станет совсем сомнительной. Останется только фактор безопасности.

В итоге пока не ясно куда клонит новый «цифровой блок» правительства, и как этот уклон соотносится со стратегией рывка, заявленной президентом.