Славься, Отечество! Гимну СССР исполнилось 80 лет
Александр Блок так сказал о предназначении поэта:
«Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир. Похищенные у стихии и приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело».
Иными словами, поэт вносит в наш мир энергию безначальной стихии. И благодаря этому мир обретает силы для развития. Думаю, той же задаче служит и творчество композиторов.
И когда мы слышим великое слово или великую музыку — мы тоже приобщаемся к этому источнику энергии, приумножаем свои силы.
Слово и музыка, сливаясь воедино, рождают песню. Человек поет и в горе, и в радости. И песня сопереживает человеку и поддерживает его.
Но есть особенные песни — они значимы сразу для целого народа. Такие песни называются гимнами. Они соединяют души и мысли сразу многих и могут направить их на свершение больших дел: на подъем страны, на покорение космоса, на победу в войне.
Сегодня перед нашим Отечеством стоят все эти три задачи: нам нужно обеспечить восстановление и развитие нашей страны, нам нужно вдохнуть новые силы в освоение космоса, в науку вообще, нам нужно победить в специальной военной операции.
И в этом нам может и должен помочь главный музыкальный символ нашего Отечества — Великий Гимн Великой страны.
Нашему гимну в этом году исполняется 80 лет. Гимн родился в годы Великой Отечественной войны, 14 декабря 1943 года, и до сих пор стойко и честно служит нашей Отчизне.
Кстати, заканчивающийся 2023 год — юбилей не только гимна, но и его авторов. 140 лет назад, 13 апреля 1883 года, родился композитор Александр Васильевич Александров, а 110 лет назад, 13 февраля 1913 года — поэт Сергей Владимирович Михалков. К этим трем знаменательным юбилеям и приурочен наш рассказ.
I
Гимны изначально родились как религиозные произведения. Первые гимны известны со времен Древней Греции. В них воспевались ее боги и герои. Причем созданию гимнов покровительствовала отдельная муза, которая носила имя Полигимния. Позже гимническую традицию переняло христианство, создавшее огромное число хвалебных песнопений Иисусу Христу и христианским святым.
То есть духовная составляющая гимнам присуща изначально. И она не исчезла и позже, в XV–XVI веках, когда на Западе появляются новые, более светские формы гимнов. Их отличие в том, что эти песнопения уже не были обусловлены только церковными обрядами. Как правило, это были песни, вдохновлявшие людей на отстаивание своего понимания справедливости. Таковы были песни — символы гуситов в Чехии, народные гимны времен Крестьянской войны в Германии.
Одним из побудительных мотивов появления светских гимнов стала идея независимости. Именно это устремление привело к появлению первого европейского национального гимна, голландской песни «Вильгельмус Ван Нассауве», посвященной Вильгельму Оранскому, возглавившему борьбу за независимость Голландии от Испании в середине XVII века.
Современный гимн призван тем самым сочетать в себе как светский символ государства, так и символ духовного единения народа. Нужно сказать, что музыка гимна СССР, созданная Александровым, и своими корнями, и своим звучанием неотделима от духовного первоисточника. Отметим в подтверждение этого тот непреложный факт, что Александр Васильевич был видным духовным композитором и музыкантом, а также был последним регентом Храма Христа Спасителя.
Необходимость обращения к духовной сущности народа прекрасно понимали и создатели текста советского гимна. Габриэль Аркадьевич Эль-Регистан, один из авторов текста Гимна СССР, говорил:
«Мы с Михалковым рассматривали гимн как гражданскую молитву народа и поэтому считали, что ритм его должен быть молитвенным…»
Но продолжим исследование духовных истоков отечественной гимнической традиции, которую Русь восприняла у Византии и развила ее. Православные песнопения во множестве создавались нашими предками. И в форме народных «духовных стихов», и в форме, близкой к каноническому христианскому пению. Свидетельством тому служат музыкальные произведения, дошедшие до нас и сохраненные благодаря «крюковой» («знаменной») записи музыки и текста.
До нас дошли имена и произведения Фёдора Крестьянина, Ивана Носа, Ивана Лукошко, братьев Роговых и других творцов православной музыки допетровского периода. Чаще всего это были люди духовного звания, но были и обычные миряне, в том числе представители верховной власти. До нас дошли духовные произведения, написанные Иваном IV Грозным, а также старшим братом Петра I, царем Фёдором III.
Совершенно естественно, что именно христианские песнопения исполняли в нашей стране роль музыкально-поэтических символов государя и государства на протяжении долгих веков. Именно под звуки церковных гимнов происходили наиболее торжественные и значимые для управления страной акты.
Наиболее часто в этих случаях звучал духовный гимн «Тебя, Бога, хвалим» (старинный церковный гимн, авторство которого приписывается святителю Амвросию Медиоланскому (340–397)).
Тебя, Бога, хвалим!
Тебя, Боже, исповедуем…
Начиная с эпохи Петра I в нашем Отечестве начинается зарождаться традиция светских гимнов. В период царствования императора Павла I в 1794 году композитором Дмитрием Бортнянским и поэтом Михаилом Херасковым был написан третий по счету неофициальный гимн Российской империи, вошедший в историю по первой строке текста под названием «Коль славен наш Господь в Сионе».
Коль славен наш Господь в Сионе
Не может изъяснить язык…
Текст гимна «Коль славен…», богатого христианской символикой, основывается на 47-м псалме. Музыкально это произведение явно тяготеет к духовной музыке. Интересно, что этот гимн остается «живым» произведением, он до сих пор активно востребован некоторыми стратами нашего общества.
Духовное содержание несли в себе и первые официальные гимны нашей страны. В 1814 году поэт Василий Андреевич Жуковский пишет стихотворение, посвященное победе над Наполеоном и названное «Молитва русских». Оно состояло только из семи строк:
Боже, царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю
Всё ниспошли.
В 1815 году это произведение, молившее пред богом за императора Александра I, было опубликовано в журнале «Сын Отечества», а в конце 1816 года оно стало текстом первого высочайше утвержденного гимна Российской империи. Правда, в качестве музыки в этом произведении использовалась мелодия гимна Британской империи God, Save the King.
Что неудивительно.
После победы над Наполеоном состоялся Венский конгресс, в котором участвовали почти все монархии тогдашней Европы. На конгрессе были выработаны единые правила, регулировавшие взаимоотношения между европейскими державами, основанные на балансе сил государств и подкрепленные согласием монархов самых могущественных стран: России, Великобритании, Австрии, Франции и Пруссии. Состоялся так называемый европейский концерт. Существует гипотеза, что в ходе Венского конгресса именно российский император Александр I предложил принять единую мелодию гимна для всех европейских государств того периода. Документов, подтверждающих эту версию, не сохранилось, но вскоре 23 державы Европы стали использовать музыку британского гимна как музыкальную основу своих государственных символов.
Но через 17 лет со времени появления первого официального российского гимна «европейский концерт» вконец расстроился, а Британия в пику России инспирировала польское восстание 1830 года. Не зря именно в те годы появилось выражение «англичанка гадит».
Новый российский император Николай I счел ненормальным, что у одного из главных символов его государства музыка английского гимна. И он обратился с предложением написать мелодию нового гимна к своему придворному капельмейстеру Алексею Фёдоровичу Львову, который считался первым автором в области русской церковной музыки.
Что и было осуществлено. Новый гимн и вновь на слова Василия Андреевича Жуковского был создан в 1833 году.
Такова официальная версия развития событий. Однако еще до этой, якобы имевшей место просьбы императора Николая I ко Львову, предположительно в 1829 году на текст Василия Жуковского свой вариант музыки пишет еще один большой русский композитор первой половины XIX века, Александр Александрович Алябьев. Это достойное и очень интересное произведение. В основе его мелодии лежала русская народная песня «Слава на небе солнцу красному». Оно написано в традиции духовного песнопения. И создано оно было в Тобольске, куда Алябьев был сослан по недоказанному обвинению.
Казалось бы, ну и что из того, композитор написал музыку к известным стихам, пусть даже они являются текстом гимна империи. Это так, но вот что интересно: официально музыка Львова на стихи Жуковского появилась только в 1833 году. И поскольку текст «Молитвы русских» ритмически не совпадал с мелодией вновь родившегося гимна, то поэту в том же году пришлось переработать текст.
И вот тут возникает загадка — дело в том, что в качестве литературной основы Алябьев в своем варианте гимна использовал уже «переработанный» текст Жуковского, который официально родится только через четыре года.
Но о вопросах к официальной версии рождения нового главного музыкального символа Российской империи поговорим чуть позже. А сейчас вернемся к официальной гимнической истории Отечества.
Первым официальным, при этом национальным гимном нашей страны стала песня «Боже, царя храни!» Алексея Фёдоровича Львова на стихи Василия Андреевича Жуковского. Вот что пишет композитор о работе над новым гимном в своих воспоминаниях: «В 1833 г. я сопутствовал государю в Австрию и Пруссию. По возвращении граф Бенкендорф сказал мне, что государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна, и скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн Русский».
Изначально автор музыки нового гимна Российской империи озаглавил свое произведение как «Русская народная песня». Его первое исполнение состоялось 23 ноября 1833 года в зале Придворной Певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Дирижировал оркестрами Преображенского и Измайловского полков, исполнявшими произведение, сам автор музыки. 31 декабря 1833 года «Боже, царя храни!», согласно указу Николая I, обрело статус официального Гимна Российской империи.
И важно отметить, что первый глубоко национальный Гимн Отечества — «Боже, царя храни!» — является к тому же, безусловно, духовным произведением.
Текст к новому российскому гимну, как уже было сказано выше, вновь был написан Василием Андреевичем Жуковским. Точнее, поэт переработал в размер мелодии А. Ф. Львова слова «Молитвы русских».
Боже, царя храни!
Сильный, державный
Царствуй на славу нам.
Царствуй на страх врагам
Царь православный.
Боже, царя храни!
Еще один факт. Еще осенью 1816 года семнадцатилетний Александр Пушкин, будучи учеником Царскосельского лицея, дополнил по желанию лицейского начальства текст гимна «Молитва русских» В. А. Жуковского двумя своими семистишиями. По мнению многих искусствоведов, именно из этого стихотворения Пушкина Василий Андреевич Жуковский в 1833 году позаимствовал вторую строку текста будущего гимна Российской империи — «Сильный, державный». Впрочем, в данном случае вряд ли имел место плагиат, скорее всего, это было сделано с ведома и согласия Александра Сергеевича.
В завершение несколько слов по вопросу создания гимна «Боже, царя храни!». Дело в том, что многие музыковеды и историки предполагают, что в те годы также имел место конкурс на статус Гимна. Это предположение, к которому в частности склонялись и идейный вдохновитель «Могучей кучки» Владимир Васильевич Стасов, и многие другие отечественные музыковедческие авторитеты. Оно подкрепляется еще и тем, что близко к 1833 году были созданы еще два произведения, оставившие заметный след в гимнической истории Отечества. Это хор «Славься» и «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки, речь о которых пойдет чуть ниже. А Глинка в те годы имел авторитет первого композитора Российской империи.
Невзирая на ныне появляющиеся вопросы и версии событий вокруг музыки гимна Российской империи 1833 года, можно совершенно четко заметить, что текст первых гимнов России нес в себе молитвенное начало.
Вообще, духовная музыкальная традиция очень четко прослеживается в гимнической истории Отечества, и нашла свое отражение в «Александровском» гимне 1943 года.
Другим источником и составной частью Гимна СССР, безусловно, является военная музыка.
(Продолжение следует)