«Один хороший фильм стоит нескольких дивизий», — верховный главнокомандующий Иосиф Сталин

Значение документальных фильмов в период Великой Отечественной войны

Изображение: Константин Васильев. Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941. 1975
Советские солдаты идут с Парада на фронт
Советские солдаты идут с Парада на фронт

Чтобы оценить то значение, какое придавало советское руководство пропагандистской роли документального кинематографа в период войны с фашистской Германией, достаточно вспомнить фразу Сталина, сказанную им после просмотра фильма «Разгром немецких войск под Москвой»: «Один хороший фильм стоит нескольких дивизий». Процесс создания этой картины в частности и всей кинопродукции в целом находились всю войну под личным контролем верховного главнокомандующего.

Сложно переоценить важность документального кинематографа в деле формирования сознания советских людей как на фронте, так и в тылу, ведь по сравнению с печатной продукцией и радио, также широчайшим образом задействованными в годы войны, кино имеет больше возможностей для воздействия на зрителя.

Главной задачей кинодокументалистики в военные годы являлось формирование у советского народа уверенности в возможности и неотвратимости победы над фашистской Германией. В первые месяцы войны, когда газеты и радио сообщали об отступлении Красной Армии, терпящей одно поражение за другим, вглубь страны, очень важно было, чтобы граждане страны своими глазами увидели на кадрах кинохроники первых уничтоженных и пленных немцев, первые уничтоженные вражеские танки и самолеты, упорную оборону и контратаки наших войск.

Изображение: csdfmuseum.ru
Кинооператор Центральной студии кинохроники Евгений Иванович Ефимов (1908—1978)
Кинооператор Центральной студии кинохроники Евгений Иванович Ефимов (1908—1978)
(1908—1978)ЕфимовИвановичЕвгенийкинохроникистудииЦентральнойКинооператор

Важную роль сыграло документальное кино во время обороны Москвы. В октябре 1941 года, когда немецкие войска стояли на подступах к столице, а в ней самой было введено осадное положение, для поднятия духа защитников города группой кинематографистов был организован выпуск специального еженедельного журнала кинохроники «На защиту родной Москвы». Когда же Красная Армия отбросила гитлеровцев от столицы, в кратчайшие сроки был снят и вышел на экраны, пожалуй, самый известный документальный фильм военного времени «Разгром немецких войск под Москвой».

В ходе всей Великой Отечественной войны все значительные битвы находили свое отражение в документальном кино в виде полнометражных фильмов — незаменимых инструментов для демонстрации мощи советских войск и готовности всей страны бороться до конца.

Большой вклад внесло советское документальное кино и в формирование единства нашего народа. Кроме многочисленных документальных фильмов и киножурналов, показывающих ратные подвиги бойцов Красной Армии на фронте, есть ленты и о трудовых буднях тыла («Урал кует победу») и о действиях партизан в тылу противника («Народные мстители»). Фильм «День войны» показывал зрителю жизнь всей страны, снятую в разных уголках СССР, на фронте и в тылу. Он был сделан 160–ю кинооператорами в один день — 13 июня 1942 года.

Работы советских кинематографистов выходили на экраны всех стран, противостоящих фашизму. Они показывали, что, напав на Советский Союз, гитлеровская Германия столкнулась с более сильным противником, чем Польша и Франция. Благодаря этим кинолентам граждане стран антигитлеровской коалиции своими глазами увидели провал германского плана молниеносной войны («Разгром немецких войск под Москвой»), несгибаемую волю блокадного Ленинграда («Ленинград в борьбе»), стойкость защитников Сталинграда («Сталинград»), тысячи пленных немцев на улицах Москвы, захваченных в результате операции «Багратион» («Проконвоирование военнопленных немцев через Москву») и многие другие славные страницы Великой Отечественной. Всё это поднимало авторитет Советского государства, показывало его вклад в будущую победу над фашизмом.

О том, какое впечатление произвели советские документальные фильмы периода войны на зрительскую аудиторию во всем мире, красноречиво говорят награды, полученные ими на Западе. В 1943 году лауреатом премии Оскар за лучший документальный фильм стала картина «Разгром немецких войск под Москвой», а снятая уже перед великой победой картина «Берлин» получила международную премию на кинофестивале в Каннах в 1946 году. Восторженные отзывы о картинах наших кинодокументалистов публиковали на своих страницах и западные печатные издания.

Так, в рецензии на фильм «Сталинград» одна из американских газет писала:«Этот советский военно-документальный фильм является великолепной кинозаписью сталинградской борьбы. Фильм „Сталинград“ представляет собой абсолютную вершину данного жанра. Ни одна картина не могла передать так мощно и так живо всю разрушительность войны. Этот фильм в изображении борющейся России не имеет себе равных». О том же фильме в своем личном послании Сталину в марте 1943 года Черчилль отмечал: «Вчера вечером я видел фильм „Сталинград“. Он прямо-таки грандиозен и произведёт самое волнующее впечатление на наш народ».

Неоценимый вклад внесли советские фронтовые кинооператоры в разоблачение зверств фашистских захватчиков. Документальные кадры, объединенные в один кинофильм и предоставленные советской стороной на Нюрнбергском процессе 1945 — 1946 годов, стали одним из неопровержимых доказательств, позволивших вынести обвинительный приговор фашистским преступникам.