Сергей Трубников / ИА Красная Весна /
Должны ли родители с пониманием отнестись к сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте», или же им следует всерьез озаботиться влиянием подобного кино на умы школьников?

Лечит или калечит? Несколько слов о «Слове пацана»

Леонид Пастернак. Муки творчества. 1892
Леонид Пастернак. Муки творчества. 1892

Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» режиссера Андрея Николаевича Першина быстро и уверенно завоевал себе место под солнцем в российском медиапространстве. Показ сериала, повествующего о молодежных криминальных группировках на улицах Казани, состоялся с 9 ноября по 21 декабря 2023 года в онлайн-кинотеатрах. В январе телеканал НТВ объявил о скором выходе «пацанского» сериала на телеэкраны.

Особый интерес к сериалу, в котором в избытке имеются сцены насилия и унижения, проявляет молодежь. Это обстоятельство вызывает серьезную тревогу. В Уссурийске двое школьников жестоко избили и поставили на колени сверстника, засняв избиение и издевательства на камеру. На видео, которое было выложено в Сеть, они наложили музыку, звучащую в сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте». Очевидно, что, несмотря на возрастное ограничение, многие школьники сериал о пацанах посмотрят.

Должны ли родители с пониманием отнестись к сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте», или же им следует всерьез озаботиться влиянием подобного кино на умы школьников?

Вопрос о влиянии криминальных фильмов и сериалов на молодежь неоднократно поднимался и в России, и в других странах. Поскольку Голливуд регулярно выпускает кино о гангстерах, в США накопился немалый массив материалов о влиянии такого искусства на общество. В 2005 году эти материалы взялся проанализировать американец Кристофер Джон Пшеменецкий — исследователь из Западно-Честерского университета, член Американского общества криминологии, редактор американского издания «Журнал исследований банд».

Пшеменецкий в своей работе решил проверить две конкурирующие гипотезы. Согласно первой гипотезе, фильмы о криминале, в которых показывается насилие, оказывают терапевтический эффект, позволяя человеку безопасным для окружающих людей образом разрядить гнев и агрессию. Вторая гипотеза заключалась в том, что подобная кинопродукция не подавляет, а стимулирует криминальные тенденции в обществе, вызывая желание подражать преступникам.

Пшеменецкий обобщил результаты нескольких похожих исследований в США. Другим способом получения сведений о влиянии гангстерского кино были интервью с сотрудниками правоохранительных органов и с бывшими членами банд. В ходе анализа американский эксперт множеством примеров подтвердил правоту гипотезы о том, что фильмы об уличных бандах стимулируют рост преступности. Кстати, это подтверждают не только представители полиции, но и сами преступники.

Фильмы о криминале транслируют образцы асоциального поведения, и происходящее на экране как бы оправдывает подобное поведение в жизни. Пшеменецкий указывает, что закладывание негативных стереотипов поведения происходит даже в том случае, когда кинокартина по замыслу автора показывает преступный мир жестоким и непривлекательным. Это не мешает преступникам «заимствовать» яркие образцы поведения экранных персонажей. На это обстоятельство следует обратить особое внимание, потому что защитники «пацанского» сериала утверждают, что преступный мир в нем показан непривлекательным.

Пшеменецкий отмечает, что выход на экраны популярных кинокартин о преступном мире связан с появлением новых преступных группировок. Об этом свидетельствуют сотрудники американской полиции, которые на своей шкуре ощутили последствия выхода на экраны фильмов о гангстерах и волну преступности, которую эти фильмы порождают в американском обществе.

К похожим выводам пришли специалисты МВД России. В январе 2012 года «Комсомольская правда» опубликовала интервью с заместителем начальника Главного управления МВД России по Москве, генерал-майором внутренней службы Аркадием Гостевым. В этой публикации автор упоминает исследование, проведенное сотрудниками российских правоохранительных органов. Представители полиции отметили всплеск подростковой преступности, который произошел после того, как на экраны вышел сериал «Бригада». Напротив, когда по телевидению транслировались сериалы «Опера. Хроники убойного отдела» и «Глухарь» о работе сотрудников правоохранительных органов, преступность снизилась, а число желающих служить в полиции выросло.

Критики сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» отмечают, что он сконструирован очень специфически: почти все персонажи, кроме самих «пацанов», показаны слабыми, злыми и не вызывающими человеческой симпатии. Правда пацанов звучит в сериале из уст Марата: «Мы — улица. Мы одни в этом городе люди, а не терпилы. Меня уважают, и я уважаю пацанов своих, потому что у них дух есть». Любая другая правда, будь то правда родителей, учителей, комсомольцев, милиции, либо не представлена, либо представлена крайне неубедительной.

Создатели сериала заявили, что сценарий опирается на документальную книгу журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Эта книга, вышедшая в 2020 году, содержит в себе воспоминания людей, ставших свидетелями «казанского феномена» — разгула уличных банд на улицах Казани в позднем СССР, а также последствий этого разгула после перестройки. Действительно, некоторые эпизоды фильма адресуют к этой книге, но истории главных героев сериала (Андрея, Марата, Вовы Адидаса) со всеми их перипетиями и переживаниями взяты не из книги.

Не книга Гараева предписывает создателям сериала показывать по-человечески привлекательными «правильных» пацанов и непривлекательными других персонажей. Можно ожидать, что после выхода сериала на центральные телеканалы именно с «правильных» пацанов школьники начнут брать пример, несмотря на то, что эти «правильные» пацаны совершают чудовищные поступки.

Вопрос о будущем сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» — это не вопрос о том, кому нравится или не нравится этот сериал. Это вопрос о том, чтобы уберечь школьников от блатной романтики. Подталкивать их к тому, чтобы они в подражании героям сериала сбивались в банды, творили насилие и третировали «чушпанов», — недопустимо.