Преследования семьи председателя КС Грайра Товмасяна всколыхнули всю Армению. Практически все сходятся в одном — перейдены моральные и правовые границы, «красные линии»

Пашинян перешел «красную линию» — Армения возмущена преследованием семьи главы КС Товмасяна

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Глава КС Армении Грайр Товмасян
Глава КС Армении Грайр Товмасян
Глава КС Армении Грайр Товмасян

17 октября стало известно, что отца и двух дочерей председателя Конституционного суда Армении вызывают на допрос в Службу Национальной Безопасности. А 18 октября допрос состоялся.

75-летнему Вардану Товмасяну и дочерям председателя КС задавали вопросы касательно реконструкции здания по улице Закяна в Ереване в 2012–2014 годах и принадлежащего им имущества. В СНБ старались выявить растраты и нарушения со стороны Товмасяна в ходе реконструкции.

В СМИ прошла информация о том, что Вардан Товмасян почувствовал себя плохо на допросе. Впоследствии его адвокат Арман Макинян на своей странице в Facebook эту информацию опроверг. Однако столь демонстративный вызов на допрос пожилого человека вызвал возмущение.

Читайте также:

Травля продолжается. Ближайших родственников главы КС Армении вызвали в СНБ

Следственные мероприятия проводятся в рамках уголовного дела, возбужденного на основании обращения независимого депутата Армана Бабаджаняна. Товмасяна обвиняют ни больше ни меньше в узурпации власти. Ну и параллельно ищут финансовые и имущественные нарушения, как же без этого.

Читайте также:

Главу КС Армении Грайра Товмасяна обвинили в узурпации власти

Практически одновременно, 18 октября, стало известно, что сестру Грайра Товмасяна Анжелу, известную журналистку и телеведущую, уволили с телеканала «Кентрон». Ее авторская программа перестала выходить в эфир еще в сентябре, причем без внятного объяснения причин. А на пресс-клуб Анжелы «Зеркало» совершили налет молодчики с тухлыми яйцами.

Острый конфликт между председателем КС и премьер-министром Армении Николом Пашиняном не оставляет иллюзий по поводу причин неприятностей, постигших семью Товмасяна. Да и прошедшие недавно аресты крестников Товмасяна мало кто воспринял как не имеющие отношения к политике и «делу 1 марта».

Читайте также:

Бывший генпрокурор Армении: следствие по «делу 1 марта» сфабриковано

То, что преследованию подвергся не сам политический оппонент действующей власти, а его родственники, возмутило не только сторонников и друзей Товмасяна, но и людей, достаточно далеких от него по взглядам.

Более всего в глаза бросается беспардонная наглость и полное игнорирование приличий со стороны власти, пишут комментаторы. Так, публицист Артак Варданян заявляет, что хотя Грайр Товмасян ему «не брат и не сват» и ранее между ними имели место большие разногласия, особенно по поводу новой Конституции, его нельзя не поддержать, поскольку враги председателя КС перешли все возможные рамки:

«Мораль? Приличия? Недопустимость шантажа политического оппонента преследованием членов его семьи? Нет, не слышали…!!!

<…> Человеки (людьми вас назвать просто язык не поворачивается)! <…> все границы дозволенного и морального были стёрты при этой власти именно Вашим параноиком-шефом (Пашиняном) и вами лично!»

Всё происходящее блогер назвал «классикой государственного терроризма».

Более сдержано, но столь же определенно высказался председатель Палаты адвокатов Армении Ара Зограбян. Юрист напомнил, что между ним и Товмасяном всегда были противоречия и споры по правовым вопросам, но он уважает Товмасяна как профессионала.

«То, что сегодня происходит вокруг Товмасяна и членов его семьи, вызывает тревогу. Если в нашей стране председатель Конституционного суда оказался беззащитным, то каждый из нас в опасности. Если исполнительная власть возьмет на прицел любого человека, то мы не сможем защитить его», — пишет Зограбян на своей странице в Facebook.

«Есть люди, которые хотят подчинить справедливые законы своей воле. Это беззаконники и своенравные, которые не понимают, что закон должен властвовать над волей человека, а не его воля над законом, потому что если бы воля человека была бы законом, то было бы столько же законов, сколько людей», — добавил адвокат, комментируя сложившуюся ситуацию в целом.

Зограбян изъявил готовность защищать интересы родных Товмасяна в суде.

В знак поддержки Товмасяна и его семьи 18 октября у здания СНБ собрались несколько десятков человек. В их числе были экс-министр юстиции и бывший вице-спикер парламента Арпине Ованнисян, пресс-секретарь Республиканской партии Эдуард Шармазанов, экс-депутат, адвокат Заруи Постанджян, члены «Группы альтернативных проектов» Элинар Варданян и Гегам Назарян, главный редактор газеты «Азг» Акоп Аветикян и другие. Призывая на акцию, правозащитник Рубен Меликян заявил: «Правовые и моральные „красные линии“ не должны попираться».

И эта тема «границ», «красных линий» звучит во многих высказываниях.

Читайте также:

КС Армении уклонился от производства по делу главы КС Грайра Товмасяна

Судьи Конституционного суда заняли выжидательную позицию. На странице КС в Facebook выложено сообщение о том, что судьи следят за развитием событий и выступят со своими оценками по необходимости. Сообщение подписано всеми судьями, кроме самого Товмасяна и Ваге Григоряна, известного своей попыткой узурпировать должность председателя КС.

Бывший Генпрокурор Армении Геворг Костанян сообщил, что намерен «разнести в пух и прах» обвинение против Товмасяна.

«Считаю неприемлемым подобное отношение к главе Конституционного суда, поскольку сам факт нарушает независимость судов, а также основы правового государства. В ближайшее время выступлю с профессиональным и основанном на международном праве заявлением относительно уголовно-правового регулирования в стране», — сказал он.

Экс-министр юстиции, бывший вице-спикер парламента Армении Арпине Ованнисян написала на своей странице в Facebook, что, в отличие от других, не удивлена вызовом на допрос 75-летнего отца Товмасяна — ведь таковы реалии сегодняшней жизни в стране.

«Я больше не удивляюсь, потому что в нашей стране исчезло табу, не удивляюсь, потому что все заметные и незаметные черты нравственности последовательно устраняются. Не удивляюсь, поскольку юриспруденция в Армении стала изгоем, которому никто не хочет дать какой-либо статус, а политика начала полностью соответствовать самым худшим характеристикам, когда-либо сделанным».

Она напомнила силовикам о существовании понятия преступного приказа.

«Хотела бы надеяться на то, что сотрудники ССС (Специальной следственной службы — прим. ИА Красная Весна) и СНБ будут помнить о том, что есть приказы, которые даются, но они не могут быть выполнены, что есть линии, которые не надо пересекать. Честь офицера отнюдь не в выполнении каждого приказа, честь офицера — достоинство, способность сказать „НЕТ“ незаконным приказам, а в случае неспособности этого — увольнение».

Прокомментировала экс-министр и дело «о захвате власти», которое, по ее мнению, является «капканом» для Пашиняна.

«Уголовное дело, возбужденное по признакам захвата власти в отношении Грайра Товмасяна, — капкан именно для Пашиняна. Если Грайр Товмасян стал судьей КС до прекращения депутатских полномочий, то точно так же без прекращения депутатских полномочий Никол Пашинян стал премьером, Арарат Мирзоян — вице-премьером, Мане Тандилян и Феликс Цолакян — министрами. Вам объяснить или поймете, что это значит? Уважаемый [начальник Специальной следственной службы РА] Сасун Хачатрян, примите это как сообщение о совершении преступления, с теми же обоснованиями, что были представлены в случае с Грайром».

Также Ованнисян заявляла, что преследования могут коснуться каждого и определенные границы перейдены:

«Проблема в том, говоришь ты то, что хотят услышать власти, или нет. Сначала — Конституционный суд, на следующий день — СМИ, затем — независимые адвокаты, потом появятся другие мишени. Нельзя переходить нравственные принципы, но мы перешли. Пришло время протрезвиться, проявить бдительность. Глава государства и общество должны осознать, что это не борьба между и прежней и нынешней властью».

Журналист Георг Хачатурян высказался в поддержку уволенной Анжелы Товмасян. Он обратился к записным правозащитникам с риторическим вопросом: почему они «оглушительно визжали в прошлом», когда кого-то из их «Соросовской банды случайно толкали в общественном транспорте!», а на увольнение Анжелы ответили гробовым молчанием.

Читайте также:

Журналист об увольнении Анжелы Товмасян: Пашинян «идет на гнусные шаги»

«Всякие там Трансперенси Интернешнл и прочие Балаганы лимитед! Где вы? Почему молчите? Где ваш голос? Где ваши заявления?»

Он уверен, что причина увольнения — даже не ее независимое журналистское поведение, а родство с председателем Конституционного суда.

Читайте также:

До седьмого колена. Сестру главы КС Армении Товмасяна уволили с телевидения

Причиной всех нападок на КС, включая преследование семьи Товмасяна, журналист считает желание Пашиняна, и без того уже наделенного огромными полномочиями, подмять под себя полностью и судебную власть.

«Под его прицелом сейчас Конституционный суд, председатель которого Грайр Товмасян, а также большая часть судей которого руководствуются не незаконной волей лидера революции, а Конституцией и законами».

Правозащитник Аветик Ишханян, комментируя преследование Товмасяна и его родных, заявил: «В отношении Грайра Товмасяна осуществляется… личный террор».

То, что происходит с семьей Товмасяна — «недопустимо и преступно», заявила адвокат Заруи Постанджян. Увольнение Анжелы Товмасян — не что иное, как попрание свободы слова из политических соображений, считает она.

«Никол Пашинян просто наглядно демонстрирует, что он диктатор, такой же, как те, кого он в прошлом критиковал. К примеру, мой коллега Ваге Григорян, который сегодня игнорирует свою работу в Конституционном суде, заявлял, что президент Армен Саркисян нелегитимен, однако был выдвинут именно Саркисяном, согласился, и стал судьей КС. Если уж считаешь президента нелегитимным, как и весь состав Суда, не следовало принимать должность, а уж если принял, будь добр — работай в тех условиях, в которых избирался», — заявила адвокат.

Читайте также:

В американском СМИ Пашиняна обвинили в попытке установить диктатуру

Глава партии «Национальная безопасность» Гарник Исагулян напомнил о еще одном аспекте происходящего. По его мнению, в опасности находится и Служба национальной безопасности: «В полномочия этой структуры входит разведка, контрразведка и многое другое, но вовсе не то, чем она сегодня занимается с подачи властей. СНБ пребывает в крайне незавидной ситуации. Структура дискредитирована».

Политический обозреватель Рубен Маргарян вспомнил историю преследований Товмасяна:

«Одним словом, председателю КС намекнули, что лучше ему уйти, не устраивает он человека в премьерском кресле. Председатель КС вежливо послал. Начали искать на него компромат. Председатель послал снова — и опять вежливо. Начали преследовать тех или иных, некогда близких ему людей. Председатель КС продолжал гнуть свою линию. Намекнули, что дадут ему и его коллегам пожизненное финансовое содержание, если добровольно уйдут в отставку. Получили тот же ответ из КС: содержанками быть не хотят. Провели через подконтрольный парламент обращение в КС на предмет якобы совершенных Товмасяном нарушений. КС ответил, что обращение пришло с нарушением регламента обращений в КС… И вот теперь „бедная власть“ взялась за отца и дочерей председателя КС. При этом тот самый ангажированный ставленник человека в премьерском кресле в КС заявляет, что не видит политических мотивов в преследовании Товмасяна…»

То, что общество не дает решительный отпор попранию права и стало причиной бесстыдства власти, считает обозреватель.

«И потому мы являемся свидетелями того, как на председателя КС давят через членов его семьи. Как блокируются судебные инстанции по призыву премьера. Как фабрикуется дело Кочаряна. Как президента Арцаха называют губернатором. Как фабрикуются уголовные дела против неугодных судей. Как двое молодых людей сидят за решеткой только потому, что посмели на улице задать судье вопрос с цитированием слов премьера. При этом свободно разгуливают те, кто нападал на Нарека Маляна, Давида Балаяна, Альвину Гюлумян».

Читайте также:

Азербайджанские СМИ: премьер-министр Армении подарит нам Нагорный Карабах

Вразумит ли власти Армении реакция общества? Ведь снятие политических «табу» — занятие небезобидное. Без соблюдения ограничений и норм политическая борьба может быстро перерасти хоть в бесконечную череду бандитских разборок, хоть в гражданскую войну.