1. Политическая война
  2. Ситуация в Армении
Уотертаун, / ИА Красная Весна

В американском СМИ Пашиняна обвинили в попытке установить диктатуру

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Н. Пашинян
Н. Пашинян

Вмешиваясь в дела Конституционного суда, премьер-министр Армении Никол Пашинян идет к диктатуре, написал эксперт по международному праву Филипп Раффи Калфаян 10 октября в одной из старейших газет армянской диаспоры в США The Armenian Mirror-Spectator.

Калфаян отметил, что приход к власти Никола Пашиняна весной 2018 года он никогда не считал «революцией» по двум причинам.

Во-первых, по его мнению, Серж Саргсян «поступил разумно и мудро, сделав передачу власти бескровной». Во-вторых, команда Пашиняна отличается от своих предшественников в политическом смысле только усилением борьбы с коррупцией.

Читайте также: Сороса напугал «удар в упор по революции» в Армении

Такие нововведения новой власти как продвижение гендерного подхода, ювенальной юстиции и других «европейских ценностей» эксперт не рассматривает. Не упоминает он и о двусмысленной политике Пашиняна в отношении Арцаха (Карабаха), приведшей к резкой эскалации напряженности в регионе.

Волнует же юриста из Совета Европы вопрос изменения Конституции Армении — естественно, в «европейскую» сторону. «Если Конституция больше не соответствует ожиданиям страны, то необходимо начать конституционную реформу, — пишет эксперт. — До тех пор ее надо соблюдать».

Калфаян напоминает, что Пашинян, громко обвиняющий «во всех бедах страны» «прежнюю коррумпированную элиту», и сам не без греха. Например, его жена Анна Акопян принимает пожертвования в свои фонды «Мой шаг» и «City of smile» от предпринимателей Артака Саркисяна и Самвела Алексаняна.

При этом сам Пашинян в прошлом, будучи оппозиционером, обвинял этих же предпринимателей за подобные пожертвования в другие фонды. Международный эксперт назвал такое поведение «не очень последовательным».

Пашинян строил свою кампанию, «выступая против чрезмерных институциональных полномочий» президента Сержа Саргсяна. Теперь Армения из президентской республики стала официально парламентской. Но Пашинян таким образом получил еще больше власти, чем раньше имел президент, «ликвидировав пять министерств и укрепив свои личные полномочия».

Международный юрист задается вопросом, что заставляет Пашиняна вести политику концентрации власти: недоверие к окружающим, нежелание делиться властью или страх, что вернутся прежние лидеры. «Вероятно, это сочетание всех этих факторов», — предполагает Калафаян.

Команда Пашиняна «состоит из придворных без критического подхода или опыта», считает эксперт. «Забавно видеть, что 28-летний министр юстиции, только что окончивший обучение, сказал во время своего назначения, что у него уже есть значительный опыт», — усмехается он.

Читайте также: Баласанян: Пашинян ведет Армению к войне. Лучше бы он выращивал помидоры

Отмечает европейский юрист и позитивные, с его точки зрения, изменения. Таковыми он считает пресловутую борьбу с коррупцией, борьбу с неуплатой налогов, и то, что от чиновников требуют «отказаться от своей практики фаворитизма в ущерб национальным, общественным и правовым интересам». Однако ни о каких практических результатах этого «позитива» эксперт не упоминает.

В то же время, отмечает он, «недальновидно сваливать все зло этой практики на двух бывших лидеров, Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна и их команды». И находит совершенно неожиданный источник зарождения коррупции в стране: «Этот порок укоренился с момента появления Советской республики и передавался из поколения в поколение».

О существовании такого порока как взяточничество во всем мире с древнейших времен исторической науке известно очень хорошо. Не стала тут исключением и Армения: в памятниках письменности, начиная с IV в. н. э., встречаются многочисленные упоминания о взяточничестве в Армении и борьбе с ним как с «корнем всего зла», «болезнью Иуды и волхва Симона». Но оставим этот пассаж на совести представителя международных структур.

Далее Калфаян упоминает, что в результате распада СССР «эгоистичный индивидуализм» усугубился, а «самые предприимчивые и амбициозные получили больше, чем другие».

Читайте также:

Кочарян: Текущая власть в Армении с такой компетенцией долго не продержится

Он признает, что для предотвращения правонарушений в будущем «судить некоторых из них необходимо», не уточняя, кто будет решать, кого судить, а кого миловать. Однако этого недостаточно, считает Калфаян.

Сложившаяся в правовой сфере ситуация «никоим образом не оправдывает нынешнюю политику судебного преследования путем использования незаконных средств правовой защиты в отношении определенных лиц».

Уничтожение всех людей «с коррумпированным прошлым» приведет к краху государства, считает эксперт. О масштабах последствий подобного преследования говорит идущая в последнее время волна «„отставок“ высокопоставленных чиновников».

Калафанян ставит в пример зятя смещенного Пашиняном с поста президента Сержа Саргсяна, который «выступает за отказ от этой политики ненависти и раскола», и «использует опыт трех бывших президентов, несмотря на все их недостатки, некоторые из которых даже можно назвать незаконными».

Европейский юрист готов согласиться с таким подходом, «но только при условии проведения параллельного процесса правосудия переходного периода». Введение «переходного правосудия» — меры, чреватой самыми опасными последствиями для Армении — Калафаян называет подходящим способом, чтобы примирить все «скудные силы» Армении для ответа на «предстоящие внутренние и внешние вызовы».

Эксперт обращает внимание, что слова Пашиняна об уважении законности, демократии и равных правах для всех нередко расходятся с делом.

В доказательство он приводит, во-первых, заявления премьер-министра о будущем участии прежних лидеров — Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна — в армянской политике. Такие вопросы должны решаться у избирательных урн, напоминает он.

В-вторых — стремление Пашиняна вмешиваться в церковные дела без достаточных на то правовых оснований.

Читайте также:

Церковный мятеж в Армении: Пашинян решил поставить ААЦ на колени

«В-третьих, он [Пашинян] высказал совершенно шокирующую идею на встрече с НПО (13 сентября). В присутствии представителей Организации Объединенных Наций и Европейской комиссии он заявил, что „необходимо уточнить, что означают права человека, кто такой человек, кто может воспользоваться этим правом. Может возникнуть необходимость в разъяснениях…“ Это тот же человек, который защищает права человека на форуме Организации Объединенных Наций?» — поражается Калфаян.

«Эти замечания можно было бы назвать неуклюжими, если бы мы не рассматривали их в перспективе при попытках явного свержения конституционного строя», — отмечает эксперт.

Калафаян сетует, что за последние месяцы произошли несколько «эпизодов, которые не отвечают интересам репутации Армении на международной арене». Парадокс, по его мнению, в том, что Пашинян «высоко оценивает „бархатную революцию“ и демократический прогресс Армении на международных форумах».

«Если возникли какие-либо сомнения относительно возможности экспорта революции в качестве „продукта“ в региональной и международной политической среде, в которой доминируют лидеры, которые все в большей степени бросают вызов верховенству закона и демократии, доверие к ее покровителю в настоящее время широко подорвано», — отмечает он.

Калафаян назвал «вопиющими» нарушениями Конституции действия Пашиняна в отношении решения Конституционного суда по вопросам, поднятым адвокатами экс-президента Роберта Кочаряна. «Является ли премьер-министр более компетентным, чем судьи КС или эксперты Венецианской комиссии?» — задает он риторический вопрос.

Читайте также:

Парламент Армении решил избавиться от главы КС. Но решать будут судьи

Пашинян «публично продиктовал, что должна сделать судья Анна Данибекян в связи с ходатайством Роберта Кочаряна об изменении меры пресечения», — возмущается эксперт.

Он сравнивает стиль руководства Пашиняна со стилем президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Эрдоган также отклонил в 2016 году решения Конституционного суда, постановившего освободить двух журналистов.

Он проводит параллели между преследованиями со стороны Эрдогана последователей его политического противника, живущего в эмиграции Фетхуллаха Гюлена, и действиями Пашиняна в отношении собственных политических оппонентов.

«Нападения на членов Конституционного суда и публичное заявление о намерении избавиться от них являются серьезными нарушениями Конституции», — отмечает эксперт.

Он напомнил, что новоизбранный судья Ваге Григорян уже обращался с предложением отстранить всех судей КС, избранных до пашиняновского переворота. И его предложение было решительно отвергнуто Венецианской комиссией, постановившей, что «глава и члены Конституционного суда, назначенные до вступления в силу конституционных поправок, сохранят свой мандат до истечения срока их полномочий».

Инициативу пропашиняновской парламентской фракции «Мой шаг», добившейся от Нацсобрания отправки в КС ходатайства о прекращении полномочий председателя КС Грайра Товмасяна, юрист охарактеризовал как «слепое упрямство».

«Законодательная власть также не имеет конституционного права на это. Любое нарушение этого принципа будет считаться государственным переворотом и приведет к установлению диктатуры», — предостерегает он.

Никакие постановления правительства или парламентские акты не являются основанием для отстранения судей КС. Единственное возможное основание — доказанное преступление судьи.

Читайте также:

«Большой антиармянский проект». Герой Карабаха потребовал отставки Пашиняна

Сложившуюся ситуацию юрист назвал «недемократической», а действия правящей партии — «охотой на ведьм». «С момента вступления в должность правительство зашло так далеко, что предложило своему представителю в Европейском суде позволить ему осудить Армению, чтобы лучше оспаривать интересы национальных судей, которые принимали решения при предыдущих правительствах», — поражается он.

Наконец, европейский юрист доходит до главного. Он напоминает о рекомендациях, данных президентом Венецианской комиссии Совета Европы в письме от 22 мая 2019 года премьер-министру Пашиняну.

В документе было сказано, что «реформы правосудия должны разрабатываться и осуществляться в соответствии с законами, Конституцией и европейскими стандартами верховенства закона и прав человека». А доклад Венецианской комиссии по Армении от 15 июля 2019 года указывает, что по соглашению с властями Армении в веттинге (проверка государственных и политических деятелей на предмет злоупотреблений — прим. ИА Красная Весна) «всех действующих судей нет необходимости. Вместо этого следует усилить дисциплинарные процедуры и установить связь с системой декларирования активов».

Предложение со стороны правительства Армении принять закон, позволяющий накладывать санкции на любого судью за неправильные решения, нарушающие Европейскую конвенцию о правах человека, Калафаян назвал «нелепым шагом». Он напомнил, что судья — человек, ему свойственно ошибаться и потому принятие неправильных решений возможно.

«Европейская конвенция, как и любой другой текст закона, может толковаться в свете каждого случая и его контекста. Кроме того, Европейский суд однозначно разрешает широкие границы толкования в определенных областях Конвенции», — напоминает он.

«В этом контексте я полностью поддерживаю Конституционный суд, его председателя и его членов и настоятельно призываю их противостоять этим недопустимым антиконституционным попыткам государственного переворота со стороны исполнительной и законодательной власти. Я также призываю все политические силы внутри и за пределами парламента сделать то же самое», — заявил европейский юрист.

«Будь то дилетантизм, авторитаризм или некомпетентность, результат катастрофический. У премьер-министра и его парламентского большинства была возможность создать новую атмосферу, уважающую демократию и верховенство закона, вернуть всех к работе и работать, чтобы успокоить страну. Однако содержание публичных выступлений и заявлений о добрых намерениях противоречит реальности повседневных действий. Личные цели и ненависть, кажется, превосходят национальные интересы», — отметил эксперт.

«В целом, вместо „революции“, мы являемся свидетелями переворота против демократических институтов», — подытожил он.

Напомним, Филипп Раффи Калфаян — французский юрист и эксперт по международному праву, чье имя ассоциируется с защитой прав человека. С 2001 по 2007 год он был заместителем генерального секретаря Международной федерации по правам человека (FIDH), и по сей день он играет заметную роль в организации.

С 2003 года Калфаян также работает консультантом по правовым вопросам в Генеральном директорате Совета Европы по правам человека и соблюдению законности. Он стал инициатором создания коллегии адвокатов в Армении.