Строительство «поморской» шхуны по норвежским чертежам названо интервенцией

Николай Рерих. Заморские гости. 1901
Николай Рерих. Заморские гости. 1901

Позиционирование строительства шхуны из северной сосны по проекту норвежской шхуны «Матильда» в Архангельске как проекта по возрождению традиционной для региона культуры является культурной интервенцией, считает общественник Евгений Кириллов, 11 апреля сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

«Товарищество поморского судостроения» во главе с Евгением Шкарубой уже как два с лишним года занимается реализацией проекта по постройке данной шхуны в Архангельске. Называть шхуну «поморской» было решением самих членов проекта.

Читайте также по теме: Строительство норвежской шхуны в Архангельске назвали позором

Общественник обратил внимание на то, что традиционную крестьянскую культуру на Русском Севере часто называют поморской, но никогда в регионе норвежское не называли поморским.

«Проект позиционируется как культурный, но чью культуру он в себе несёт? Русской культурой здесь и не пахнет, даже сама шхуна норвежская. Я оцениваю это как факт культурной интервенции, попыткой привезти что-то чужеродное, рожденное на чужой земле и назвать это местным и традиционным» — считает общественник.

Евгений напоминал, что Шкаруба уже публично демонстрировал своё отношение к скандинавской культуре, сфотографировавшись с флагом Финляндии.

«Недавно этой же командой были обнародованы чертежи из Соломбальской судоверфи, почему бы не изменить проект и не построить одну из русских зверобойных шхун, которые строили в Архангельске в середине XX века?» — предложил Евгений.

Читайте также по теме: У строителей норвежской шхуны попросили оценить русские чертежи

По его мнению, строить норвежскую шхуну под руководством норвежских специалистов можно и нормально, но ему непонятно, почему это необходимо называть «возрождением поморских традиций».

«В проекте авторитет норвежских специалистов ставится выше авторитета судостроителей России, а потому это уже нельзя считать „нашим“ традиционным ремеслом — русским или поморским», — подытожил общественник.

Напоминаем, что общественная дискуссия по поводу культурно-исторической роли «поморской» шхуны в «возрождении» традиционного судостроения в Архангельской области начались ещё два года назад, когда встал вопрос о названии планируемого для постройки судна.

Также силами «Товарищества поморского судостроения» обустраивается культурно-выставочное пространство «Открытая палуба», реализуется волонтерский проект «Наследие деревянного судостроения Поморья» и проект «Поморская карбасная регата», а также другие проекты.

В «Товариществе поморского судостроения» заявляют, что одной из их целей является создание условий для возрождения культуры народного судостроения и традиционного карбасного флота на Русском Севере.

Читайте также по теме: Эксперт: традиции Русского Севера не возрождают постройкой норвежской шхуны