В СССР были предпосылки для построения коммунизма — историк
Советский Союз разрушился не из-за слабости экономики, а из-за наличия в руководстве страны субъекта, пытавшегося интегрировать страну в капиталистическую систему, заявил директор Института системно-стратегического анализа, директор Центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета Андрей Фурсов 21 ноября, сообщает ИА Красная Весна.
Фурсов представил доклад «Системные и субъектные факторы разрушения СССР — крупнейшей социальной и геополитической катастрофы ХХ века» на научно-практической конференции под названием «Уроки геополитических катастроф ХХ века для современной России». Ученый отметил, что для серьезных изменений в государстве нужны оба фактора, и пояснил, что под субъектными факторами подразумеваются не мысли в головах отдельных людей, а наличие групп, которые могут конструировать и проектировать историю.
Такой группой может быть часть правящего класса, которая готовит переориентацию страны. Как подчеркнул Фурсов, даже «если собралась бы сотня таких ничтожеств, как Горбачёв», они не смогли бы сломать систему, и что речь идет об интересе определенных групп не только на Западе, но и внутри Советского Союза. То есть «горбачевщина» это всего лишь вершина айсберга, вершина тех системных изменений, которые происходили в советском обществе.
Читайте также: Кургинян: причина распада СССР — кошмарное перерождение элиты
Фурсов указал на советское экономическое чудо, сообщив, что оно закончилось в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов из-за того, что были исчерпаны возможности традиционного социалистического планирования. Он подчеркнул, что аналогов продемонстрированного Советским Союзом развития не было в истории. С ним несопоставимо даже то, что сегодня делает Китай, так как СССР создал альтернативную мировую экономическую систему.
По мнению историка, экономическая эффективность созданной в СССР системы подтверждается тем, что Россия до сих пор использует советское наследие. По словам ученого, советская система была отрицанием капитализма на уровне производственных отношений, при этом уровень производительных сил на западе и СССР был одинаков. Чтобы совершить рывок в посткапиталистическое общество (по советской идеологии — в коммунизм), Советскому Союзу нужна была принципиально новая организация труда, дешевая энергетика и гарантия защиты страны в военном плане.
Как подчеркнул историк, возможности для всего этого в СССР были, однако они были уничтожены с 1967 по 1972 годы. Среди проектов, которые могли бы обеспечить прорыв Советского Союза в посткапитализм, Фурсов назвал общегосударственную автоматизированную систему академика Виктора Михайловича Глушкова (ОГАС), разработки по термоядерному синтезу Ивана Степановича Филимоненко и предложения в военной области Владимира Николаевича Челомея. Эти проекты были отвергнуты под предлогом высокой стоимости и из-за ведомственных интересов.
Читайте также: Кургинян о роли мещанства в развале СССР: она зловеща
Наиболее подробно историк рассказал про ОГАС, которая предполагала перевод всего документооборота в электронную форму, то есть, по сути дела, создание прозрачного информационного общества. Фурсов сообщил, что в США восприняли ОГАС как опасную для них. При президенте Линдоне Джонсоне в 1964 году была создана комиссия, которая называлась «To Stop Glushkov» («Остановить Глушкова»).
Согласно выводам этой комиссии, если Советский Союз реализует систему к 1970 году, то он уйдет в отрыв и оставит США вне игры. В результате началась пропагандистская кампания, которая должна была бы напугать противников Глушкова в Советском Союзе. Например, в западной печати вышла статья с примерным названием «Глушков хочет заменить политбюро на перфокарты» и с картинкой, как академик Глушков нависает над Кремлем.
Прозрачность управления экономикой не устраивала советское руководство, и проект не был реализован. Как пояснил историк, партийная номенклатура из-за своих «шкурных» интересов отказалась от построения посткапитализма и взяла курс на интеграцию в мировую капиталистическую систему.
Читайте также: «Моёвник». Что разрушители СССР хотели построить на его обломках
«В качестве аттрактора им было предложено, что их посадят за один стол на Западе на равных. Процесс этот шел по линии Римского клуба, в котором Кинг, Печчеи и Гвишиани купили советское руководство предложением — давайте заниматься мировой экологией, мировой демократией и совместным управлением мировыми процессами», — сказал Фурсов.
Подводя итог, Фурсов указал, что в основе разрушения советской системы лежит совпадение интересов части западного правящего класса и части советской номенклатуры. При этом управленцы, начавшие проект интеграции с капиталистической системой, не хотели разрушать Советский Союз и надеялись, что западная верхушка будет держать их с хозяевами мира на равных. Однако Запад перехватил инициативу и, поскольку западные аналитические группы в независимых исследованиях предсказывали мощный мировой кризис, в котором выиграет социалистическая система, поставил задачу не просто ослабления, а уничтожения Советского Союза.
Читайте также: Глупость или предательство?
Напомним, идеолог перестройки в СССР Александр Яковлев рассказывал о технологии развала Советского Союза, разработанной группой реформаторов. Они делали ставку на «тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма».
Читайте также: Стратегические прорехи в хозяйственно-экономическом развитии России. Часть III
Отметим, что кибернетика и техника машинных вычислений уже на рубеже 1950-х годов стали в ряде советских вузов обязательными дисциплинами в рамках учебного курса «Теория автоматического управления». В середине 1950-х годов в СССР началось создание мощных специализированных вычислительных центров — в институтах, ведомствах и на предприятиях оборонной промышленности. Для проведения плановых расчетов в октябре 1959 года был создан крупнейший вычислительный центр при Госплане, который просуществовал до ликвидации Госплана в 1991 году при развале СССР.