Минобороны Чехии: у белочехов был шанс спасти царя Николая II
Отказ Чехии оплачивать установку памятников белочехам в России прокомментировал военный историк, директор Комитета по делам военных ветеранов Минобороны Чехии полковник Эдуард Стеглик 11 апреля в интервью Радио Прага.
«Местные органы управления отказываются идти навстречу при реализации проектов обновления военных захоронений наших павших солдат. На протяжении многих лет, с 2012 года, хуже всего дела обстоят в Самаре. Там наш памятник уже полностью готов, продолжает лежать на складе. Всего же в этом городе уже заложены постаменты для двух наших памятников и подыскивается место для третьего. Сложившаяся там ситуация нам кажется весьма недостойной», — заявил Стеглик.
«Поэтому мы и решили использовать выделенные средства в тех государствах, где подобных проблем нет», — сказал представитель Минобороны ЧР.
Стеглик напомнил, что похороненные на территории России военнослужащие — это в основном чехословацкие легионеры, павшие в период Первой мировой и Гражданской войн в России, «погибшие за свободу Чехословацкой Республики, за свободу чешского народа».
«В прошлом году, кроме проблем в некоторых регионах, в первую очередь, в Самаре и Новокуйбышевске мы встретились и с весьма радушным приемом. Например, в Пензе, Сызрани и иных регионах нам местные жители пошли навстречу, проблем не было», — отметил Стеглик.
Комментируя отношение к памятникам легионерам чешский историк отметил, что «во время переговоров в Министерстве обороны в Москве (осенью 2015 года) мне удавалось разъяснить российским генералам нашу позицию, и они ее приняли».
Но Минобороны Чехии постоянно сталкивается с одной и той же проблемой — им напоминают, что «чехословацкие легионеры воевали против русских».
Однако полковник Стеглик считает, что чехи воевали в том числе и бок о бок с русскими, и против других русских, и против таких интернационалистов (военнопленных немцев, австро-венгров), которые перешли на сторону большевиков.
Стеглик возмутился отношением в Ульяновске к легионерам и генералу Каппелю, вместе с которым белочехи захватывали город: «Я в шоке, когда российская сторона устанавливает мемориальную доску русскому белому генералу, под командованием которого воевали также и чехи. Однако при этом самого генерала чествуют — мы говорим о Каппеле, а чехов, стоявших плечом к плечу с этим храбрым русским генералом, в данном конкретном регионе ненавидят. Этого я не понимаю».
Комментируя высказывание официального представителя МИД РФ Марии Захаровой о том, что белочехи «воевали в России не на стороне „сил добра“», Стеглик заявил: «Легионерам приходилось обороняться, иначе бы их убили — это трагическая ситуация и, с моей точки зрения, ее можно понять… Целый ряд российских городов и сел, где находились чехословацкие легионеры, встречал их как освободителей — там вновь появлялись демократические органы управления, на территории, подконтрольной чехословацким легионерам, стремилось попасть гражданское население, так как искало там зону, где действовало какое-то право и не происходило резни. В Екатеринбурге у чехословацких легионеров был шанс спасти царя Николая II. Все это говорит о том, что чехи в истории России оставили вовсе не негативный след».
«Некоторые преступления, совершенные тогда той или иной стороной во время Гражданской войны, ныне удобно свалить на чехов — оставляет очень печальное впечатление», — резюмировал директор Комитета по делам военных ветеранов Минобороны Чехии.
Напомним, ранее в Ассоциации «Военные мемориалы» заявили, что на территории России установлено 16 памятных знаков легионерам чехословацкого корпуса, на 9 из которых захоронений не выявлено. По Соглашению между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики о взаимном содержании военных захоронений от 11 августа 1999 года, чешскими военными захоронениями являются места на территории РФ, где захоронены чешские граждане (граждане бывшей Австро-Венгрии и бывшей Чехословакии), погибшие в результате войн, вооруженных конфликтов, в плену или в результате их последствий, включая индивидуальные и братские могилы, кладбища или участки кладбищ, памятники и мемориалы, установленные на этих местах.