Суд отказал в деле о переименовании улицы в Петербурге. Истцы в недоумении
Окончательное решение Санкт-Петербургского городского суда в деле об оспаривании решения властей города переименовать улицу Книпович получили участвующие стороны, сообщила одна из истцов Ольга Горянина 24 декабря в комментарии для ИА Красная Весна.
Ранее 32 истца подали коллективный иск о признании незаконным постановление Санкт-Петербурга о переименовании улицы Книпович, созданной в советское время и названной в честь народного учителя и революционного деятеля Лидии Книпович, в Смоляную улицу. Недалеко от улицы находилась вечерне-воскресная школа для рабочих, в которой преподавала Книпович.
Переименование произошло под видом «возвращения исторического названия», хотя улица Книпович никогда ранее не называлась Смоляной улицей. Так называлась лишь одна из улиц, вошедшая в сформированную в 1976 году магистраль. Горянина рассказала, что истцы собираются подавать апелляционную жалобу на решение суда, отказавшего им в требованиях.
Обратившиеся в суд граждане считают, что при переименовании улицы нарушено законодательство, и если судебная власть не будет исправлять ошибки исполнительной власти, то Россия прекратит существовать как правовое государство. По словам Горяниной, суд даже не упомянул в своем решении те доказательства нарушения правовых норм, на которые ссылаются истцы, и не обосновал, почему приведенные жителями Петербурга аргументы не следует учитывать.
При этом часть утверждений истцов в решении искажена. Так, истцы перечисляют конституционные права, к нарушению которых привело оспариваемое постановление. Среди них — право жить в светском государстве.
«Почему-то суд утверждает, будто истцы возражают против того, чтобы рассматривались инициативы религиозных организаций. Однако это вовсе не так. Истцы возражают против нарушения правовых норм при рассмотрении любых инициатив», — сказала Горянина. Она подчеркнула, что право жить в светском государстве нарушено вовсе не потому, что РПЦ предложила переименовать улицу, а Топонимическая комиссия рассмотрела это предложение. По словам истца, такой вывод суда кажется странным.
«Право жить в светском государстве нарушено именно потому, что при рассмотрении вопроса не соблюдались правовые нормы. Это означает, что при принятии решения правительство руководствовалось не правовыми нормами, а желанием священников», — пояснила истец. По ее сведениям, не соблюдались требования нескольких нормативно-правовых актов.
Так, нарушен порядок и правила присвоения наименований элементам улично-дорожной сети. Этот порядок не допускает произвольного переименования улиц, разрешая только возвращение исторических наименований, а улица Книпович никогда ранее не называлась Смоляной. Это была новая улица, созданная в советское время в связи с реконструкцией центральной части города и укрупнением структурных образований. Об этом суду были представлены исчерпывающие доказательства.
Кроме того, нарушены положения Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», согласно которому исторические топонимы относятся к культурным ценностям и подлежат охране. Оспариваемое постановление правительства вопреки данному закону ликвидировало исторический топоним.
Нарушен также Устав Санкт-Петербурга, который требует сохранения исторических и культурных традиций. Именно в Невском районе в советское время новым улицам присваивались имена соратников Ленина. Суд не дал должной оценки доводам истцов и обошел молчанием данный факт.
«Если сегодня не принято называть улицы в честь революционеров, то тем более надо бережно относиться к этой традиции. Нельзя произвольно ликвидировать топонимы, отражающие процесс формирования города и историческую память. Улица Книпович сохраняла память о рабочей окраине, участвовавшей в рабочем движении. Неужели жители Петербурга не имеют права на эту память?» — спросила Горянина.
Она сообщила, что ответчик и заинтересованные лица дезинформируют общественность, утверждая, будто истцы хотят возвратить наименование «Смоляная» только части улицы Книпович. Горянина отметила, что идея переименовать часть улицы принадлежит не истцам.
«Истцы утверждают, что вообще ничего не надо переименовывать, поскольку единственное историческое наименование улицы, созданной в 1976 году, это „улица Книпович“. Тогда был создан топонимический ансамбль. Улица ведь отходит от сада 30-летия Октября и от проспекта Обуховской Обороны, все эти названия свидетельствуют о революционной истории города», — сказала Горянина.
По словам истца, правительство Санкт-Петербурга, уничтожая память о историческом прошлом города путем переименования улиц, действует на руку тем, кто уничтожает историческую память за границами России. На Украине в Одессе усилиями дерусификаторов давно уже переименован спуск, названный именем Лидии Книпович.
«Символично, что в один день с ликвидацией в Петербурге улицы Книпович в польском городе Чеховице-Дзедзице в рамках декоммунизации был демонтирован памятник Советско-Польскому Братству по оружию. Понятно же, что если Россия сама у себя уничтожает историческую память, то к ее возмущениям по поводу уничтожения этой памяти в других странах никто не станет прислушиваться», — сказала Горянина.