Кургинян: СССР победил в войне, совершив чудо индустриализации за 10 лет


Превращение аграрной традиционной страны в государство, способное производить в огромном количестве танки и машины, за десять лет — это невообразимое чудо, которое в истории никто не совершал, заявил лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 14 февраля в передаче «Вечер с Владимиром Соловьёвым» на канале «Россия 1».

«Россия была страной, в которой пахали на лошадях и быках. Чаще на лошадях. И с этими лошадьми и сохой находились в определенном диалоге. С ними общались по законам традиционного общества: „Что ж ты, куда ты, цоб-цобе“ и так далее». Для того, чтобы за 10 лет превратить такую страну ― в страну, которая способна производить в огромном количестве танки, артиллерию, машины, пересадить это крестьянство на трактора и так далее, вообще неизвестно, что нужно. Этого не делал никто в мире и никогда. Все эти модернизации, переходы от традиционного общества к современному, к индустриальному продолжались 110 лет, 150 лет, за этот возраст такие были жертвы, такие чудовищные уничтожения населения, по отношению к которым все, что было осуществлено Сталиным ― это просто ничто. Я не говорю, что 800 тыс. расстрелянных ― это мало, это много, но это не те 100 миллионов, о которых все время говорят. Два миллиона жертв политических репрессий ― это очень много за 30 лет, но это же не те цифры, которые называют. А посмотрите, что происходило в Германии, в Англии, в других странах. Какой ценой, какими свирепостями переводили из традиционного общества в современное за огромные сроки. И человек, который сумел это сделать за 10 лет... Вот я до сих пор думаю: „Как это можно было сделать? Где нашелся этот источник в народе и в лидере, чтобы это сделать?“ — и не нахожу ответа. А ведь это было сделано!», — сказал С. Кургинян.

По мнению политолога, сравнивать Сталина можно только с историческими фигурами, которые тоже совершали авторитарную модернизацию своей страны. И только в таком сравнении можно говорить о соизмерении жертв, положенных на алтарь трансформации страны: «… тут правильно говорили: „Это — жертвы авторитарной модернизации”. Это — жертвы Франко в Испании (если взять на количество лет и число живущих в Испании), это жертвы Пиночета, это жертвы в Индонезии, и это примерно тот же процент жертв. Почему? Потому что, если говорится, что „истребил свой народ”, сделал Бог знает что, сделал нечто невиданное, „что это за народ”, ― тогда эту сталинщину можно использовать для создания у народа комплекса исторической неполноценности и запрета на определенный тип пути. А если это те же жертвы, что везде, то все время задаешь вопрос: а чем это отличается от Бонапарта, Кромвеля, индонезийских диктаторов, Франко, Пиночета и других? А если ничем не отличается, то это же не значит, что это хорошо. Но значит, что это стоит в определенном ряду с другими вещами», — отметил С. Кургинян.

Также С. Кургинян отметил, что Советский Союз за счет проведенной форсированной индустриализации прыгнул с пятого места в мире по экономике в 1914 году, на котором находилась Российская Империя на пике своего экономической могущества, на второе в 1940 году. Если бы этого не было, СССР был бы смят фашистской Германией очень быстро.

Индустриализация в СССР началась в 1928 году с переходом к плановой экономике и со стартом первой «пятилетки». Содержание проводимой политики очень емко охарактеризовал Иосиф Сталин в своем знаменитом изречении на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 года: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Стремительный рост производственных мощностей и объемов производства тяжелой промышленности (в 4 раза) имел огромное значение для обеспечения экономической независимости и укрепления обороноспособности страны. В результате СССР в кратчайший срок совершил переход от аграрного уклада экономики к современному индустриальному. По мнению подавляющего числа историков и экспертов, в том числе международных, победа СССР в Великой Отечественной войне без проведенной в 30-х годах индустриализации была бы невозможна. Темпы роста промышленности, которые демонстрировал СССР в годы индустриализации, до сих пор остались непревзойденными и продолжают изучаться историками и экономистами.