Правительство Петра Порошенко не было заинтересовано в объективном расследовании. Прежде всего потому, что сожжение людей в Одессе сыграло на руку Киеву

Пять лет «Одесской Хатыни» — так никто за нее и не ответил. И не ответит?

Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Одесская трагедия
Одесская трагедия

Пятая годовщина со дня трагедии в Одессе — массового сожжения людей в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года — пришлась в аккурат на последние дни правления президента Украины Петра Порошенко. В предвыборных выступлениях 2019 года Порошенко нередко обращался к торжеству закона и справедливости на Украине. Как же коснулись эти важные ценности участников событий 2 мая 2014 года?

Вспомним, насильственный захват власти прошел на Украине в течение зимы 2013–2014 годов. Характерными чертами Майдана стало неприкрытое насилие националистов и пассивное стояние специальных сил «Беркута».

К завершению вооруженного переворота националисты принялись за расправу над всеми политическими противниками и, прежде всего, над гражданами Украины, дружественно настроенными к России. Одной из таких расправ стало нападение на несколько автобусов с жителями Севастополя и Крыма, приехавшими поддержать движение «Антимайдана» в Киеве. 20 февраля 2014 года на группу автобусов напали националисты. Радикалы поджигали машины и избивали пассажиров.

С февраля по май 2014 года жители юго-востока Украины протестовали против новой власти, которая взяла курс на разрыв отношений с Россией. Массовые выступления прошли во всех крупных городах региона, в том числе в Донецке, Луганске, Харькове, а также в Одессе и Севастополе.

Крупный центр недовольства «майданной» властью сложился в Одессе. 2 мая 2014 года прошла серия столкновений группировок украинских националистов с активистами «Антимайдана». Националисты решили разгромить палаточный лагерь оппонентов, расположенный на Куликовом поле у Дома профсоюзов.

Участники «Антимайдана» спрятались в здании и попали в ловушку после того, как радикалы подожгли Дом профсоюзов. Люди пытались выбраться из открытых дверей и окон. А националисты стреляли по живым мишеням, бросали бутылки с зажигательной смесью и избивали тех, кто выбирался наружу. Итогом погрома и сожжения людей стали 42 погибших в Доме профсоюзов.

Виноваты пожарные и выжившие

Обвиняемые в массовой гибели людей нашлись оперативно и ими оказались … активисты «Антимайдана». То есть те, кто прятался в горевшем здании, и сели на скамью подсудимых. А те, кто поджигал Дом профсоюзов, выступили в роли свидетелей. И даже в такой подаче расследование затянулось на несколько лет. Всякие шаги, которые могли помочь назвать главных виновных, встречали явный отпор радикалов и неявное сопротивление Киева.

Сначала следователи признали пропажу многих улик трагедии 2 мая 2014 года. Затем стало известно о запугивании независимой группы расследования и угрозах следователям. Информация о фосгене в крови погибших была представлена криминалистом МВД Украины. Почти сразу националисты начали требовать изменить протокол исследования и вынудили криминалиста покинуть Украину.

Оправдательный приговор Одесского районного суда по Дому профсоюзов пятерым «антимайдановцам» был вынесен 18 сентября 2017 года. На следующий день на освобожденных активистов завели новое уголовное дело — за угрозу целостности Украины. Однако ни многочисленные призывы ООН, ни обращения родственников погибших и пострадавших в «Одесской Хатыни» не повлияли на ход расследования. До сих пор ни один из организаторов сожжения и его участников не был задержан. Кто и где даст справедливые ответы по вопросу трагедии в Одессе?

Что дальше?

Правительство Петра Порошенко не было заинтересовано в объективном расследовании. Прежде всего потому, что сожжение людей в Одессе сыграло на руку Киеву. Задача устрашения граждан помогла устранить сопротивление простыми средствами, позже призналась экс-заместитель губернатора Одесской области, украинская журналистка Зоя Казанжи.

Читайте также: Кургинян: готовимся к худшему. Идеология украинской элиты — людоедство

Лозунги Владимира Зеленского в стиле «мы верили Порошенко, он — плохой, а мы не такие» во втором туре выборов президента Украины помогли сокрушительно разгромить команду Порошенко. Граждане Украины дали понять, что устали от войны на востоке страны, недовольны падением экономики и не связывают судьбу страны с радикальными националистами.

Стоит ли надеяться на команду новоизбранного президента Украины Владимира Зеленского в объективном и скором расследовании массового убийства людей в Одессе? Эксперты указывают на однотипность курса Украины у действующего президента Петра Порошенко и его преемника Владимира Зеленского. Неизменной осталась позиция по Донбассу и Крыму: мнение жителей этих регионов столь же малоценно для новой власти.

Читайте также: Порошенко — Зеленскому: если поедешь к Путину, нас на Западе разлюбят

Покаяться за одесские события и на деле доказать решимость объединить Украину призвал Владимира Зеленского в пятилетнюю годовщину тех событий бывший депутат Верховной рады Украины Алексей Журавко. Однако задержание истинных виновных приведет Владимира Зеленского к серьезному конфликту с радикальными националистами, сохранившими и нарастившими существенное влияние на Украине.

Читайте также: Зеленский рассыпался в благодарностях перед украинскими неонацистами

Точка опоры в таком конфликте неизбежно связана с Донбассом и Россией. Иных противников у бандеровцев нет. Если команда Зеленского продолжит противостояние с Россией и курс в НАТО, то нет никаких оснований ждать завершения суда над карателями, виновными в событиях 2 мая 2014 года.