1. Война с историей
  2. 75-летие Победы
Интервью ИА Красная Весна /
Мечтания «ходорковских» об изменении ментальности русского человека никогда не осуществятся

Власть потеряет легитимность, отказавшись от памяти о Победе — интервью

Алексей Соколов. Знаменосцы мира. 1951
Алексей Соколов. Знаменосцы мира. 1951

Победив фашизм, СССР победил самые темные и агрессивные силы коллективного Запада. Однако, перегруппировав силы, Запад в итоге уничтожил СССР, элита которого попросту капитулировала.

Теперь в современной России память о Победе — чуть ли не единственная точка соприкосновения нынешней власти с народом.

Свое мнение в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна высказал заведующий кафедрой философии и истории отечества, доктор философских наук, профессор Владимир Тахтамышев.

ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете решение провести парад Победы 24 июня?

— Этот вопрос имеет два аспекта.

Первый — необходимо ли было отменять парад Победы 9 мая 2020 года или нет?

Второй — следует ли его перенести на другое время или же не проводить вообще?

Что касается первого аспекта вопроса, то решение главы государства не проводить его 9 мая 2020 года имеет, видимо, серьезные основания, если учитывать то значение, которое придается этому мероприятию. О серьезности оснований свидетельствует не отмена его, а перенос на другое время. Причиной являются, безусловно, соображения эпидемиологической безопасности.

Что касается вопроса об изменении даты проведения парада Победы. Перенос его на другое время снижает тот высокий эмоциональный настрой, который связан с празднованием Дня Победы 9 мая, хотя 24 июня день также знаменательный. Кроме того, не лучшим образом сказывается на настроениях людей затянувшийся период самоизоляции. Тем не менее проведение парада Победы следует признать правильным решением по ряду причин.

Прежде всего, он демонстрирует связь народов России со своими отцами и дедами, выдержавшими тяжелейшие испытания благодаря силе своего духа и разбившими мировое зло, противостоявшее им в виде фашизма. Парад Победы 2020 года — это свидетельство того, что этот дух не утрачен, несмотря на состояние уныния и апатии, которое в немалой степени охватило современное российское общество.

Парад Победы в тяжелейших условиях внутренней стагнации и внешних санкций — это то знамя, которое объединяет всех, готовых отстоять цивилизационное своеобразие России и ее право быть независимой от западного экспансионизма и восточного традиционализма, как бы ни глумились над этим своеобразием ее ненавистники. Победа над фашизмом — это победа над самыми темными и античеловеческими сторонами характера коллективного Запада, его строем жизни, предполагающим разделение людей на классы господ и рабов по социальному, национальному, цивилизационному или расовому признаку.

Россия — единственная страна планеты, которая реально противопоставила западному принципу агрессии и эксплуатации принцип равенства человека человеку и ценности человека независимо от его материального достатка. Даже чрезмерное искажение этого принципа в истории советской России не умаляет его значимость, поскольку он не только декларировался, но и действительно осуществлялся.

И никакие мечтания «ходорковских» об изменении ментальности русского человека в направлении западного агрессивного индивидуализма, которое должно было произойти с приходом поколений, которые не жили при социализме, никогда не осуществятся. Причина проста: Россия выполняет ту миссию в мире, которая определяется не субъективными целями ее преходящих правителей, а объективными условиями исторического процесса.

Память о 75-летии Победы, которую несет парад Победы, призвана пробудить лучшие и возвышенные чувства, объединяющие все народы страны, дает почувствовать им свои силы, которые неминуемо выведут Россию из ее угнетенного состояния.

Парад Победы необходим и для правящего класса. Легитимность его власти определяется негативным отношением к социализму, что не совпадает с умонастроением основной части населения. Победа в Великой Отечественной войне — один из немногих существенных аспектов мировоззренческой позиции правящего класса, в котором он может солидаризоваться с населением страны. Он не может не использовать это обстоятельство, иначе его идеологическая легитимность стремительно снижается до нуля.

Признавая себя наследником Победы, правящий класс оказывается перед вопросом, какими причинами объяснить ее. Он неминуемо будет вынужден пересмотреть свою оценку концепции социалистической организации общества и, в конечном итоге, признать ее положительные стороны, что потребует от него смены идеологической парадигмы и болезненной политической трансформации. И в этом следует видеть продолжение Победы, одержанной советскими поколениями народов России над фашизмом.

ИА Красная Весна: Эксперты утверждают, что Россия нетвердо отстаивает правду о войне. По их мнению, после того, как по центральному телевидению звучат призывы увековечивать память пособников нацистов, нечего удивляться, что в Европе сносят памятник советскому маршалу Коневу. Что и как в этом отношении необходимо менять?

— Двойственность, непоследовательность внутренней и внешней политики России, ее идеологической легитимации — следствие тяжелейшей болезни, которая еще не преодолена страной. Эта болезнь — отсутствие ясного понимания правящим классом назначения России в мировом историческом процессе, понимания природы человека и характера социального процесса. Как результат — исчерпание теоретических оснований идеологии социализма.

Социализм опирался на всеобъемлющую картину мира, которая строилась на недостаточно продуманных философских основаниях, что в конечном итоге и привело к кризису его идеологии, идеологическому разоружению правящей элиты и ее идейной капитуляции перед коллективным Западом.

Последний, к слову сказать, также не имеет системного понимания действительности, но оказался более устойчивым в споре с социализмом за счет своей беззастенчиво хищнической природы, многовековая эксплуатация которой обеспечила ему материальное превосходство над СССР.

Россия — это не Запад. Это совсем другая цивилизация, которая столь же необходима в мировом историческом процессе, как и Запад. Но Россия еще не осознала в полной мере своей миссии в истории, поэтому ее правящий класс поступает непоследовательно.

Он восхищен достижениями Запада, считает Запад вершиной развития цивилизации, упуская из виду способствующие этому условия и жертвы, на которые человек Запада обрек себя и в большей степени других, по отношению к которым он вел себя подобно безжалостному хищнику.

Правящая элита нашей страны имеет дело с населением, которое в своей основной массе осознает ценность и значимость своего незападного образа жизни, и менталитетом народа элита не может полностью пренебрегать. Отсюда двойственность мыслей и поступков правящего класса и обслуживающих его пропагандистов. Эта двойственность является тяжелейшей ношей, которую он взвалил на себя, и которая медленно разрушает его, способствует его постепенному перерождению в новое качество.

Это перерождение не произойдет до тех пор, пока на основе гуманизма не сложится приемлемое для пассионарных слоев новое понимание природы человека, общества и мирового исторического процесса.

ИА Красная Весна: Как Вы относитесь к тому, что на месте страны и общества, добившихся победы в войне, создана потребительская система, отрицающая идеалы и ценности, которые отстаивали наши предки?

— Замена идеалов идолами кажется чудовищным регрессом, чем-то невозможным и необъяснимым. Но только при поверхностном знакомстве с вопросом. В действительности осуществление идеала как раз состоит в том, что он допускает свое отрицание, чтобы выявить всю силу отрицающей его стороны и преодолеть ее. Добро дает возможность проявиться злу, чтобы познать и победить его.

В этом видимом отрицании идеал не исчезает, а лишь переходит в латентное состояние. Если это выразить более просто по отношению к интересующему нас предмету, то можно сказать, что возвышенные идеалы социализма были выражены в абстрактной форме.

Примат коллективного интереса не предполагал полной социально-позитивной самодеятельности человека, требование социального равенства не было понято как равенство неравного, идеал духовного богатства представлялся как усвоение духовной культуры, причем ее избранных образцов, а не как преобразование эгоистической природы человека, закономерности которого нельзя понять, не изучая религиозный опыт и так далее.

Господствующая идеология хорошо описывала преграды, которые отделяют человека от светлого будущего, но само светлое будущее не было понято как общество, которое имеет внутренние стимулы для своего творческого развития. Развитие идеологии — дело профессионалов, находящихся в сфере духовного производства. Оно требовало от этих профессионалов личного мужества, но они в целом предпочли придерживаться конформистской жизненной линии, получая различные преференции от власти и обрекая страну на поражение в глобальном противоборстве Западу.

Когда стало очевидно, что СССР выстоит в борьбе с фашизмом и распространит свое влияние на страны Запада, такие недруги России, как фон Хайек, Поппер, Рассел, по собственному почину стали разрабатывать концепции, доказывающие цивилизационную неполноценность России как общества тоталитаризма, который якобы роднит его с фашизмом.

В это время советские специалисты в области западной философии вместо того, чтобы основательно анализировать эти концепции и принимать их во внимание в целях развития господствующей идеологии, ограничивались наклеиванием ярлыков и тирадами ругательств в их адрес, удостаивались за это высоких премий, а на исходе двадцатого столетия принимались охаивать некогда ими превозносимый марксизм.

О чем это говорит? О том, что при оценке личности, играющей статусные роли, не принималась во внимание такая сторона нравственного облика человека, как его совесть. Поэтому власть сосредоточили в своих руках люди без совести, но еще более негативные последствия имело то обстоятельство, что идеологией занимались те, кто этой совести был лишен.

Крушение социализма — это средство болезненного перехода страны к такой организации общественной жизни, которая будет представлять собой отношения свободных самостоятельных личностей, сообразующих свои действия со своей совестью. Позитивная человеческая индивидуальность формируется только в противоборстве с его эгоистическими устремлениями. Последние должны быть в полной мере проявлены. Поэтому современное господство идолов вполне закономерно. Вопрос не в том, почему оно есть, а в том, почему ему активно не противостоят силы добра.

Следует сказать, что захватившее людей потребительство необходимо оправдать, ибо в нем следует видеть стремление людей создать условия достойной жизни, которые освобождают время для всестороннего развития. Нельзя забывать, что немалая часть населения страны живет совершенно в удручающих условиях.

А вот задача интеллектуалов, занимающихся духовным производством, состоит в том, чтобы показать человеку, в каком направлении он может развивать свои способности в освободившееся от трудовой занятости время, чтобы в полной мере он достигал самореализации и внутренней удовлетворенности.

Вообще, мнение о чрезмерном потребительстве россиян скорее описывает виртуальную реальность. Серьезное исследование этого феномена должно опираться на основательные статистические данные о доходах и расходах населения по различным стратам, потребительским товарам, месту проживания в динамике за последние два–три десятилетия.

ИА Красная Весна: История с коронавирусом наглядно продемонстрировала социальное неравенство в России и мире. Крупнейшие чиновники говорят о будущем, в котором дистанционное образование станет естественным явлением для большинства. Эксперты Валдайского клуба прямо заявляют, что очное образование должно остаться привилегией элиты. Является ли память о Победе памятью о социальной справедливости, которую отстаивали в войне?

— Стремление свернуть очное образование преследует две цели: экономию бюджетных средств и удерживание населения страны на таком уровне образованности, который позволяет им легко управлять. Очевидно, что эти цели никак не соответствуют социалистическому идеалу общественной системы, который в определенной степени формировал сознание советского народа, защищавшего свою Родину в годы Великой Отечественной войны.

Трансформируя систему образования, правящий класс стремится утвердить деление общества на две основные разделенные непреодолимыми перегородками страты: элиты и всех остальных. Эта стратегия вписывается в попытку мировой элиты структурировать по этому принципу всё население Земли, которое будет управляться мировым правительством. Идея мирового правительства, выдвинутая в эпоху Просвещения, как концепция принималась в качестве самоочевидной уже в конце девятнадцатого столетия, а в XX веке стала методически осуществляться.

Оценивая реальность осуществления этой концепции, следует сказать, что выживаемость общественной системы обеспечивается только посредством использования всего богатства индивидуальностей, формирующих ее, что недостижимо в условиях закрепления управленческих функций и творческого труда за замкнутой социальной группой. Поэтому модели такого рода общественных систем никогда не могут быть осуществлены в полном объеме.

Следует иметь в виду рациональное зерно такого рода моделей, которое заключается в утверждении жесткого разделения населения на отдельные страты. Такое разделение необходимо, оно формирует стимулы для индивидуального развития. Но это разделение должно быть гибким, подвижным и преодолимым, что эти концепции не предусматривают. И в этом качестве они подлежат серьезной критике.

Что касается дистанционного обучения, то, учитывая в целом его негативный аспект, связанный с утратой эмоциональной стороны в общении между учеником и преподавателем, которая необходима для формирования индивидуальности обучающего, следует в нем видеть реакцию на сложившуюся ситуацию в современном образовании.

Наше образование, к сожалению, стало формальным в силу того, что не может обеспечить выпускника профессией, гарантирующей ему достойное положение в обществе, профессиональный рост и ожидаемое материальное вознаграждение за труд. Знания, которые студент получает, оказываются невостребованными, что лишает преподавателя мотивации серьезно учить, а студента учиться.

В особенности плачевным является состояние социально-гуманитарных наук. В силу этих обстоятельств реальный учебный процесс, несмотря на героические усилия многих преподавателей вузов, оказывается нередко обезличенным, то есть по существу дистанционным.

Преодоление кризиса в образовании возможно лишь в результате изменения модели функционирования российского общества в целом. В качестве отдельных шагов, способствующих решению этой задачи, можно предложить:

1) обсуждение в самоорганизованном профессиональном сообществе с привлечением всех заинтересованных лиц достоинств и недостатков дистанционного образования;

2) организацию коллективной работы по созданию современного контента учебных дисциплин различной степени сложности;

3) создание экспериментальных негосударственных учебных заведений, работающих по своим прогрессивным методикам и учебным пособиям;

4) разработку социальной теории, отстаивающей самоценность российской цивилизации как необходимого элемента всемирно-исторического процесса.

ИА Красная Весна: Ситуация с коронавирусом несопоставима с ситуацией Великой Отечественной войны ни по тяжести, ни по нагрузкам, ни по жертвам. Сравнивая с периодом войны, как проявила себя современная Россия?

— Война поставила вопрос о самом существовании России, тогда как эпидемия лишь усложнила стоящие перед страной задачи, возможно, тем самым стимулируя их решение.

ИА Красная Весна: Заставила ли Вас пандемия коронавируса изменить отношение к стране-победительнице СССР и ее распаду? Если это отношение изменилось, что Вы считаете нужным сделать сегодня стране и обществу?

— Едва ли COVID-19 изменил отношение каждого сознательного человека к СССР, которое у него уже сложилось. Что касается задач, стоящих перед страной, то они достаточно точно сформулированы патриотическими мыслящими экономистами, политологами, историками, культурологами. Некоторые мысли в отношении желаемой идеологии мною высказаны выше.