Траур, задержания и борьба за подряды — неделя в Санкт-Петербурге

Изображение: Вячеслав Яковенко © ИА Красная Весна
Санкт-Петербург за неделю
Санкт-Петербург за неделю

Годовщина начала блокады Ленинграда

На прошедшей неделе Санкт-Петербург вспоминал блокаду города во время Великой Отечественной войны. Она началась 8 сентября 1941 года и была полностью снята 27 января 1944 года. 8 сентября обычно проводятся траурные мероприятия.

В этом году среди прочих мероприятий был заложен камень в основание нового музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» на Смольной набережной. На торжественной церемонии присутствовал губернатор Полтавченко.

Выбор проекта нового музея вызвал споры в обществе. Среди предложенных вариантов некоторые явно имели культурно-развлекательную направленность, что вызвало протест блокадников. Власти пообещали учесть их мнение при выборе проекта. В итоге победил проект «Студии 44».

Новый музейно-выставочный комплекс будет масштабным объектом. Помимо мемориала, в нем предусмотрены научно-исследовательский центр, постоянная экспозиция и зона для временных выставок, образовательный и театрально-концертный центры, фондохранилище и архив. Музей должен был открыться к концу 2019 года, но директор петербургского Центра выставочных и музейных проектов Сергей Важенин на прошедшей неделе заявил, что срок сдачи находится под большим вопросом.

Помимо закладки основания нового музея и традиционного возложения цветов на Пискарёвском мемориальном кладбище и других кладбищах города на Марсовом поле прозвучала «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра «Молодые таланты». Также состоялось шествие под названием «Вечно живые» от Марсова поля к Дворцовой площади, в котором приняли участие горожане в военной форме и в гражданской одежды. После шествия на главной площади города состоялся концерт.

На хозяйстве

В промышленной сфере на прошедшей неделе произошло два интересных события.

Совместное предприятие «Сименс технологии газовых турбин» заявило, что не видит угрозы своему бизнесу в намерениях «Силовых машин» создать турбину большой мощности, и в свою очередь собирается локализовать производство своей турбины в Санкт-Петербурге вплоть до 100%.

Перевод «Силовых машин» в российскую юрисдикцию, выделение государством средств на разработку турбины большой мощности и строительство опытных станций явилось тревожным сигналом Siemens, совместное предприятие (СП) которой с «Силовыми машинами» поставляет такие турбины для российских электростанций. После скандала с поставками турбин в Крым, которые были оспорены СП и Siemens, действия «Силовых машин» и российских властей можно рассматривать как попытку избавиться от зависимости от западных технологий и перейти на использование своих. Это чревато в дальнейшем отказом от использования немецких турбин и полным переходом на свои. Поэтому обеспокоенность Siemens, завуалированная под уверенность в отсутствии угрозы, весьма оправдана. Только вряд ли локализация производства турбин в России поможет против санкций, действующих и будущих, от которых страна хочет обезопасится. Либо локализация будет «с секретом», который поможет поставлять продукцию совместного предприятия в обход любых санкций.

Вторым интересным событием стало заявление директора «Балтийского завода» Алексея Кадилова о необходимости 16 млрд рублей на модернизацию производства. Судостроительный завод занимается производством атомных ледоколов и является одним из претендентов на реализацию проекта нового атомохода «Лидер». Правительство должно выбрать, кто будет строить ледокол, «Балтийский завод» или дальневосточная «Звезда». Решение может быть принято на текущей неделе на Восточном экономическом форуме.

Вряд ли заявление Кадилова было сделано в отрыве от этих обстоятельств. С одной стороны «Балтийский завод» обладает огромным опытом в строительстве атомных ледоколов, но с другой, государство заинтересовано в развитии судостроения на Дальнем Востоке, в том числе на «Звезде». Технически сейчас оба предприятия недостаточно оснащены для реализации нового проекта. «Звезда» еще не окончательно достроена. «Балтийский завод» требует модернизации. Поэтому директор завода озвучил сумму вложений, которая необходима для готовности к выполнению новых задач в преддверии принятия федеральным центром ответственного решения. Названная сумма значительно меньше кредита в 40 млрд рублей, полученного «Роснефтью» на достройку «Звезды».

Какой руководством страны будет сделан выбор, станет ясно в самое ближайшее время.

Митинг-подарок

Одним из самых ярких событий в жизни города на прошедшей неделе стал митинг сторонников Навального против пенсионной реформы. Точнее, мероприятие, так и не ставшее полноценным митингом.

Сначала городские власти одобрили заявку организаторов на проведение митинга на площади Ленина перед Финляндским вокзалом. К слову сказать, это была первая крупная акция сторонников Навального, которую городские власти согласовали. Однако, 6 сентября на площади произошла авария, в результате которой из-под земли забил водяной фонтан высотой несколько метров. Для устранения аварии участок проезжей части огородили, а движение перекрыли.

Сначала власти предупредили организаторов, чтобы те были осторожны, но акцию не отменили. Однако, на следующий день согласование все-таки было отозвано, а протестантам предложили переместиться в Удельный парк. Организаторы отказались и решили проводить несанкционированную акцию на площади Ленина.

В результате было задержано, по разным данным СМИ, от 400 до 600 человек. МВД заявило всего о 100 задержанных на площади Ленина и во время стихийного шествия. Суды завалены делами об административных правонарушениях.

В итоге сторонники Навального получили то, что хотели. Справедливый повод для претензий к власти: митинг разрешили, а потом под сомнительным предлогом запретили; образ борцов за справедливость против жестокого режима, уволакивающего в автозаки невинных граждан, которые узнали, что митинг внезапно стал несанкционированным, только на месте. Лучшего пиара сторонники Навального вряд ли могли желать.

Вольно или невольно городские власти сыграли на руку несистемным оппозиционерам. Не говоря уже о самом предмете протеста, пенсионной реформе, которая дала в руки уличным специалистам энергию абсолютно справедливого гнева народа. Происходящее начинает напоминать пресловутую «Перестройку», когда часть системы своими якобы тупыми действиями подыгрывала оппозиционерам в их действиях по расшатыванию государства.

Чем это кончилось тогда, все прекрасно помнят: развалом государства, русским крестом, когда смертность повышалась, а рождаемость падала, и демографической ямой, последствия которой, кстати, пенсионные реформаторы теперь якобы хотят преодолеть. Если все так дальше пойдет, России грозит еще одна демографическая яма, из которой страна может уже и не выбраться.