Новая плеяда дискредитаторов-опростителей, создателей несложного существа, не может не уничтожать творения предшественников. Она в этом смысле глубочайше и неслучайно паразитарна

НЕсложное существо — 2

В предыдущей статье мы говорили о том, что такое принижающий сюжет в современном театре, как происходит «опрощение героя», шельмование истории, десакрализация священных символов, и как с помощью этого формируется примитивный человек.

Подобного рода приемы не чужды и современной киноиндустрии.

В преддверии 70-летия Великой Победы на Первом канале телевидения был показан многосерийный фильм «Молодая гвардия». В рекламном ролике было заявлено, что это «новый взгляд на одну из самых драматичных страниц Великой Отечественной войны». Подчеркивалось, что это не ремейк знаменитого фильма С. Герасимова и не экранизация одноименного романа А. Фадеева, а что в основу фильма положены исторические свидетельства и документы.

Режиссер фильма Л. Пляскин пояснил: «Путь молодогвардейцев — это легенда, которая обросла мифами и домыслами. Мы представляем свой взгляд на их подвиг, основываясь на историческом материале... «Молодая гвардия» — это история про войну и детство. Там были ребята от 12 до 22 лет. Несмотря на войну, они влюбляются, дурачатся, хулиганят... Они совсем не боятся смерти».

И что же получилось? Анонсировали фильм как новое откровение, основанное на документах, но напихали в фильм технических ляпов и анахронизмов, что-то просто не заметили, а чему-то не придали значения.

Сюжет фильма упрощен и представляет собой нечто вроде американского приключенческого боевика. 1942 год, Краснодон. Виктор Третьякевич пытается спасти свою возлюбленную — еврейскую девушку Соню. Спасти ее не удается, и Виктор вместе с друзьями — Сережкой Тюлениным и Ваней Земнуховым — решают создать для борьбы с карателями тайную организацию «Молодая гвардия». По решению Центра в Краснодон заброшены агенты — Любовь Шевцова и Артист.

При этом, несмотря на войну, в городе продолжается как бы мирная жизнь. Мать Олега Кошевого относится к немцам вполне лояльно, объясняя это тем, что «может, они здесь навсегда». Люба Шевцова организовывает для прикрытия кружок самодеятельности, в котором принимают участие все молодогвардейцы. Как Мата Хари, она поет и танцует, развлекая немцев в кабаре, и крутит романы как с фашистами, так и с молодогвардейцами.

Молодогвардейцы тем временем взрывают оружейный склад, разбрасывают листовки, совершают диверсии и другие опасные операции.

Сюжет «Молодой гвардии» напоминает фильм «Неуловимые мстители» или какую-то игру в казаки-разбойники, ведущуюся вокруг тупоголовых полицаев и сдержанных немцев. В фильме много сцен, где «наивных» немцев ловко обманывает Сергей Тюленин, а те ни о чем не догадываются.

И. Макарова, исполнительница роли Л. Шевцовой в классической версии фильма С. Герасимова, дает такую оценку новому фильму: «Не знаю, что бы сказали родители Любы, посмотрев сериал «Молодая гвардия», где их дочь раздевается перед фашистами. Люба никогда не была продажной, а тут она крутит романы и со сверстниками, и с фашистами».

Возникает вопрос: «А зачем режиссеру нужно было снимать новый фильм, который явно будет сопоставляться с предыдущим? Почему так нужно было ему снимать фильм о Краснодоне, о «Молодой гвардии»? Давать новую трактовку героев? Взял бы и снял совсем новый фильм о войне, герои которого и раздевались бы, и крутили романы, и между делом подвиги совершали. Почему ему мешают спать лавры Герасимова?»

Ответ достаточно очевиден. Режиссеру нужно выделиться за счет дискредитации и профанации того, что уже сделано, того, что создало в обществе определенное устойчивое представление о героизме. Если режиссер просто снимет другой фильм, а не «опустит» фильм-предшественник, то этого никто не заметит. Новая плеяда дискредитаторов-опростителей, создателей «несложного существа» не может не унич­тожать творения предшественников. Она в этом смысле глубочайше и неслучайно паразитарна. Дискредитируешь предшественника — и себя приподымешь, и сыграешь роль в общей кампании дегероизации.

Даже представители «Эха Москвы», которые ищут любого повода, чтобы рассказать «о мерзостях советского времени», были обескуражены подобным фильмом. К. Ларина: «Это пример абсолютной профанации темы. Потому что режиссер Леонид Пляскин, не очень понимал... как ему видится тема войны, героизма, молодежи, подполья. Это что, либо какая-то оперетта, мюзикл типа кабаре? <...> Я считаю, что это абсолютная спекуляция... и к правде искусства не имеет никакого отношения. Даже попытки приблизиться к настоящей подлинной истории «Молодой гвардии» здесь не предпринято».

Наверное, таким, как Ларина, казалось, что воюя с советской сложностью и советским героизмом, они поспособствуют продвижению новой антисоветской сложности и нового антисоветского героизма. А на деле они поспособствовали продвижению примитива, который их же и сожрет. В доказательство можно привести, например, следующее высказывание — Kritikan VGIK: «Поколение, казалось бы, достаточно взрослых и думающих 25–30-летних людей... совершенно не знают о «Молодой Гвардии». Многим же запомнился только дурачок-Тюленин из-за сходства с Вованом из «Реальных пацанов».

Была такая пьеса — «Смотрите, кто пришел!». Ларина и ей подобные (Дондурей, к примеру), начинают, по-видимому, понимать, что пришел некий обобщенный Вован, которому что Герасимов, что Дондурей с Лариной. Я здесь не собираюсь преувеличивать сложность самой Лариной, читатель. Я просто пытаюсь обнаружить и предъявить нечто фундаментальное, скрывающееся под маской разного рода Вованов. Это фундаментальное — расчеловечивание через дегероизацию: «Даешь вованизацию «Молодой гвардии»! Даешь вованизацию всей страны!»

Буквально параллельно с выходом сериала «Молодая гвардия», 22 апреля (в день рождения В. И. Ленина), на Дмитровском шоссе открылся Развлекательный Центр Нового Поколения — под названием «Молодая гвардия». Центр представляет собой двухэтажный комплекс, включающий казино, клуб, ресторан и множество баров. Весьма достойное место для времяпрепровождения «несложных людей». Для них теперь и понятие, и название «Молодая гвардия» будут ассоциироваться исключительно с развлечениями.

Новая версия известного с советских времен культового фильма «А зори здесь тихие» вышла на экраны примерно в одно время с сериалом «Молодая гвардия».

И опять же, что вам неймется? Снимите новый фильм о войне! Ан, нет. Нужно не снимать новое, а обгаживать старое.

Напомним сюжет этого пронзительного в своей лиричности (и одновременно трагичности) фильма. В 1942 году в прифронтовой зоне в Карелии несут службу зенитчицы, которыми командует старшина Федот Васков. Когда боец Рита Осянина замечает в лесу двух немцев, старшина берет еще четырех девушек (бойцов Женю Комелькову, Лизу Бричкину, Галю Четвертак и Соню Гурвич) и отправляется с ними в погоню за диверсантами. Диверсантов оказывается не двое, а полтора десятка. Отряд Васкова вступает с ними в неравный бой, подкрепление не приходит, пять девушек гибнут одна за другой. Но диверсантам пройти не удается.

Как и в случае с «Молодой гвардией», создатели нового фильма заверяют, что их фильм — не ремейк одноименного фильма Станислава Ростоцкого 1972 года, а новая экранизация повести Бориса Васильева.

Р. Давлетьяров: «Мы не владеем правами на сценарий Ростоцкого, на его фильм. Нам принадлежат права на повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»

Действительно, в сюжете нового фильма есть несколько несущественных отличий от версии фильма 1972 года, например, Бричкина — дочь раскулаченных родителей, а Четвертак — дочь репрессированных. И хотя для развития сюжета подобные нюансы несущественны, сейчас это принято подчеркивать и предлагать зрителю как «необходимую приправу» к описанию эпохи.

На предпремьерном показе журналисты всё-таки поинтересовались у режиссера, зачем надо было переснимать одну из классических картин советского кинематографа? На что Р. Давлетьяров ответил, что он хотел поведать истину о войне и дать свое прочтение повести Васильева.

Оказалось, что по запросу Давлетьярова было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что 99 % молодежи не видели первой экранизации и не читали самой повести. Давлетьяров называет свой фильм «попыткой рассказать молодому поколению о войне их же языком... А молодежи нужно новое динамичное кино».

Видимо, поэтому в фильме Давлетьярова можно лицезреть полный набор всё тех же приемов, которые используются в голливудских боевиках. Здесь и взрывы, и эффектная пулеметная стрельба, и бомбежки, и крушение самолетов, и танковая атака, и другие спецэффекты.

И конечно же — обнаженная натура (как же теперь без этого?). Сцена в бане превратилась «в знойный эротический клип», а после бани девушки еще отправились под водопад (ну да, заняться-то им нечем!). И всё это так гламурненько и слащавенько, как при посещении Spa-салонов.

Вот что пишет возмущенный зритель Лиана2015 на сайте kino-teatr.ru: «Я понимаю, что этот фильм сняли для современной молодежи — некий эротический боевик и, конечно же, с коммерческой подоплекой, но нельзя было так позорить историю».

Ну как тут не вспомнить, что за режиссером Давлетьяровым тянется шлейф таких снятых им фильмов, как «Любовь-морковь» или «Моя безумная семья», рассчитанных на непритязательного зрителя, бездумно проводящего время у телика.

А глядя на актрис, играющих героинь военного времени (например, Кристину Асмус и Евгению Малахову), невольно припоминается их участие в Comedy club, а значит — непрерывный хохот, веселая игра в примитивизацию, насмешки. И зритель уже не верит ни в возможность подвига изображаемых ими героинь, ни в то, что подвиг был вообще.

Кстати, «несложному существу» уже довольно убедительно начинают внушать, что понятие подвига — это нечто лишнее в нашей жизни, что-то вроде аппендикса в сознании.

Так, на последнем кинофестивале «Кинотавр», который прошел с 7 по 14 июня 2015 года, был представлен фильм «Пионеры-герои» дебютантки-режиссера Натальи Кудряшовой. Ее фильм рассказывает о 35-летних представителях среднего класса, которые страдают от пустоты и безыдейности окружающего мира. А во всём оказывается виновато советское время, когда еще в пионерском детстве в них было заложено желание подвига. (Целых десять лет, будучи детьми, они жили при советской власти!) А теперь эти несчастные страдают от того, что им приходится жить в состоянии нереализованного героизма. И именно поэтому окружающая их жизнь кажется им такой серой, унылой и никому не нужной.

Н. Кудряшова: «Детям читали прекрасные книжки про пионеров-героев, учили любить Родину, помогать ближним и... ничего из этого в жизни не понадобилось».

Ваятели «несложных существ» продолжают неустанно трудиться на культурной ниве, захватывая всё большее количество ее сегментов. Об этом — в следующей статье.