Сбросить человека в варварство легче, чем учить его целостности — Кургинян

Изображение: Цитата из передачи "Предназначение"
Сергей Кургинян
Сергей Кургинян
Сергей Кургинян

Формирование целостного восприятия происходящего в человеке осуществляется с огромным трудом, а сбрасывание человека в бездну вторичного варварства делается гораздо проще, заявил политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 8 августа в очередном выпуске авторской программы «Предназначение», опубликованной в YouТube-канале движения.

Комментируя регрессивные тенденции в современной России и их влияние на жизнь общества, Сергей Кургинян обратил внимание на то, как легко целые общества были обращены в регресс в XX веке.

«Человек не рождается с таким восприятием. Оно в нем формируется с огромным трудом. Возвысить человека до способности к этому восприятию происходящего очень и очень сложно. А сбросить его с завоеванных высот в бездну варварства гораздо проще, — сказал политолог. — Сбросить в варварство, в постчеловечность, в дикарство ничего не стоит. Вообще, весь XX–XXI век показали, какая же чудовищно тонкая, хрупкая пленка натянута на что-то, совсем лишенное тех завоеваний, которые мы называем системными, культурными, в том числе завоеваниями цивилизации».

Политолог предложил оперировать понятиями «прогресс» и «регресс» при описании восхождения и нисхождения человека соответственно. При этом ученый предостерег от приравнивания прогресса как такового к представлению о линейном прогрессе или к научно-техническому прогрессу. Он напомнил, что обрушение человека обнуляет его научно-технические возможности.

«Как справедливо говорил герой Достоевского, „обратитесь в хамство — гвоздя не выдумаете“. Ну, так вот. Давайте вместо того, чтобы указывать на те или иные изъяны теории прогресса, рассматривать ложные модификации этого самого прогресса, просто признаем, что прогрессом надо называть движение от простоты, которая почти приравнивает человека к животному, к определенной сложности, способной обогащать человека и побуждать его к восхождению», — уточнил Кургинян.

Поясняя понятие регресса, политолог предложил сравнить человека здорового и человека, перенесшего инсульт.

«Сходите в больницу и посмотрите на то, к чему приводит, например, инсульт или любое другое повреждение той части головного мозга, которая сформировалась у человека на последнем этапе его восхождения. Вот перед вами больной, у которого эта сфера сильно повреждена. А вот здоровый, у которого она не повреждена. Разница очевидна, не так ли?» — спросил Сергей Кургинян.

Далее он предложил допустить, что сходное повреждение может возникнуть у человека вследствие других факторов, включая социальные.

«Если вы вдруг видите, что у здорового человека за счет болезни мозга произошло опрощение, потеря некой сложности, почему вы не можете назвать это регрессом? А если вы видите, что у здорового человека не за счет болезни мозга, а по другим причинам (пьянство, разболтанность, наркомания, социальная деградация) начинает проявляться то отклонение, которое вы перед этим наблюдали у больного, то почему вам это нельзя назвать регрессом, то есть вторичным упрощением той продуктивной сложности, которую человек сначала завоевал, а потом потерял по разным причинам?» — развил тезис политолог.

По мнению эксперта, такая потеря имеет право называться регрессом.

Сергей Кургинян также обратил внимание на очевидную разницу между примитивными обществами и обществами, прошедшими определенные этапы развития.

«Можно справедливо восхищаться так называемыми примитивными обществами и обнаруживать в их примитиве очень впечатляющую сложность. Но разница между обществом, прошедшим через рабовладение, феодализм и так далее, и обществом, оставшимся в каменном веке, очевидна. И сколь ты не сетуй на горькие плоды цивилизации, все равно ты видишь, что сложность — это сложность. И что обретение этой сложности — письменности, развитой культуры, книгопечатания, техники и так далее — это и есть прогресс», — подытожил Кургинян.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER